Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: Загадки зимы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мною было проведено открытое занятие, которое я предлагаю коллегам для перенятия опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zagadki_zimy-_sr.gr_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 186 городского округа Самара

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе

Тема: "Загадки зимы"

(к тематической неделе "Зима")

Разработал воспитатель Аглиева Алия Халимовна

                                                           2013 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

 Тема: Загадки зимы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о зиме, посредством познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

  • расширять представления детей о зимних изменениях в природе;
  • формировать знания о тяжёлой жизни животных в условиях суровой зимы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • учить детей различать лесных животных по внешнему виду, через загадки;
  • формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  • формировать умение слушать рассказ;
  • закреплять умение разгадывать загадку;

Образовательная область «Коммуникация»:

  • активизировать словарь ребёнка;
  • учить логичному использованию образных слов и выражений в самостоятельных высказываниях.

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • формировать интерес к созданию снежинок;
  • упражнять умения детей в освоении нетрадиционной техники рисования (рисование манной крупой используя шаблоны).

Методы и приёмы:

Практические: чтение рассказа, физ.минутка «Зайка», участие в опытах, изготовление снежинок, украшение ёлки снежинками.

Наглядные: рассматривание изображений на экране, опытов, изготовленные работы друзей, снежную ёлку.

Словесные: ответы на вопросы воспитателя, прослушивание рассказа, разгадывание загадки.

Материалы и оборудование: ёлка; экран, ноутбук; кусочки льда, ваза, салфетки, мнемотаблица, картинки с изображением: Деда Мороза со Снегурочкой, стакана, палитры с красками, лимона и капельками воды; шаблоны снежинок, клей, кисти, манная крупа.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

 Приветствие гостей «Улыбка».

 Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь гостей, необычно поздороваться с ними и подарить всем свою улыбку и хорошее настроение.  

- Дети, какое сейчас время года?

- Скажите, пожалуйста, какая бывает зима?

Приветствуют гостей улыбками,

Повышен эмоциональный настрой детей.

2

-У меня есть «волшебный экран», посмотрите, какой зимний пейзаж изображён здесь. Давайте отправимся в зимний лес на воображаемую прогулку.

- Как тихо вокруг… Постаралась волшебница-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников.

 Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы да  лакомится ими, да зайчишка выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.

 Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.

 А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла ее. Наверное, ей удалось пообедать.

 А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…

Рассматривают изображения на экране, слушают рассказ воспитателя.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Закреплены и обогащены знания о животных.

3

 Вопросы воспитателя:

- Кого вы встретили в зимнем лесу?  

- Какие следы у зайца?

- Почему задние лапы у него длиннее?

- Как заяц запутывает следы?

- Зачем лисица разрыла снег?

- Как выглядит снаружи медвежья берлога?

- Почему над ней поднимается пар?

Отвечают на вопросы воспитателя.

Активизированы мыслительные процессы: речь, память, мышление.

4

Игра «Зайка» (физ.минутка)

- Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

Выполняют движения физ.минутки в соответствии с текстом.

Обеспечена потребность детей в движении, снятия мышечного напряжения.

5

-Ребята, разгадаете загадку и увидите отгадку.

-Снежок, сверкая, кружится,

И все кругом бело.

Озера, реки, лужицы

Вдруг стали как стекло. (Лед)

На экране появляется картинка льда – кусочки льда.

Отгадывают загадку, рассуждают.

Повышен эмоциональный настрой детей.

6

-Льдинки такие красивые, блестящие и, наверно вкусные. Можно их есть?

-Льдинки нельзя брать в рот. Лед холодный, можно простудиться.

-А вы хотите узнать, что то новое о свойствах льда.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Организована безопасность в работе со льдом.

7

-Давайте пройдем к нашему первому столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда.

Опыт №-1

-Если мы его подержим в ладони, то сможем почувствовать. Какой он? (холодный)

-Правильно, давайте это явление обозначим на нашем экране - Дедушка Мороз и Снегурочка, ведь они к нам приходят только тогда, когда наступает холод …

Опыт №2

-Следующее свойство, которое мы с Вами можем выяснить – это мягкий, хрупкий или твёрдый? Как вы думаете, лёд какой? Давайте проверим, попробуем сдавить его пальцами. Как вы думаете, мягкий он или твёрдый? (твёрдый)

-Я специально эти кусочки льда заморозила потоньше, если я его сейчас уроню, как вы думаете, он разобьётся или нет? (хрупкий)

-А теперь, давайте проверим? Что случилось со льдом? (разбился, сломался, раскололся)

-Обозначим и это свойство льда, чтобы не забыть. Посмотрите, на картинке стеклянный стакан. Он прочный, твердый, если мы его уроним, что может произойти? Такой картинкой мы обозначим второе свойство льда – хрупкость.

Опыт№3

-Посмотрите на лёд, как вы думаете какого он цвета? (бесцветный, белый, серый)

-Чтобы это выяснить, нам помогут разноцветные кружочки. Выберите один кружок такого цвета, который вам понравился. Положите его на ладонь, цветной стороной вверх, а сверху положите кусочек льда. А теперь какого цвета лёд?

-Давайте обозначим на экране и это свойство. В этом нам поможет картинка с изображением палитры с красками.

Опыт№4

-Ребята, как вы думаете, как можно узнать, имеет лёд запах или нет. Правильно, но чтобы его запах сравнить с другим, предлагаю понюхать не только лёд, ещё я приготовила для вас лимон. Поэтому каждый из вас сначала понюхает свой кусочек льда, затем разрезанный лимон. Как вы думаете, есть ли запах у льда?

-Давайте обозначим это свойство с помощью картинки, на которой изображён лимон.

Опыт №5

-Мы столько нового узнали о свойствах льда, вот только, пока мы играли, мой кусочек льда куда то делся. А ваши? (растаял, превратился в воду)

-Давайте обозначим и это свойство льда, обозначим его капельками воды. -Ребята, а как вы думаете, эту воду можно превратить обратно в лёд? Её можно заморозить? Что для этого нужно? Где мы можем её заморозить?

-Вам понравилось играть с льдом? Давайте вспомним все свойства льда, которые мы сегодня рассмотрели. В этом нам помогут картинки, которые мы обозначили во время опытов.

Воспитатель предлагает детям с помощью алгоритма ответить на вопросы: Лёд какой? – Холодный, хрупкий, прозрачный, без запаха, в тепле тает.

Участвуют в опытах, работая в коллективе. Работают с мнемотаблицей, поочерёдно прикрепляя картинки.

Задействованы тактильные ощущения. Обогащены знания детей о свойствах льда.

8

-Кто знает из чего состоит снег? (из снежинок) Снег укрывает деревья в лесу от трескучего мороза. А наша ёлочка совсем без снега. Давайте сделаем много снежинок, чтобы укрыть ёлочку.

Воспитатель приглашает детей за столы, для изготовления снежинок.

Дети садятся за столы, выполняют самостоятельную работу «снежинки» (под музыку). По мере изготовления дети приносят поделки, которые воспитатель прикрепляет к коллажу.

Продуктивная деятельность сопровождаемая музыкой, для лучшего воспроизведения образа.

9

-Посмотрите, наша ёлочка вся укутана снегом. Сколько снежинок получилось, все такие необычные. Теперь она не замёрзнет в лютые морозы.

Развешивают снежинки на ёлку, рассматривают работы друзей.

Обобщение продуктивной деятельности детей.