Ознакомление детей с народным календарем
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Маркина Лариса Николаевна

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Ознакомление детей с народным календарем»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_narodnym_kalendarem.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ Детский сад №1517

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Ознакомление детей с народным календарем»

Подготовила и провела:

воспитатель старшей группы

Маркина Л.Н.

Москва 2014год

Тема: «Ознакомление детей с народным календарем»

Цели:

  • Познакомить детей с народным календарем, с одним из его праздником весны «Герасим – грачевник» и символом этого праздника первой весенней птицей – грачём. Рассказать детям о том, что главным обрядовым действием праздника «Герасим – грачевник» было выпекание из пресного теста «птичек – птушек», «жаворонков», «куликов».
  • Обогащать словарь детей словами «грачевник», «веснянка». Учит отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Научит лепить из теста жаворонков.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, вызвать в детях восхищение творчеством русского народа.

Материал: картина о весне; иллюстрация птицы – грач; тесто.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций;  чтение пословиц, поговорок; заучивание с детьми веснянок, закличек.

Ход занятия

  У русского народа, ребята, много праздников. Недавно мы с вами праздновали Масленицу. Всю неделю ели блины.

   После Масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, её зазывали, заклинали песнями – веснянками встречали хлебом, как дорогую гостью.

   В народном календаре, ребята, 17 марта называется Герасим – грачевник. В старину люди верили, что святой Герасим первых птиц – грачей из теплых  стран

впереди себя гонит. А старики говорили «Грач на горе – весна на дворе», «Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко», «Увидел грача – весну встречай».

- Посмотрите, ребята, на эту иллюстрацию. Какое время года здесь изображено?

 - Весна.

 - По каким признакам вы узнали, что это весна?

 - Деревья стоят голые, на проталинках лежит снег.

 - Что вы видите на переднем плане картины?

 - Грача.

 - Какого цвета грач?

 - Черного.

   Посмотрите, грач такого же цвета, что вспаханная, пробудившаяся от зимнего снега земля. Грач не только несет на крыльях весеннее тепло, но и выполняет важную функцию в природе. От теплых солнечных лучей просыпается не только земля, но и вредные насекомые живущие в ней. Грачи на полях выискивают этих насекомых. И тем самым принося пользу хлеборобам. Но вернемся к нашему празднику Герасим – грачевник.

   Главным обрядовым действием этого праздника  было выпекание из пряного теста птичек – «жаворонков», «птушек». Их форма могла быть различной, но считалось важным подчеркнуть расправленные крылья – птички всегда изображались летящими.

   Выпечка жаворонков начинались накануне дня сорока мучеников севайстийских    (17 марта), который в народе чаще всего называется просто сороки. По приметам, именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращается в родные края сорок разных пташек» и наступает весна. Более ранний прилет птиц считался как бы «ненастоящим».

   Март, ребята, - месяц капризный, то тепло, а то и мороз ударит. И если птицы возвращались в родные края раньше срока, то могли замерзнуть от холода.

   Готовые выпеченные фигурки птичек, ребята, давали на забаву детям. Ребятишки со своими «жаворонками», «куликами» забирались на крыше сараев, заборы, подбрасывали вверх как можно выше или привязав печенье веревкой к длинному шесту, бегали с ней по деревни, изображая прилет настоящих птиц.

   Вечером, наигравшись вволю, ребятишки съедали печенье. Считалось, ребята, если кто съедал печенье, то  становился более здоровым. Чтобы в семье было все благополучно, «несколько «жаворонков» оставляли до будущей весны.

   И сегодня на занятиях мы  с вами тоже будем  выпекать «жаворонков». Перед вами у каждого на столе лежит тесто. Скатаем длинную колбаску, потом завязываем колбаску на узел. Получается один кончик на верху, другой внизу. Из  нижнего делаем хвостик, приподняв чуть – чуть вверх, а из изюминок. Они у вас лежать на тарелочке. Все это складываем на протвень. На полдник наши «жаворонки» будут уже  готовы, и мы устроим праздничное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)

познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"

Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...