Конспект познавательной деятельности с элементами художественного творчества и ТРИЗ в старшей группе "Жила-была баклуша"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Калинина Татьяна Александровна

Конспект познавательной деятельности с элементами художественного творчества и использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Жила-была баклуша».

Воспитатель: Калинина Т.А.

 

Программное содержание.

Познакомить детей с историей изготовления ложки.

 Закрепить умение составлять узоры по мотивам хохломской росписи. Учить использовать цветовую гамму хохломы. Побуждать использовать для составления узора растительные элементы-цветы, ягодки, листья, травку. Совершенствовать навыки работы акварелью - рисовать всей кистью, концом.

Учить оценивать свой рисунок, выделяя средства выразительности. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Словарь: баклуша, чурочки, «бить баклуши».

Предварительная работа.

Заучивание пословиц о ложке, труде, рассматривание изделий Хохломы.

Материал и оборудование.

Краски, кисточки, листы бумаги, карандаши, ножницы, деревянные ложки- на каждого ребенка.

Ход.

Хотела рассказать вам сказку. Начало в ней такое: «Жила-была баклуша…» А потом подумала, что вы ведь не знаете, что такое баклуша? Знаете? Тогда нарисуйте, пожалуйста, баклушу.

 Дети рисуют. Воспитатель показывает рисунки детей, а они объясняют, что такое баклуша и почему именно этот предмет называется баклушей.

«Прожужжали мне все уши:

Твой братишка бьёт баклуши!

Я хвалить его не буду

Иногда он бьет посуду.

А баклуши - просто чушь,

В нашем доме нет баклуш!»

 

Что же это значит - бить баклуши?

Представьте, что вы родители, а вот это (показывает на куклу) ваша ленивая дочь. Как бы вы её поругали? ( Что ты бездельничаешь? Лодыря гоняешь! Плюёшь в потолок! Сидишь как именинница! Бьёшь баклуши!)

Есть такое русское выражение: «бить баклуши».

Откуда оно пошло? (звучит тихая, спокойная музыка) Рассказ воспитателя:

«Жил-был в одном селе Иван Васильевич. Все односельчане уважали его за то, что всю жизнь он бил баклуши. Начиналось битьё баклуши у Ивана Васильевича  с того, что он брал в одну руку топор, а в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он начинал рубить и подпиливать облюбованную заранее березку и при этом говорил:

-И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, и миски и ложки!

Напиленные чурбаки Иван Васильевич разбивал топором на мелкие чурочки, которые в народе называли баклушами. Потом ножом, бруском, пилою - вытачивалась ложка. Ложку покрывали олифой (вареным льняным маслом), чтобы ложка была непроницаемой.

Затем Танюшка и Василёк, дети Ивана Васильевича, занимались разрисовкой ложек, сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки деревянные ложки.

«Бить баклуши» - означает сегодня ещё и бездельничать, ничего не делать. Потому что со стороны работа эта казалась пустячной, хотя она, как мы теперь это знаем, требовала и тонкого расчета, умелых рук и немалого усердия.

-Какие пословицы вы знаете о ложке? О труде?

«Ложкой моря не вычерпаешь.

Дорога ложка к обеду.

Не спеши языком, торопись делом.

Долог день до вечера, коли делать нечего».

Физминутка.

-А сейчас и мы отправляемся в лес за баклушами.

Вот мы и очутились в березовой роще.

Посмотрите, а здесь кто-то уже нарубил чурбаки и разбил на мелкие чурочки-баклуши. Разбирайте бумажные прямоугольники, на которых нарисован силуэт ложки.

«Вот они! Удивительно бледны,

 мастера, скорей за дело,

 украшайте ложки смело.

 Составляйте хохломской узор.

 Чтобы радовал он взор».

-Мы с вами сегодня мастера-художники хохломской росписи. Что характерно для этой росписи? Какого цвета краски нужны для узора? Как рисовать завиток? (плавным, неотрывным движением). Показать это движение рукой в воздухе. Дети приступают к работе.

Все ложки выставить, предложить выбрать самую красивую.

ТРИЗ.

«Ложку опускают в горячий чай. Что она при этом думает?»

«Что ложка думает, когда ею едят мороженное?»

Загадка.

«Всех кормит, а сама голодная? Что это?» (ложка)

Итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baklusha.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности с элементами художественного творчества и использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Жила-была баклуша».

Воспитатель: Калинина Т.А.

Программное содержание. 

Познакомить детей с историей изготовления ложки.

 Закрепить умение составлять узоры по мотивам хохломской росписи. Учить использовать цветовую гамму хохломы. Побуждать использовать для составления узора растительные элементы-цветы, ягодки, листья, травку. Совершенствовать навыки работы акварелью - рисовать всей кистью, концом.

Учить оценивать свой рисунок, выделяя средства выразительности. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Словарь: баклуша, чурочки, «бить баклуши».

Предварительная работа.

Заучивание пословиц о ложке, труде, рассматривание изделий Хохломы.

Материал и оборудование.

Краски, кисточки, листы бумаги, карандаши, ножницы, деревянные ложки- на каждого ребенка.

Ход.

Хотела рассказать вам сказку. Начало в ней такое: «Жила-была баклуша…» А потом подумала, что вы ведь не знаете, что такое баклуша? Знаете? Тогда нарисуйте, пожалуйста, баклушу.

 Дети рисуют. Воспитатель показывает рисунки детей, а они объясняют, что такое баклуша и почему именно этот предмет называется баклушей.

«Прожужжали мне все уши:

Твой братишка бьёт баклуши!

Я хвалить его не буду

Иногда он бьет посуду.

А баклуши - просто чушь,

В нашем доме нет баклуш!»

Что же это значит - бить баклуши?

Представьте, что вы родители, а вот это (показывает на куклу) ваша ленивая дочь. Как бы вы её поругали? ( Что ты бездельничаешь? Лодыря гоняешь! Плюёшь в потолок! Сидишь как именинница! Бьёшь баклуши!)

Есть такое русское выражение: «бить баклуши».

Откуда оно пошло? (звучит тихая, спокойная музыка) Рассказ воспитателя:

«Жил-был в одном селе Иван Васильевич. Все односельчане уважали его за то, что всю жизнь он бил баклуши. Начиналось битьё баклуши у Ивана Васильевича  с того, что он брал в одну руку топор, а в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он начинал рубить и подпиливать облюбованную заранее березку и при этом говорил:

-И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, и миски и ложки!

Напиленные чурбаки Иван Васильевич разбивал топором на мелкие чурочки, которые в народе называли баклушами. Потом ножом, бруском, пилою - вытачивалась ложка. Ложку покрывали олифой (вареным льняным маслом), чтобы ложка была непроницаемой.

Затем Танюшка и Василёк, дети Ивана Васильевича, занимались разрисовкой ложек, сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки деревянные ложки.

«Бить баклуши» - означает сегодня ещё и бездельничать, ничего не делать. Потому что со стороны работа эта казалась пустячной, хотя она, как мы теперь это знаем, требовала и тонкого расчета, умелых рук и немалого усердия.

-Какие пословицы вы знаете о ложке? О труде?

«Ложкой моря не вычерпаешь.

Дорога ложка к обеду.

Не спеши языком, торопись делом.

Долог день до вечера, коли делать нечего».

Физминутка.

-А сейчас и мы отправляемся в лес за баклушами.

Вот мы и очутились в березовой роще.

Посмотрите, а здесь кто-то уже нарубил чурбаки и разбил на мелкие чурочки-баклуши. Разбирайте бумажные прямоугольники, на которых нарисован силуэт ложки.

«Вот они! Удивительно бледны,

 мастера, скорей за дело,

 украшайте ложки смело.

 Составляйте хохломской узор.

 Чтобы радовал он взор».

-Мы с вами сегодня мастера-художники хохломской росписи. Что характерно для этой росписи? Какого цвета краски нужны для узора? Как рисовать завиток? (плавным, неотрывным движением). Показать это движение рукой в воздухе. Дети приступают к работе.

Все ложки выставить, предложить выбрать самую красивую.

ТРИЗ.

«Ложку опускают в горячий чай. Что она при этом думает?»

«Что ложка думает, когда ею едят мороженное?»

Загадка.

«Всех кормит, а сама голодная? Что это?» (ложка)

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность с элементами художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста

Это авторская разработка итогового интегрированного познавательного занятия по ознакомлению старших дошкольников с предметами народного обихода. Занятие позволяет развивать систему мышления путем озна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами художественного творчества. «Телепередача «Хочу все знать» в гостях у весны»

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами художественного творчества....

Совместная образовательная деятельность с элементами художественного творчества.

Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, тв...

Конспект совместной деятельности форма проведения: художественной творчество с элементами игры-путешествия Тема: «Тайна Северного сияния» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; используя нетрадиционную технику рисования «Эбр...