Интегрированная образовательная деятельность "Удивительный водный мир" познание (ФКЦМ) + плавание
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Турцева Ольга Николаевна

Интегрированная образовательная деятельность "Удивительный водный мир" познание (ФКЦМ)+ плавание, в средней логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turtseva_o.n.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОДНЫЙ МИР»

Тип:                интегрированная образовательная деятельность

Вид:                познание (ФКЦМ) + плавание

Тема:                «Удивительный водный мир»

Возраст:                средняя логопедическая группа

Направление: познавательно-исследовательское

Форма:                интегрированное

Цель:                        

  • укрепление здоровья и физического развития детей;
  • совершенствование знаний о воде и ее обитателях;
  • вызвать положительные эмоции от совместной   деятельности;

Задачи:        

  • Воспитывать бережное отношение к водоемам и их обитателям;
  • Закреплять знания детей о свойствах воды, ее обитателях;
  • Закреплять правила поведения на воде;
  • Развивать координацию движений, общую выносливость.

Интеграция образовательных областей:

  • Здоровье
  • Познание
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Труд
  • Безопасность
  • Коммуникация
  • Музыка

Методические приемы:

1.Наглядный

-        рассматривание демонстрационного материала, показ

-          зрительные и звуковые ориентиры

-          имитация

-          образные названия и сравнения

-          помощь педагога

2.        Словесный

-          беседа, рассказ

-          объяснения, указания, команды

-          названия упражнений

-          художественное слово

3.  Практический

-          выполнение заданий детьми, повторение  упражнений

-          проведение опытов

Предварительная работа:

  • Рассматривание   иллюстраций  с  показом способов плавания и  различных  упражнений, отгадывание загадок, чтение стихов, пословиц и поговорок о морских жителях
  • Беседа  о  морских обитателях, о свойствах воды
  • Рисование подводного мира
  • Подбор  игр   и   упражнений   для   утренней гимнастики
  • Разучивание подготовительных упражнений, подвижных игр
  • Разучивание и  систематическое  включение дыхательных   игр  и  упражнений  на  утренней гимнастике, во время НОД

Словарная работа:

  • Море
  • Медуза
  • Морская звезда
  • Крокодил
  • Дельфин
  • Крабы
  • Раки
  • Карась

Гигиенические условия:

  • Температура воды в бассейне 280-300
  • Температура воздуха в помещении бассейна 330
  • Температура воздуха в разминочном зале 230-250
  • Кварцевание бассейна и разминочного зала до  образовательной деятельности
  • Индивидуальные мочалки, полотенца, резиновые тапочки, плавательные шапочки и трусики на каждого ребенка
  • Полы в раздевалке, душевых и обходных дорожках застелены резиновыми ковриками,  препятствующими  скольжению

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал:        

  • маска цапли, иллюстрации «Морские жители», мячи разных размеров, магнитофон с фонограммой детских песен, свисток
  • обручи, мячи разных размеров, доски для плавания, плавающие и тонущие игрушки, надувные круги
  • полумаски, папка с фотографиями морских жителей

Раздаточный материал:

  • баночки с водой на каждого ребенка, пустые баночки, пищевой краситель (для окрашивания воды).

Оформление:

  • бассейн украшен воздушными шарами
  • на главной стене красочные изображения морских животных

Физкультурное оборудование:

  • магнитофон с фонограммой детских песен, свисток
  • обручи, мячи разных размеров, доски для плавания, плавающие и тонущие игрушки, надувные круги
  • полумаски, папка с фотографиями морских жителей

Индивидуальная работа:

  • С Павликом, Дашей, Никитой.

Организация детей:

1 часть -        дети стоят полукругом в разминочном зале бассейна

2 часть -        дети выполняют упражнения в бассейне поточно,  индивидуально

3 часть -        дети выполняют упражнения врассыпную

Структура занятия:

1 часть:                Вводная

-        Пальчиковая гимнастика

-         Загадки

-         Опыты с водой (окрашивание, свойства)

-         Игра «Найди жителей воды»

2 часть:                Основная (бассейн)

-         Отправление в морское путешествие (бассейн)

-         Разминка на суше

-        Дыхательные упражнения

-         Игра «Кто как плавает»

-         Скольжения на воде

-         Игра «Цапля и лягушки»

-         Ныряние за игрушками «Собери мусор»

3 часть:                Заключительная

-         Танец маленьких утят

-         Свободное плавание

-         Сюрпризный момент

4 часть: _                Итог

Ход непосредственной образовательной деятельности

Под музыку дети входят в зал.

Проводится пальчиковая гимнастика «Утро»

Утро настало,

Солнышко встало

- Эй, Федя, разбуди соседа!

- Привет, большак,

- Привет, указка.

- Привет, середка,

- Привет. Сиротка!

- И ты, крошка – Митрошка

- Привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись

Воспитатель: Ребята. Отгадайте загадку:

        На свете нет ее сильнее,

        На свете нет ее буйнее,

        В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Дети:          Вода

Воспитатель:  Правильно, вода. Я сегодня приглашаю вас отправиться в водное царство. Но чтобы туда попасть, нам надо рассказать, что мы знаем о воде и ее жителях.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Давайте проведем опыты с водой, чтобы узнать о ее свойствах.

1 опыт:  В двух тазах налита вода – в одном горячая, а в другом холодная.

Дети подходят к тазикам и трогают воду. Определяют, какая вода.

Вывод:  Вода может быть горячая и  холодная.

2 опыт:  В банку с водой воспитатель бросает кусок пластилина.

Воспитатель:  Ребята, видим ли мы пластилин в воде?

Дети: Да, мы видим пластилин.

Вывод:  Значит вода – прозрачная.

3 опыт: Воспитатель предлагает детям перелить воду из одной банки в другую.

Вывод:  Вода жидкая.

Воспитатель:  Ребята. А может быть вода твердой?

Дети:  Да, зимой вода превращается в лед.

Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю стать волшебниками и сделать воду разноцветной.

4 опыт:  Дети окрашивают воду с помощью пищевых красителей.

Воспитатель:  Ребята, что мы сегодня узнали о свойствах воды?

Дети:  Вода жидкая, прозрачная. Может быть твердой, горячей и холодной.

Воспитатель:  А для чего нам нужна вода?

Дети:  Чтобы умываться, чтобы пить, готовить еду, поливать растения.

Воспитатель: 

А какие водоемы вы знаете? (ответы детей).

Вода – это источник жизни. Она так же является домом для животных.

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ В ИГРУ «КТО ЖИВЕТ В ВОДЕ?».

На полу разложены картинки домашних, диких животных и жителей воды.

Дети под музыку берут картинки с изображением тех животных, которые живут в воде.

Воспитатель:  Назовите животных, которые живут в воде.

Дети:  Дельфин, осьминог, морской конек, кит, акула, морской ёж, крокодил, медуза, рак, краб, морской тюлень.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы знаете жителей рек, водоемов, морей и океанов. Ну вот, мы с вами узнали свойства воды, узнали водных животных. А теперь мы с вами отправимся в водное царство.

Мы с водою очень дружим

Это в жизни очень нужно

  • Дети под музыку проходят в бассейн.

                                                                                               

Дети проходят в душевую, надевают резиновые шапочки, принимают душ, проходят в бассейн и спускаются в воду.

Воспитатель:  Ребята, давайте наберём в ладошки воду. Скажите, какая вода? (Тёплая, прозрачная, без запаха, без цвета).

Мы с вами живем на суше, и нам очень нравится, а жители морского царства не представляют себе жизни без воды.

        Река ведь не просто течет и течет,

Река интересною жизнью течет.

Ведущий :  Чтобы чувствовать себя уверенно в воде, надо научиться правильно дышать.

  • Дети выполняют выдохи в воду, стоя у бортиков.

Воспитатель:  Ребята,  вы знаете, кто живет в реке, озере, море?

Дети:  Да, там живут рыбы, лягушки, крокодилы,  дельфины, медузы.  

А каких рыб вы знаете? (ответы детей)

Ведущий:  Мы сейчас с вами покажем, как плавают морские жители

  • Ведущий показывает картинки с изображением водных жителей, а дети называют их.
  1. Крокодил – дети держась за поручень, ложатся на живот и вытягивают и

сгибают руки.

  1. Медуза – дети выполняют вдох, задерживают  дыхание, ложатся на воду и

вытягивают руки и ноги.

  1. Дельфины – дети падают-ложатся на воду, имитируя  прыжок дельфина.
  2. Морская звезда – дети поворачиваются спиной к стене бассейна, приседают

и ложатся на спину, держась за поручень.

Ведущий :  Отгадаете ли вы загадку?

Летом в пруду и в болоте вы ее найдете

Зеленая квакушка, зовут ее ……..

Дети : Лягушка!

Ведущий:  Правильно ребята. А как лягушки резвятся?

  • Выполняются передвижения в воде: легким бегом, прыжками, движения руками как при плавании кролем

Воспитатель:  Посмотрите, появилась важная птица.

(ведущий одевает полумаску цапли, в руках мячик среднего размера)

Цапля:                 Пусть лягушки, пусть квакушки

                        Держат ушки на макушке.

                        И не спят, а то, увы,

                        Не сносить им головы.

Воспитатель:  Ребята, а кто боится цапли и почему?(ответы детей) Нужно быстро спрятаться от цапли.

  • Игра « Цапля и лягушки »

(Дети убегают от цапли, задерживают дыхание и опускаются под воду, цапля бросает мячик в тех детей, которые не успели спрятаться).

Звучит веселая музыка, появляются дети, в руках у них пластиковые бутылки, пластмассовая посуда. Дети изображают отдыхающих на берегу туристов, а затем сбрасывают весь мусор (пластиковые бутылки, ячейки от киндеров) в воду. 

Воспитатель: Ой, беда-беда! Люди обидели озеро, засорили его. Теперь все его жители могут погибнуть! Что же делать? Кто нам поможет?

Ведущий:  Ребята, а почему нельзя загрязнять водоемы, реки и моря?(ответы детей)   Не переживайте, наши ребята помогут очистить озеро.

  • (Дети ныряют в воду, собирают весь мусор и складывают в специальный контейнер).

Воспитатель:  Вот какие ребята молодцы!

Посмотрите, какие красивые цветы распустились на нашем озере.

 На воде рассыпаются цветы, дети берут их в  руки  и  встают   в круг.      

 Звучит «Вальс цветов»   П. Чайковского          

 Танец с элементами синхронного плавания

1.         Выполнять движения руками вверх-вниз.

  1. Выполнить наклон туловища вправо,  затем влево, руки с цветами

        поднять  над головой.

  1. Повороты туловища вправо, затем влево, руки с цветами в стороны.
  2. Присесть под воду, задержать дыхание, поднять руки вверх, цветы над

        головой.

  1. Легкий бег врассыпную.

Музыка заканчивается, дети собирают цветы в корзинку.

Ведущий:  Вот пришла пора прощаться. Спасибо вам ребята, что вы заботитесь о природе, о морских водоемах. А еще будет приятно, если вы нарисуете картинки про морских обитателей. А у нас для вас угощение.

(раздаются сладости, печенье - рыбки )

Литература:

1.        «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

    2.        Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж.Булгакова – М.:  

          Физкультура и Спорт, 2000 г. – 77 с.

3.  Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина

«Обучение плаванию в детском саду» Книга для воспитателей дет.сада и родителей – М., Просвещение,1991.

4.        Т.И. Осокина «Как научить плавать детей»

Пособие  для воспитателя дет.сада – М., Просвещение,1985.

Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей  дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники» М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2008

5.   В.Т.Кудрявцев, Т.В. Нестерюк  «Развитие двигательной активности и

оздоровительная работа с детьми 4 – 7 лет »  Часть I,  II  Пособие для практических работников. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "Удивительные животные"

1.Ознакомление детей с происхождением домашних животных от диких. 2. Составление рассказа с помощью схем....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительная глина"

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличием ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая); Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память. Воспитывать же...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Удивительная вода» ( старшая группа)

Конспект  по опытно-экспепементальной деятельности "Живая вода" для детей старшей группы...

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Интегрированная  образовательная деятельность с детьми 4-5 лет «путешествие в водное царство» по теме образовательного комплекса «рыбы. речные обитатели» ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Плавание тел. Изготовление корабля»

Цель: приобщать детей к навыкам экспериментирования: манипулировать предметами,  высказывать предположения, делать выводы; подвести детей к выводу: тяжелые предметы тонут, легкие - плавают....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Удивительный мир восковых мелков»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах восковых мелков через организацию совместной экспериментальной деятельности Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливат...