Семинар - практикум "Безопасность в природе ."
материал по теме

Сергеева Наталья  Владимировна


Работа с педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Семинар- практикум

«Знакомство детей с правилами безопасности в природе ».

      

Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Цель работы :  Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

1Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов. Формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

2Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе сочетаю с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

3 Формировать представления о правилах поведения при контакте с насекомыми и животными.

4Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе.

Направления работы: 

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
  2. Охрана природы

  3. Съедобные и несъедобные грибы

  4. Лекарственные и ядовитые растения

  5. Контакты с насекомыми, животными


С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:


  • специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

  • совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Средства, методы и приемы работы с детьми:
Дидактические игры:

«Времена года»

«Где что растет?»

«Ребятам о зверятах в деревне», дома.

 «Кто что ест?»

«Что хорошо - что плохо»

«Правила поведения в лесу»

«Найди пару»

Двойняшки «Деревья, растения, цветы», «Овощи и грибы».

Лото «Шесть картинок»

«Что с начало, что потом»

Задание для педагогов: Составь схему последовательности.

Коллекции: ракушек, камешков, марок, открыток «Цветы», «Природа», гербарий из листьев.

Альбомы:

«Дикие животные наших лесов»

«Домашние животные и птицы»

«Веселая аппликация»

«Мы их знаем» (насекомые)

Фотоальбомы:

«Моя елочка»

«Правила поведения в лесу»

Дидактический материал:

«Птицы»

«Лекарственные растения» (открытки)

«Грибы» (открытки)

Папка-передвижка «Съедобные и ядовитые грибы»

Атлас мира (для самых маленьких)

Экологический атлас «Окно в мир»

Аромотерапия

Опыты и эксперименты (картотека)

П/и «К дереву беги» и др.

Сюжетно- ролевые игры «Путешественники» и др.

Игры –эксперименты и игры-путешествия, связанные с безопасным поведением в природе.  

Проблемные ситуации

Индивидуальная работа

Чтение детской литературы

Ситуационные задачи: «Сгруппируй опасные и безопасные предметы», «Как думаешь, что будет дальше, если мальчик поступит так…».

Проектная деятельность «Безопасность», «Птицы», «Вода- наше богатство».

Художественно-продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация)

Игры с макетами

Беседы «Как избежать неприятности в лесу», на реке и др.

Викторины

Наблюдения

Уроки доброты «Как помочь птицам» и др.

Работа с семьей: Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

-Беседы

-Консультация «Осторожно насекомые», «Берегите природу!».

-Конкурс книжек- малышек

-Памятки для родителей

-Папка-передвижка «Съедобные и ядовитые грибы».

-Анкетирование

-Наглядная информация

Задание для педагогов:
- Что такое безопасность в природе?(отсутствие опасных видов животных, растений, насекомых, грибов).
Изготовление « Природоохранных знаков».
 

Вывод:

Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.


Литература:


Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004


Белая К.Ю., Зимонина В.Н, Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001

Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991


Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – М., Просвещение, 1985


Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. – М., Учпедгиз, 1962


Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986


Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1982

Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970


Смирнова А.Д. Ядовитые растения. –Волго-Вятское книжное изд.,1968


Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. – М.,Лазурь, 1995


Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. – М., 1997



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-семинар "Знатоки природы"

Игра-семинар«Знатоки природы»   Цель: Развитие творческого потенциала и компетентности педагогов по вопросам Начиная с раннего детства через игру и эмоциональное воздей...

Семинар «Формирование эстетического отношения к природе»

Содержит практический материал для проведения семинара...

Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу....

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: "Труд детей в природе"

Труд детей в природе играет большую роль в развитии личности ребенка. Практикум нацелен на формирование у педагога совокупности теоретических знаний по трудовому воспитанию....