Путешествие в город стекляшек
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Макарова Мария Александровна

Конспект непосредственнообразовательной деятельности с детьми сторшего возраста по теме " Путешествие в город "Стекляшек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha_steklo.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon masha_steklo.doc46.5 КБ
Файл razvitie_rechi.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Зоренька»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе Б «Капитошка»

Тема: Путешествие в город «Стекляшек»

Составила: Макарова М. А.

Абакан, 2013 г.

Тема: Путешествие в город «Стекляшек»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: развитие исследовательских способностей через ознакомление со свойствами стекла.

Задачи:

  • Образовательная:

-  формировать умения исследовательской деятельности определять и выделять характерные свойства стекла;

  • Развивающая: 

- развивать связную речь, делать выводы

- развивать мелкую моторику,

- развивать конструктивные способности;

- расширять знания о цвете и оттенках стекла.

  • Воспитывающая:

- воспитывать чувство сострадания и желание помощи другим.

- воспитывать умения детей работать в парах.

Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стела и т.д.),  приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы), разделочная доска, фольга, готовое тесто, дробленая карамель разных цветов (типа дюшес, барбарис), пластмассовые разовые ложечки. Накидка, корона.

Ход деятельности

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята, а вы сегодня со всеми поздоровались? А давайте и с каждым пальчиком поздороваемся.

Пальчиковая игра «Привет»

- Привет большак, привет указка, привет середка, привет сиротка, привет малютка, здравствуйте ладошки, здравствуйте ребята, здравствуйте девчата. (Дети отвечают: «Здравствуйте Мария Александровна, здравствуйте гости»)

- Молодцы!

- Я хочу вас пригласить в волшебный город «Стекляшки». А для того, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебное заклинание: «Один, два, три – сим - салабим, махалай - махалай…»  (включается музыка, дети закрывают глаза и произносят заклинание. Воспитатель набрасывает накидку и одевает корону)

Мотивационно-ориентировочный этап:

- Здравствуйте, я мер города «Стекляшки». Приветствую вас в нашем городе. Но у нас случилась беда. К нам в город сегодня ночью пробрались разбойники и сломали дома наших жителей. Как вы думаете из чего были дома у жителей города, если город наш называется город «Стекляшек»?

- В нашем городе всё из стекла. А у вас в детском саду есть стекло? (да нас окружает множество вещей из стекла: оконное стекло, стеклянная посуда, электрические лампочки, абажуры).

Информационно-проблемный этап:

- Ребята, а вы знаете, как появилось стекло?

Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного.

-Из чего состоит песок?

-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?

Песок важнейшая составная часть из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь  (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

«Были времена,— говорит педагог,— когда человек не знал, что такое стекло. Ведь стекло это не природный материал, это - дело рук человека. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговоры. Чтобы костер не погас, его обложили комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг кострища они нашли блестящие камушки-капли, которые образовались из сплава песка и соды».

Поисковый этап:

- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Для этого составим план действия. ( повторяем правила использования фартука исследователя)

Практический этап:

- Для работы вам необходимо разбиться на пары.

Опыт № 1

Дети на ощупь определяют какое стекло и делают схематичную запись. Вывод: гладкое, холодное, твердое.

Опыт № 2

Дети определяют, какого цвета стекло.

Вывод: прозрачное, бесцветное, цветное.

- Зачем нужно прозрачное стекло? (пропускает солнечный свет, не искажает предметы, защищает от холода).

- Где мы видим такое стекло? (Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки).

-Ребята, а где используется цветное стекло? (Посуда, женские украшения, цветная мозаика (смальта), стекло для витражей).

-Ребята, для чего люди придумали тёмное стекло?

(Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца).

-Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? От чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. (Воспитатель демонстрирует, как звучит стекло)

- А вы хотите попробовать?

Оркестр из стекла

-А сейчас отгадайте загадку:

«Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне.»

 (зеркало)

Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения)

-Как вы думаете, что помогает отражать изображение в зеркале? Это тонкий слой серебра.  Серебро прочно нанесено на стекло, оно и отражает. В старину люди использовали вместо зеркал серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.

Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку.  Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.

-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? (аккуратно, бережно). Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом).

- Ребята, вы теперь многое знаете о стекле. И можете помочь нашим жителям. Они вам приготовили специальный материал из которого нужно построить домики. Но ребята помните, стекло – хрупкое и может в любой момент разбиться.

Конструирование домиков



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Зоренька»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе Б «Капитошка»

Тема: Путешествие в город «Стекляшек»

Составила: Макарова М. А.

Абакан, 2013 г.

Тема: Путешествие в город «Стекляшек»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: развитие исследовательских способностей через ознакомление со свойствами стекла.

Задачи:

  • Образовательная:

-  формировать умения исследовательской деятельности определять и выделять характерные свойства стекла;

  • Развивающая: 

- развивать связную речь, делать выводы

- развивать мелкую моторику,

- развивать конструктивные способности;

- расширять знания о цвете и оттенках стекла.

  • Воспитывающая:

- воспитывать чувство сострадания и желание помощи другим.

- воспитывать умения детей работать в парах.

Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стела и т.д.),  приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы), разделочная доска, фольга, готовое тесто, дробленая карамель разных цветов (типа дюшес, барбарис), пластмассовые разовые ложечки. Накидка, корона.

Ход деятельности

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята, а вы сегодня со всеми поздоровались? А давайте и с каждым пальчиком поздороваемся.

Пальчиковая игра «Привет»

- Привет большак, привет указка, привет середка, привет сиротка, привет малютка, здравствуйте ладошки, здравствуйте ребята, здравствуйте девчата. (Дети отвечают: «Здравствуйте Мария Александровна, здравствуйте гости»)

- Молодцы!

- Я хочу вас пригласить в волшебный город «Стекляшки». А для того, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебное заклинание: «Один, два, три – сим - салабим, махалай - махалай…»  (включается музыка, дети закрывают глаза и произносят заклинание. Воспитатель набрасывает накидку и одевает корону)

Мотивационно-ориентировочный этап:

- Здравствуйте, я мер города «Стекляшки». Приветствую вас в нашем городе. Но у нас случилась беда. К нам в город сегодня ночью пробрались разбойники и сломали дома наших жителей. Как вы думаете из чего были дома у жителей города, если город наш называется город «Стекляшек»?

- В нашем городе всё из стекла. А у вас в детском саду есть стекло? (да нас окружает множество вещей из стекла: оконное стекло, стеклянная посуда, электрические лампочки, абажуры).

Информационно-проблемный этап:

- Ребята, а вы знаете, как появилось стекло?

Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного.

-Из чего состоит песок?

-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?

Песок важнейшая составная часть из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь  (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

«Были времена,— говорит педагог,— когда человек не знал, что такое стекло. Ведь стекло это не природный материал, это - дело рук человека. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговоры. Чтобы костер не погас, его обложили комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг кострища они нашли блестящие камушки-капли, которые образовались из сплава песка и соды».

Поисковый этап:

- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Для этого составим план действия. ( повторяем правила использования фартука исследователя)

Практический этап:

- Для работы вам необходимо разбиться на пары.

Опыт № 1

Дети на ощупь определяют какое стекло и делают схематичную запись. Вывод: гладкое, холодное, твердое.

Опыт № 2

Дети определяют, какого цвета стекло.

Вывод: прозрачное, бесцветное, цветное.

- Зачем нужно прозрачное стекло? (пропускает солнечный свет, не искажает предметы, защищает от холода).

- Где мы видим такое стекло? (Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки).

-Ребята, а где используется цветное стекло? (Посуда, женские украшения, цветная мозаика (смальта), стекло для витражей).

-Ребята, для чего люди придумали тёмное стекло?

(Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца).

-Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? От чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. (Воспитатель демонстрирует, как звучит стекло)

- А вы хотите попробовать?

Оркестр из стекла

-А сейчас отгадайте загадку:

«Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне.»

 (зеркало)

Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения)

-Как вы думаете, что помогает отражать изображение в зеркале? Это тонкий слой серебра.  Серебро прочно нанесено на стекло, оно и отражает. В старину люди использовали вместо зеркал серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.

Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку.  Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.

-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? (аккуратно, бережно). Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом).

- Ребята, вы теперь многое знаете о стекле. И можете помочь нашим жителям. Они вам приготовили специальный материал из которого нужно построить домики. Но ребята помните, стекло – хрупкое и может в любой момент разбиться.

Конструирование домиков



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Зоренька»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

в в подготовительной группе «Капитошка»

Тема: «Мамы разные важны,

Мамы разные нужны».

Цель: создание социальной ситуации развития представлений детей о мамах и их профессиях.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух, грамматический строй речи, мелкую моторику рук.
  • Развивать связную речь, внимание  память, логическое мышление.
  • Закреплять приемы ритмичного узора – изображать ткань на силуэте платья.
  • Формировать цветовосприятие детей, закреплять знания о свойствах трехосновных цветов при смешивании.
  • Расширять пассивный и активный словарь детей.

Материал:

Презентация репродукций картин разных художников с изображением женщины-матери, в том числе репродукция картины Е.Чернышевой  «Ландыши»; Силуэты платьев для разукрашивания, краски, кисти; цветовые «пятна» красного, желтого, синего цветов по количеству детей; конверт с ребусами; силуэты стаканов с изображением фруктов.

Ход занятия:

 Дети садятся полукругом на палас.

Воспитатель:

              Кто вас, детки, крепко любит?

              Кто жалеет, кто целует?

              Кто заботится, ласкает?

              Нежно на руках качает?

              Песни добрые поет,

              Утром в детский сад ведет?

Воспитатель обращает внимание на репродукцию картины Е. Чернышевой «Ландыши». (остальные картины задрапированы).

- Ребята, как вы думаете, кого ждет эта девочка? О чем она думает, размышляет?

- Конечно, девочка ждет свою родную, единственную, любимую мамочку.

(Открываются остальные картины)

- Мама – главный человек в жизни каждого из нас. Ее забота, доброта и вечная тревога за судьбу своих детей – вот что с восхищением и чувством благодарности стремились запечатлеть художники на своих картинах. Посмотрите на все эти картины. Что общего в них? О ком нам рассказывают эти картины? Какие чувства они вызывают? (Ответы детей).

- Ребята, что особенного в ваших мамах, какие они? (Добрые, ласковые, нежные, любимые, трудолюбивые и т.д.)

- Да, наши мамы очень трудолюбивые. Они трудятся не только дома, но и на работе. Послушайте загадку и отгадайте, кем работает эта мама:

                     Мама людям помогает,

                     Люди маму уважают.

                     Детям, взрослым – всем пример

                     Мама - …(милиционер).

А вот другая загадка:

                              Если ты разбил коленку

                              Поднимайся и не плачь.

                              Быстро смажет рану йодом,

                              Перевяжет ногу …(врач).

Проводится игра «Внимательные ушки».

- Послушайте следующие загадки и отгадайте, кем работают мамы.

Вкусный тортик и ватрушки

Ждут вас милые подружки,

Чаще в гости заходите,

Мама у меня …(кондитер).

                               Кто ходит в белом колпаке

                              С большим половником в руке?

                              Кто приготовит вкусные

                              Вам голубцы капустные?

                              Профессию назвать готовы?

                              Моя мама классный… (повар).

Проводится пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот,

Фруктов надо много . Вот!

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

- Вот такой компот у нас получился . Как сказать одним словом? (фруктовый).  Воспитатель показывает «стаканчики» с нарисованными фруктами).

А если компот из яблок? (яблочный); из груш? (грушевый) и т.д.

- Какая же профессия у следующей мамы?

                          Все изменится, как в сказке,

                          Лишь смешает мама краски.

                          Дружит с кистью и ведром

                         А зовется …(маляром).

 Воспитатель проводит игру «Поможем маляру».  У детей по три цветных пятна красного, желтого и синего цветов.

- Какие краски надо смешать, чтобы получилась зеленая краска? Оранжевая? Фиолетовая? Бардовая? Изумрудная?

- А вот и следующая загадка:

                         Каждое утро спешит на урок

                       Мамочка в школу – она…( педагог).

Проводится игра на развитие фонематического слуха «Соберем портфель».

Определить первый звук в названиях школьных принадлежностей.

- Кем же работает эта мама?

                            В любую погоду – в дождь и в жару –

                             Каждый получит почту свою.

                             Знает мамулечку весь наш район,

                             Все потому, что она …(почтальон).

- Нам почтальон тоже принес письмо.

Давайте посмотрим, что в нем и если сможем, прочитаем. Из красивого конверта достаются ребусы.  Дети отгадывают ребусы и называют слова, которые в них «спрятались».

-Внимательно слушаем следующую загадку.

                       В обновках ходит вся семья

                       Ведь мамочка моя …(швея).

- Мама сшила очень много красивых платьев, но они получились не яркие.

(Показать силуэт вырезанного из бумаги платья). Что мы можем сделать, чтобы платья стали нарядными, праздничными? (Украсить,  разрисовать их).

 Воспитатель предлагает детям пройти на рабочие места и украсить силуэты платьев красивым узором. По окончанию работы отметить аккуратность, оригинальность нарядов.

- У нас осталась самая последняя загадка.

                           Колесо опять спустило?

                         Мама не проедет мимо.

                          Ей сияет светофор

                          Мама у меня …(шофер).

Я вам предлагаю немного прокатиться.

Для этого нам нужно построиться.  Проводится игра «На чем поедем?»

-На  чем поедем?

-На машине.

-Качаем шины – ш-ш-ш.

-Открываем  бак – чик- чик.

-Заливаем бензин с-с-с.

-Закрываем бак чик-чик.

-Заводим мотор р-р-р.

-Поехали…

-Вот поле, вот речка, вот лес густой,

-Приехали, дети. Машина стой».

Дети возвращаются на модули.

-Вот какими разными бывают наши мамы. С какими профессиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей).

             Кто проснулся рано-рано

             Приготовить каши манной?

                                          Мамочка.

Кто позвал тебя тихонько?

Тронул за плечо легонько?

                                            Мамочка.

Заварил кто вкусный чай?

И сказал: «Ты ешь давай!»

                                            Мамочка.

Кто читает на ночь сказки?

Дарит кисточки и краски?

                                              Мамочка.

Кто же лучше всех на свете?

Любят взрослые и дети...

                                               Мамочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Развлечение ко Дню города: "Путешествие по городу Павлово на Оке"

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников по теме: "Моя малая родина"...

Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу

Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

квест-игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты.

Квест- игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты....

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....