Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Разноцветие вулканов", доминирующие облаяти:"Познание" и "Художественное творчество"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Дремина Ирма фридриховна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №31 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность для открытого просмотра

тема:

«Разноцветие вулканов»

Доминирующие области: «Познание» и «Художественное творчество»

 

 

 

 

 

Подготовила

      Воспитатель старшей группы «Лучик»

                       Дремина Ирма Фридриховна

 

 

 

 

 

Алгоритм построения НОД

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Труд», «Художественное творчество»

 

Интегрированные программные задачи:

 

Обучающие: закрепить знания о вулканах и их характерных особенностях; продолжить знакомство с разнообразием материалов художественного творчества: акриловые краски, макет изделия; обучить мастерству раскрашивания макета; закрепить практические навыки по групповой работе.

 

Развивающие: развивать мышление, зрительное восприятие детей, мелкую моторику рук и творческие способности; развивать интерес к познавательной деятельности; развивать у детей коммуникативные умения и навыки обеспечивающие их совместную деятельность, сотрудничество, общение.

 

Воспитывающие: воспитывать умения работать в коллективе, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к изображению предметов окружающей среды через макет.

 

Словарная работа: вулкан, лава, кратер, жерло, спящие, мертвые, действующие, подводные, наземные, акриловые краски, макет.

 

Материал, используемый в НОД: мультимедийная презентация «Путешествие к подножию вулканов», макет вулкана, акриловые краски, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, музыкальное сопровождение, минералы вулканического происхождения; картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана.

 

Методы и приемы:  презентация, беседа, дидактические игры, ответы детей, физкультминутка, пальчиковая игра.

Предварительная работа:

- Проведение серии занятий о воздухе, камнях, почве, воде, живых и неживых объектах природы, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; исследований, наблюдений, экскурсий.

- Рассматривание альбомов: «Минералы - сокровища Земли»

- Изготовление макета вулкана.

 

 

 

Структура НОД

- Ребята, мы с вами очень много говорили в этом учебном году о камнях, горах, полезных ископаемых и о вулканах. Сегодня мы еще раз поговорим о вулканах и даже будем раскрашивать макет вулкана. (вносит макет вулкана) Готовы?

 - Что такое макет? (ответы детей) Макет это изображение предмета, она может быть одинаковых размеров с объектом, либо уменьшена в несколько раз.

 - Как вы думаете наш макет вулкана это уменьшенная модель? Можем мы разместить настоящих размеров макет вулкана у нас в группе?

 - Я хочу вам предложить совершить удивительное путешествие в мир вулканов. (воспитанники присаживаются на стульчики для просмотра мультимедийной презентации «Путешествие к подножию вулканов»)

Смотрят слайд №1

Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

И загадку отгадать.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……(Вулкан)

 

 

 

Беседа по презентации:

Смотрят слайд №2

 - Узнали кто это? Правильно это Незнайка, который очень хочет знать, что такое вулканы, какими они бывают, вредны или полезны вулканы для человека! Поможем ему? (да)

- А что такое вулкан? (ответы – предположения детей)

 - Правильно это гора. А из чего состоят горы? (из камней)

 - А давайте мы с вами сделаем горы из камней? Дидактическая игра «Построим горы из камней».

 - Есть живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные (слайд №4) и подводные, которые находятся на дне океанов (слайд №5) Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня. (Слайд №6). Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, и лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. (Слайд №7). Над вершиной спящего вулкана вьётся маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться . А мертвые вулканы никогда не извергаются и признаков жизни не падают (Слайд №8).

Слайд № 9:

 - Посмотрите это схема строения вулкана. Какой формы вулкан?

- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана?

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Извержение вулкана приносит пользу, но в тоже время и вред для нашей природы, людей, и животных (Слайд 10, 11)

Исследование: «Вулканический камень пемза». Мы с вами уже говорили о пемзе, для чего используют этот какмень? Правильно, для гигиены человека. Этот камень образовался в результате извержения вулкана. Какой этот камень (гладкий или шершавый). Посмотрите как много в пемзе дырочек, в которых находится воздух, поэтому она такая легкая. Проверьте, так ли это: опустите пемзу в миску с водой. Есть ли пузырьки? Сколько их? Плавает или тонет пемза? Почему она не тонет? Пемза это вулканический камень, который используют для очищения кожи человека.

 - Пойдём раскрашивать наш макет вулкана?

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

- Я расскажу вам легенду. (показ изображения бога Вулкана и звуки вулкана). Жил на свете бог огня по имени Вулкан. Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер)

 - Какие цвета присутствуют на изображении вулкана? У кратера красные, оранжевые и желтые оттенки - это лава, в середине коричнево-черные - камни, у подножия встречаются зеленые оттенки – растительность, а также могут быть голубые и синие оттенки - озера).

 - Мы сегодня будем рисовать акриловыми красками, потому что они быстрее высыхают чем гуашь, чем акварельные краски и не мажутся после высыхания.

 - Фёдор у нас будет раскрашивать красным цветом, Маша – оранжевым, Максим – желтым, Милана – коричневым, Даша – черным, Эмиль и Элиза – зеленым.

Пальчиковая гимнастика:

Но, прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

 - А теперь возьмем кисточки и приступим к раскрашиванию вулкана.

Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

(дети выполняют коллективную работу.)

- Ребята, вы отлично справились с заданием, как настоящие мастера. А что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Что такое вулкан? Какую форму имеет вулкан? Какие краски мы свами использовали для раскрашивания вулкана и почему? В следующий раз мы с вами будем исследовать настоящее извержение вулкана при помощи нашего макета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень литературы:

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.

7. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5- 7 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага»

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчествуТема: «Бумага»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы»  и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков, познавательных способностей, художественного творчества и различения по гендерной принадлежности

Время, как объективная реальность, специвично. Оно всегда в движении, оно нематериально. Дети иногда сомневаются в его существовании,т.к. не могут его  "увидеть". Наша задача научить детей различ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема « МАГАЗИН ИГУШЕК» «Художественное творчество», «Коммуникация»

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности  в   средней  группе   тема « МАГАЗИН  ИГУШЕК» «Художественное творчество»,  «Комму...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего возраста музыка и художественное творчество (аппликация).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 75 присмотра и оздоровления города  Тюмени  Конспект непосредственно - образовательной деятельностидля детей ...