Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гусева Ирина Николаевна

Ознакомление с окружающим, развитие речи по теме"Моя семья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okr.mirom_.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД  по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи в старшей группе: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

Развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями  и чувствами о своей семье.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание выражать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображение деревьев, листочки с фотографиями каждого члена семьи ребенка, набор картинок по теме: «Семья».

Предварительная работа: разучивание индивидуальных стихов,рассматривание семейных альбомов, беседа по фотографиям, рассказы детей о своей семье, совместная работа с родителями по составлению семейного дерева, чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся!

Объявление темы.

- Сегодня мы собрались все вместе как одна большая и дружная семья.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя

Вот и вся наша семья…

Ну а как же бабушка?

Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, Дедушка Егор, Василий,

И сестренка моя

Вот какая у нас семья!

-Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка  (Ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о семье, как нужно относиться к своим близким людям.

Вводная беседа:

Ни кто не знает как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины и женщины и дети раньше жили небольшими группами. Это и есть первые семьи. Вместе люди хранили огонь, защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться, так появились семьи похожие на наши. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, детях. Вдвоем было легче вести хозяйство, заботиться о потомстве. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семьях и сейчас.

Семья нужна человеку гораздо больше, чем другим живым существам. Новорожденный малыш  самое беспомощное создание, он должен быть накормлен и защищён, а в семье это сделать намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

А знаете ли вы, кем приходятся друг другу члены семьи? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки кто?

Девочка для мамы и папы кто?

Девочка для дедушки и бабушки кто?

Папа для дедушки и бабушки кто?

Мама для дедушки и бабушки кто?

Мальчик для девочки кто?

Девочка для мальчика кто?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о вашей маме или вашем папе или дедушке.

Мама какая? Ответы детей

Папа какой? Ответы детей

Бабушка какая? Ответ детей

Дедушка какой Ответ детей

Братик какой? Ответы детей

Составление генеалогического древа.

Ребята, посмотрите какое на доске дерево. Рассмотрите, какие у него листочки? Какие вверху, а какие внизу?

Ответы детей.

Правильно вверху маленькие листочки, а внизу большие.

Ребята ваша семья как это дерево и каждый член семьи – это листочек.

Сейчас мы с вами вырастим дерево для каждого из вас. У вас есть дерево, но оно без листочков, листочками будут ваши бабушки, дедушки, мама, папа и вы с братиком или сестрой.

Я вам покажу свое семейное дерево. Рассказ воспитателя о своей семье.

А теперь вы возьмите листочки и аккуратно приклейте их к своему семейному дереву.

Посмотрите какие красивые деревья у нас получились! Внизу у нас большие листочки-дедушки и бабушки, потом поменьше -это папа и мама и сосем маленькие листочки это вы и братики и сестрички.

Давайте проведем семейную физкультминутку.

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама, руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты  вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна, всех дороже мне она!

Кто она? Отвесу я- это мамочка моя!

Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая её фотографию на семейном древе.

Папа.

Мой папа находчивый умный и смелый.

Ему по плечу даже сложное дело!

Его обниму я и тихо шепну:

Мой папочка, я тебя крепко люблю!

Рассказ 2-3 детей о своем папе, показывая его фотографию на семейном древе.

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть

И всегда в запасе шоколадка есть!

Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая её фотографию на семейном древе.

Дедушка.

Мой дедуля дорогой

Я горжусь всегда тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его фотографию на семейном древе.

Младший брат.

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка.

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает!

Если мы играем в мячик

Я скачу, он тоже скачет

Я сижу-  и брат сидит

Я бегу-  и брат бежит.

Смешной такой мальчишка

Младший мой братишка.

Рассказ ребенка о своём братике, показывая его фотографию на семейном древе.

Ребята, вы много интересного рассказали про свои семьи.

А что вы чувствуете, когда смотрите на членов своей семьи? (Тепло, радость, любовь (ответы детей))

А почему у вас появляются такие чувства? (Потому что вы любите своих родных, а они любят вас.)

Ребята, а вы знаете, что у вас есть еще одна семья, в которой вас тоже очень любят и всегда рады встрече с вами, вкусно кормят, играют, читают, помогаю стать сильными и здоровыми. Что это за семья?

Это наш детский сад, наша группа.

Давайте с вами сделаем семейное дерево и нашей второй семьи!

Посмотрите,  какая большая и дружная  у нас получилась семья!

Итог занятия.

Как хорошо, что у нас у всех есть семья.  Вы самые счастливые дети, потому в ваших семьях вас любят, дружно и весело проводят время. Семьи бываю большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, дружба, уважение и любовь друг к другу.

Литература:

  1. «Говорим правильно» О.С. Гамзяк. Москва изд. Гноми Д 2010 год.
  2. По дороге к азбуке  Т.Р. Кислова. Методические рекомендации Москва изд. «Баласс» 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе.

Конспект интегрированной  непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...