Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» в подготовительной к школе группе на тему «Чудесные превращения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Фирстова Вероника Владимировна

Конспект открытого занятия с  использованием презентации, опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ОО «Познание»

в подготовительной к школе группе

на тему «Чудесные превращения»

Подготовил:

Воспитатель

МДОУ ЦРР – д/с №15

Фирстова В.В.

Маркс

2013 г.

Цель. Развивать познавательный интерес детей к  неживой природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, подтверждать гипотезу – экспериментом.

Задачи:

ОО «Познание»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и агрегатных состояниях воды.

 Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный). Сформировать представление о свойствах магнита.

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

ОО «Социализация»

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Нацелить детей на поисковую  деятельность в детском саду.

ОО «Здоровье»

При помощи кинезиологических упражнений улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий головного мозга, повысить устойчивость внимания.

Продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью.

ОО «Коммуникация»

Способствовать развитию слухового восприятия.

Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

Материал и оборудование:

  1. Презентация «Герои сказок», «Физкультминутка»,  «Гимнастика».
  2.  Для экспериментов: Два стакана, лед, чехол на стакан;

термос с горячей водой, зеркало; коробка с камнем и загадкой, камни (речные и морские) по количеству детей, мнемотаблица для классификации, лупы;

магниты по количеству детей, скрепки металлические, игла, емкость с водой, компас.

Ход НОД.

В группе созданы три зоны для проведения экспериментов.

-Ребята, вчера я в автобусе услышала спор двух мальчиков. Один из них говорил, что превращения возможны только в сказках или в цирке, как фокусы и в жизни они не нужны. А второй был убежден, что превращения в жизни  происходят постоянно и могут быть очень полезны. Мне надо было выходить, и я не узнала, чем же окончился их разговор.  И решила с вами обсудить эту проблему. Так как вы думаете, встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и в кино, цирке? (Предположения детей)

Вот видите, мнения разделились, значит, чтобы ответить на этот вопрос нам надо самим совершить превращения, которые смогут помочь нам или научат новому. Проведение превращений по - научному называется опыт или эксперимент. И я пригласила экспертов по превращениям – это герои сказок.

Догадайтесь, кто первый гость – (Презентация) отгадайте загадку:

Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
  .......... (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)

Правильно, это снежная королева.  Вот ее задание. Наша гостья считает, что только она может совершать превращения с водой. А мы попробуем это опровергнуть.

Первое задание – объясните для чего зимой мы носим варежки? ( ответы детей)

Большинство считаете, что варежки греют руки. Давайте проверим опытным путем.

Эксперимент 1

Я беру два стакана, на один стакан одеваю варежку. Теперь в оба стакана кладу по кусочку льда. Что произойдет со льдом в комнате? Правильно, он растает, другими словами твердый лед превратится в жидкую воду. А вот в каком стакане это произойдет быстрее – ваши предположения? (ответы детей). Для достижения результата, должно пройти время. А мы пока ответим на второй вопрос.

Второе задание.

Почему зимой на стеклах появляется вода? (Ответы детей)

Эксперимент 2

Проведение опытов требует внимания и соблюдения техники безопасности. Внимание! В этом опыте используется горячая вода, поэтому коллеги, пожалуйста, сделайте шаг от стола и не подходите близко к термосу.

В термосе горячая вода – я его открываю и подношу к нему холодное, сухое  стекло, что происходит на стекле? (ответы детей). Откуда появились капельки воды?  Капли воды при большой температуре превращаются в пар, то есть жидкая вода становится легким газом. А когда на пути пара появляется холодное стекло, он  остывает и превращается опять в воду. Так как же появляется вода на нашем окне? (ответы детей). А кто теперь объяснит появление узоров на окне? Верно, вода на стекле замораживаясь превращается в лед.

Проверим, что же изменилось в наших стаканах. Где лед растаял быстрее? Почему? Подвожу детей к решению, что варежка помогает сохранить температуру предмета, а не согревает его. Поэтому, чтобы зимой не мерзли руки, надо сразу надевать варежки, не давая нашему теплу уйти .

Веселый Снеговик приглашает вас на разминку.

Физкультминутка.(приложение 2)

Вторая наша гостья  - Хозяйка медной горы. Она спрятала в группе коробку с заданием-  коробка зеленого  цвета и перевязана лентой.

Дети ищут коробку, находят на коробке загадка

«В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким в ладошке лежать,

Тяжелый, большой  - одному не поднять.

Что же это? (камень)»

Отрываем коробку – правильно.

А теперь задание от Хозяйки медной горы.  Она считает, что только она знает о камнях все. Давайте докажем ей, что и у нас есть такие  знания. Пройдите за столы и  необходимо составить описание вашего камня по таблице.

В данной  таблице указаны, какие свойства камня вы должны описать (Цвет, форма, величина, шершавый или гладкий, холодный или теплый). Вызываю по очереди 3-4 детей. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.(Дети рассматривают все свои камни)

Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

А как вы думаете, можно ли нагреть холодный камень? Как это можно сделать? (Ответы детей)

Эксперимент 3

Давайте попробуем нагреть его дыханием – вдох через нос и выдох на камень ( 4 раза). Получилось? Попробуем его потереть в ладонях, что происходит? Правильно камень становится теплее, он забирает наше тепло. В жаркие дни камни нагреваются на солнце, и потом может отдать это тепло нам.  Но долго сидеть на камне нельзя почему? (ответы детей).

И главный вопрос, скажите, ребята,  чем отличаются морские камни от речных?  И как вы догадались? (ответы детей)

Эксперимент 4

Какие превращения произошли с камнями в реке и в море? Речные камни  - шершавые, неровные с острыми углами. А морские камни – гладкие, округлые. Возьмите камешек в руки – представьте, что вы море и перекатываете камни и песок – (перекатываем камни в ладонях – вперед и назад  и произносим звук ШШШШ). Камешки трутся друг о дружку и постепенно становятся такими гладкими. А теперь положите камешек на стол и катите его как река (катим прямым движением со звуком ССС). Вот так два камешка попав в реку или в море, превращаются в разные по виду  камешки.

Кинезиологическая гимнастика.(приложение)

Третий наши гости это два друга Винтик и Шпунтик из Цветочного города.

Вот их загадка.

Это жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет.

Прилипанием страдает. (Магнит)

Скажите, что делает магнит? Правильно притягивает железные предметы. А как вы думаете .чем магниты отличаются друг от друга? (Ответы детей) А как можно определить какой магнит сильный, а какой слабый? (Ответы детей) Вот наши мастера предлагают вам самостоятельно определить, чей магнит сильнее. Подвожу детей  предположению, что чем больше притянет предметов,  тем магнит сильнее. Проведем опыт и узнаем, чей магнит сильнее.

Эксперимент 5

Держим магнит в руке и прикрепляем к нему скрепки, одну за другой – у кого получится самая длинная цепочка, тот магнит и сильнее.  Дети выполняют задание и считают, сколько скрепок в их цепочке.

Молодцы, еще один вопрос, а вы можете превратить металлический предмет в магнит? (ответы детей).

Конечно можете, если  приложить скрепку к магниту. А потом эту скрепку приложить к другой скрепке – то первая будет и сама магнитом – притянет вторую скрепку.

Где мы используем полезные свойства магнита? (Ответы детей)

Эксперимент 6

 Я хочу вам показать еще оно превращение. Как вы думаете, если иголку опустить в воду, что произойдет? (ответы детей). Проверим.  Этот опыт требует осторожности, поэтому  ребята, встаньте вокруг стола, не касаясь его.

Я  беру иголку, намагничиваю ее, затем кладу в масло. Потом  беру емкость с водой и осторожно опускаю иголку на поверхность воды, что происходит? Да иголка лежит на поверхности, но сейчас это не просто игла, она нам указывает, где север. Я превратила иглу в компас. Вот компас и был изобретен.  Поверим с помощью настоящего компаса. Все верно.

Как вы думаете, а всегда ли магнит полезен? (ответы детей). Если поднести магнит к компасу, то компас перестанет точно работать, магнит нельзя прикладывать к дискам, сотовым телефонам, экрану компьютера, телевизора – это создает помехи и портит эти приборы. А еще ученые доказали, что сильные магниты плохо влияют на кровь человека, так как в ее составе железо.

Ребята, давайте ответим на вопрос, который я вам задала в начале нашей беседы - встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и в кино, цирке?

(ответы детей)

Да вы правы – превращения бывают и в реальной жизни. Что нового вы узнали сегодня? А какие эксперименты вам сегодня было интересно проводить? Какое задание было для вас трудным?

Литература:

  1. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  2. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  3. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
  4. Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет», Волгоград , 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чудеса превращений» Воспитатель Фирстова В.В

Слайд 2

Первый гость Эта женщина прекрасна, Красота её опасна. Может взглядом погубить, Сердце в миг оледенить. Ведь она полна коварства, В ледяное её царство, Если кто - то попадёт, То, пожалуй, пропадёт. Кто эта красавица, Что коварством славится? Властная, мятежная

Слайд 4

Второй гость

Слайд 5

Классификация камня Цвет Форма Величина Характер поверхности Температура.

Слайд 6

Море

Слайд 7

Река

Слайд 8

Третий гость Это жадный предмет Все железо хватает. Для него нормы нет. Прилипанием страдает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс кинезиологической гимнастики Фирстова В.В.

Слайд 2

«Глазки» Глазки влево, глазки вправо. Вверх и вниз. И все сначала! 10 раз

Слайд 3

Язычок Язычок вы покажите, На него вы посмотрите. 10 раз

Слайд 4

Ротик Чтобы четче говорить, Рот подвижным должен быть. 10 раз

Слайд 5

Домик Мы построим крепкий дом, Жить все будем вместе в нем. 10 раз.

Слайд 6

Ладошка С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. 10 раз

Слайд 7

Ожерелье Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим. 10 раз

Слайд 8

Дыхание Глубоко мы все подышим, Сердце мы свое услышим. 10 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».

Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Тренировка олимпийцев» с использованием квест-технологии

ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взросл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №8 Тема: «Игра в Форд Боярд»

Обобщить  и закрепить  знания детей о характерных признаках времен  года; о  сезонных  изменениях в природе; умение устанавливать причинно - следственные связи;  формиров...