Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "День рождения любимых сказочных книжек"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 Продолжали расширять знания детей  об устном русском народном творчестве, о произведениях русских писателей.

 Продолжали учить детей ассоциировать различные жанры художественных произведений с определенным цветом, развивать сенсорные чувства, развивать сенсорные чувства, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdenie_lyubimykh_skazochnykh_knizhek.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программное содержание:

1. Продолжать расширять знания детей  об устном русском народном творчестве, о произведениях русских писателей.

2 .Продолжать учить детей ассоциировать различные жанры художественных произведений с определенным цветом, развивать сенсорные чувства, развивать сенсорные чувства, логическое мышление.

3. Упражнять в умении отгадывать загадки, вспоминать сказки.

4. Закреплять умения ориентироваться в добре и зле, учить детей использовать различные приемы для улучшения настроения окружающих людей.

5.  Приобщить детей к общечеловеческим ценностям культуры.

6.  Воспитывать бережное отношение к книгам.

7.  Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

8. Продолжать закреплять название цвета и последовательность спектра цветов радуги.          

Демонстрационный материал:

Воздушный шарик с письмом, сказочные книги разного размера и разных художников-иллюстраторов, замочек - «цветик - семицветик», иллюстрации к сказкам, картинка «Репка» из геометрических фигур, сундучок с книжками-малышками по количеству детей, Аленький цветочек с бабочкой.

СЮРПРИЗ: воздушный шарик с письмом, книжки- малышки в волшебном сундучке (на каждого ребенка).

Раздаточный материал: книжки – малышки; маски для драматизации сказки «Репка».

Словарная работа:

 Активизировать в речи слова: именины, книжки - малышки, сказочник, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, алый, рыжий, лягушки, добро, зло, Бармалей, Буратино, Дюймовочка, замочек, лепесточки, хитрая, хитрющая, плутовка.  

Индивидуальная работа: Закрепить последовательность спектра цветов радуги с Самирой, Аленой ,Ваней, Давидом, Костей, Айгуль, Тамерланом; закрепить произношение звуков «С», «СЬ», «З», «ЗЬ» с Давидом, Ильназом, Аленой, С.Максимом.

Методические приемы:

Словесные: указания, поощрения, рассказ, вопросы, ответы, разъяснения,  напоминания,  активизация с помощью вопросов.

Практические: физкультурные минутки.

Наглядные: картинка «Репка» из геометрических фигур,  книги разного размера, шарик с письмом, сундук с замочком - «цветик- семицветик».

Предварительная работа:

Чтение, пересказывание, придумывание, прослушивание (в грамзаписи)   сказок; дидактические игры: «Угадай, из какой сказки?», «Сказочное лото»; отгадывание загадок; рисование иллюстраций к сказкам.

Структура занятия:

1. Вводная часть: Сюрприз – воздушный шарик с письмом от доброго                                волшебника Оле – Лукойе.

2.  КРАСНЫЙ лепесток: Сказочные загадки.

3. ОРАНЖЕВЫЙ лепесток: Сказки, где встречается лисичка.

4. ЖЕЛТЫЙ лепесток: Картинка по сказке «Репка» из геометрических фигур.

5. ЗЕЛЕНЫЙ лепесток: Сказки, где встречаются «зеленые» герои. Игра  «Лягушата» или «Веселые лягушки».

6. ГОЛУБОЙ лепесток: Сказки про море, игра «Море волнуется раз…».

7. СИНИЙ лепесток: Сказки о добре и зле, игра «Добрый – злой».

 8. ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток: Правила обращения с книгами, поговорки о книгах.

9. Психологическая гимнастика «Веселый пирог».  

8. Сюрприз – раздача книжек – малышек; игра «Каравай».

          9. Заключительная часть занятия: Чаепитие с тортом.

        10. Драматизация любимой сказки «Репка».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Под музыку дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а сказочное! Посмотрите к нам пришли гости! (Входят дети и несут книжки сказки.) А кто они? (Дети       отвечают: «Книжки! Сказки! Сказочные  книжки!)

        ИМЕНИНЫ, ИМЕНИНЫ!

        НИ У АНДРЮШИ, НИ У МАРИНЫ!

        НИ У ДЕВЧОНОК! НИ У МАЛЬЧИШЕК!

        А У НАШИХ ЛЮБИМЫХ  ДЕТСКИХ КНИЖЕК!

           Да, ребята, сегодня праздник книжки! Ну, так что? Начнем, детишки!

        (Раздается стук в дверь, и в группу влетает воздушный шарик, к которому прикреплено письмо.)  

 Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый шарик к нам прилетел! Вот так чудеса! Да здесь еще и письмо! Давайте мы его сейчас прочитаем! (Читает.)

«Дорогие ребята! Я,  добрый сказочник Оле - Лукойе! Живу я в вашем детском саду, по ночам его охраняю и сказки для вас сочиняю! А днем мне так нравиться слушать, как вам воспитатели читают сказки. Вот я решил, в честь дня рождения книжек, подарить вам небольшие подарочки! А подарочки мои лежат на дне моего волшебного сундучка. Открыть сундучок вам поможет мой друг «Цветик - Семицветик». Как все лепесточки его соберете, так подарочки мои и  возьмете! А на каждом лепесточке написано задание: про книжки, о книжках, о героях книжек и вы их должны выполнить, только после этого откроется мой волшебный сундучок!

Воспитатель: Вот так сказочник Оле – Лукойе! Задал нам задачку! Дети, а где же,  этот сундучок! (Дети находят его в книжном уголке.)

Молодцы! Сундучок вот где стоит, да на нем замок висит. А замок то не простой! Как вы думаете, что это в замке? (Серединка цветочка.) А где же лепесточки? Ребята, а в конверте еще что – то лежало. Сейчас, посмотрю! (Воспитатель смотрит, достает лепесточки и показывает их детям.)

Дети: Это же волшебные лепесточки!

Воспитатель: Как хорошо, что у нас есть волшебные лепесточки! А сколько их? (Семь.) Назовите их цвета! (Дети называют.) На что похожи цвета Цветика –  Семицветика? (На цвета радуги.)  Давайте, начнем выполнять задания волшебных лепесточков!

Физминутка: По лесной тропинке

 В  сказку мы пойдем.

Цветик – Семицветик

Быстро соберем. (Дети шагают друг за другом.)

Веточки березы

Ласково шуршат.

Лес чудес и сказок,

Принимай ребят! (Качают поднятыми руками, трут ладошкой о ладошку, кланяются.)

Воспитатель: Ребята, какой  цвет  у радуги первый?  (Красный.) Правильно! Давайте возьмем красный лепесточек! В какой сказке встречается красный цвет? ( «Красная шапочка».) А как этот цвет  можно назвать по- другому? (Алый.) В какой сказке мы можем встретить алый цвет? (В сказке Аксакова «Аленький цветочек».)

Смотрите, ребята! У нас есть аленький цветочек, он тоже волшебный, хотите   посмотреть? (Да!) Снимите бабочку с цветочка. (Дети снимают бабочку,  лепестки цветочка раскрываются, а внутри него оказывается маленькая куколка.) Как вы, думаете из какой сказки эта куколка? (Из сказки «Дюймовочка».) Совершенно, верно!

        Воспитатель читает задание КРАСНОГО лепесточка:

        А я про вас, ребята,

          Хотел бы  вот что знать:

        Любите ли книжки вы читать? (Дети отвечают.)

        А я вот сейчас проверю…

        Отгадайте мои загадки.

Воспитатель читает СКАЗОЧНЫЕ  ЗАГАДКИ.

  1. Назовите, ребятишки, мне героя детской книжки!

Как звать молодца того,

Если в доме у него-

Ведра ходят за водою,

Пол метла метет сама,

Едет печь сама собою,

Сани мчаться без коня? ( «По-щучьему велению».)

    2 . Появилась девочка из чашечки цветка,

        А была та девочка чуть больше ноготка.

         Всякий, кто читает книжки,

         Сразу вспомнит ту, малышку. (Дюймовочка.)

    3.  Деревянный тот мальчишка

         Всем известен ребятишкам.

         Он сует повсюду нос-

         Любопытный, длинный.

         Вы ответьте на вопрос:

         Кто он?...(Буратино.)

     4. А про ключик золотой

          Написал для вас …(Толстой.)

      5. Что за зверь гуляет в сказке,

          Ус топорщит, щурит глазки,

          Сапоги на мягких лапах,

          Сбоку – шпага, сверху – шляпа,

          Настоящий мушкетер!

          И отважен, и хитер! (Кот в сапогах).

Спасибо, ребята! Вы молодцы! Можете вставить красный лепесточек в волшебный замочек. (Дети вставляют.)

Воспитатель: Давид, выбери следующий лепесточек. (Выбирает и показывает.) Правильно, ребята? (Да!) А какой это цвет, Самира? (Оранжевый.) Как по другому можно назвать оранжевый цвет? (Называют.) Правильно, рыжий. А кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? (Лиса.)

        Воспитатель читает задание ОРАНЖЕВОГО лепесточка:

Назовите, пожалуйста, сказки, в которых вы встречали  Лисичку.

        Дети: «Рукавичка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса» и т.д.

        Воспитатель: Как в сказках называют лису?

        Дети: лисичка-сестричка, рыжая, плутовка, хитрая, хитрющая т.д.

        Воспитатель: Спасибо, ребята! Можете отнести лепесточек в волшебный замочек! Катюша, возьми следующий лепесток! (Выбирает и показывает.) Катя, какой это цвет? (Желтый.) Что в сказках есть желтого цвета? (Солнце, репка.)

Воспитатель читает задание ЖЕЛТОГО лепесточка:

Отгадайте героев сказки и ее название по картине (на картинке изображены герои сказки «Репка» в виде геометрических фигур.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая- то непонятная картинка! Как вы думаете, что на ней изображено? (Репка.) А как, называется эта сказка? ( «Репка».) Кто, из героев изображен на ней? (Дети перечисляют.) А правильно ли, они расположены на картинке? (Нет.) Костя, поменяй героев местами и назови их. (Выполняет.) Правильно Костя выполнил? (Да.)

Спасибо, ребята! Как вы думаете, мы правильно выполнили задание? ( Да.) Тогда иди, Костя, отнеси лепесточек в волшебный замочек. (Выполняет.)

Воспитатель: Ваня, выбери следующий лепесточек! (Выбирает.) Правильно ли, Ваня, выбрал? (Да.) А, какой это цвет? (Зеленый.)

Ребята, зеленый цвет- это цвет природы. Нам очень комфортно на зеленой лужайке, в лесу.  А, что еще у природы зеленого цвета? (Крокодил, кузнечик, ящерица и т.д.)

Воспитатель читает задание ЗЕЛЕНОГО лепесточка

Ребята! Отгадайте- ка, загадку и превратитесь в героев этой сказки: «… и попала стрела Ивана- царевича в самое болото…». Из какой сказки этот отрывок?

Дети: Это русская народная сказка «Царевна- лягушка».

Воспитатель: В каких еще, сказках встречаются героини лягушки? (Ответы детей: «Лягушка- путешественница», «Теремок».)

Ребята, вы  хотите превратиться  в героев этой сказки? (Да.) Тогда повторяйте за мной: « Вправо  - прыг, влево - прыг и потерли ушки. Мы теперь не дети, мы теперь – лягушки!». Сейчас поиграем в игру: «Лягушата» или «Веселые лягушата». (Играют.) Игра «Лягушата»:

На болоте все подружки,

Все зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкульт – привет!

Воспитатель: Вот, мы справились и с этим заданием! Кто отнесет зеленый лепесточек в волшебный замочек? Иди, Айгуль! (Относит.)

Воспитатель: Тамерлан, возьми следующий лепесточек! Какого он цвета? (Голубой.) Ребята, а что можно изобразить в сказках голубого цвета? (Море.)

        Воспитатель читает задание ГОЛУБОГО лепесточка:

Назовите, пожалуйста,  в каких сказках встречается море, и вспомните игру про море!

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Конек-Горбунок», «Садко»

Воспитатель: Молодцы, правильно! А в какую подвижную игру мы с вами играем на прогулке? (Ответы детей.) Правильно! Давайте поиграем в эту игру: «Море волнуется- раз…» (Играем.)

Затем воспитатель зачитывает задание СИНЕГО лепесточка: синий лепесточек хочет провести с вами игру. Но прежде вы ответьте: «Что  в сказках всегда побеждает добро? (Зло.) Правильно!  Какие по характеру бывают герои?         (Добрые, ленивые, трудолюбивые, хитрые, злые…) Каких злых сказочных героев вы знаете? (Дети вспоминают.)

          Лепесточек  синий  просит вас поиграть в игру «Добрый – злой». Я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Если персонаж добрый, то вы хлопаете  в ладоши, а если злой – то топаете. (Или: если герой добрый,  то изображаете  доброе  лицо, а если герой  злой – изображаете злое лицо). ( Или: если герой добрый, то   изображаете  мимикой доброе лицо и  хлопаете, а если герой злой - злое лицо и топаете.) Воспитатель читает загадки:

1. Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей.

    Сквозь очки на всех глядит

    Добрый …(доктор Айболит)

2. Он страх наводит на детей,

     Он злой разбойник…(Бармолей)

3. Это что за очень странный

    Человечек деревянный?

     Всюду нос сует он длинный.

     Кто же это?...(Буратино)

    4. Была у злодея до пят борода,

        В театре всех кукол он мучил всегда.

         «Подайте мне плетку!»- гремел его бас,

        Скажите скорее, кто он?...(Карабас)

   5. Он чемпион по кровожадности,

        Он рекордсмен по беспощадности,

        Он страх наводит на детей,

        Он злой разбойник…(Бармалей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Все загадки отгадали! Остался только один лепесточек. Алена, какого он цвета? (Фиолетового.) Интересно, какое задание он нам приготовил, чтобы мы его выполнили! Давайте, прочитаем!        

        Воспитатель зачитывает задание ФИОЛЕТОВОГО лепесточка:

Назовите поговорки о книгах! Назовите правила обращения с книгами. ( Дети поочередно говорят, как нужно обращаться с книгами.)

1. Дружно с книгами живем,

2. Их не пачкаем, не рвем.

3.Жить  без них никак нельзя-

4. Книги лучшие друзья!

5. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

   С тобой интересней бывает досуг.

6. Тобой дорожу я, тебя берегу,

    Без книги хорошей я жить не могу.

Воспитатель: Действительно, без книг прожить нельзя, и в этом нас убедят поговорки о книгах. (Дети вспоминают поговорки, поочередно читают.)

1. Книга – твой друг, без нее – как без рук.

2. Книжное царство – мудрое государство.

3. С книгой  жить – век не тужить.

4. Кто много читает, тот многое знает.

Воспитатель: Дорогие, ребята! А вы не забыли, что сегодня у наших любимых книжек день рождение! (Нет!) Давайте, мы для них испечем «Веселый пирог»! (Психологическая гимнастика «Веселый пирог».)

Мы возьмем стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет! (Весело смеются.)

Воспитатель: Пока мы все смеялись, лепесток сам улетел в замок и открылся сундучок! А что же в сундучке? Давайте пойдем, посмотрим! Поднимаем крышку   сундучка, и звучит музыка (про день рождения). Открываем крышку сундучка, а там лежат книжки – малышки для каждого ребенка. Воспитатель  берут книжки - малышки и раздает по одной книжке каждому ребенку.

        А теперь, споем нашим любимым книжкам – малышкам «Каравай». (Поют и танцуют.)

Воспитатель: Ребята, а здесь еще записка! Сейчас,  я ее прочитаю! (Читает.)

        «Я рад за вас, ребята, что много читаете, что много сказок знаете, что очень любите сказки и книжки! Спасибо, вам детишки!

Я тоже много сказок знаю, даже сам их сочиняю. В каждой книжке – сказке – есть свой секрет, но от вас, детишки, у меня секретов нет. Если вы книжки – сказки читаете – то все секреты в книжках узнаете!

                                                        Ваш сказочник Оле – Лукойе.»

Воспитатель: МЫ КНИЖКИ

                        ЗНАКОМЫЕ СНОВА ОТКРОЕМ

                         И СНОВА ПРОЧТЕМ

                                ОТ СТРАНИЦЫ К СТРАНИЦЕ.

                         ВСЕГДА ВЕДЬ ПРИЯТНО

                                            С ЛЮБИМЫМ ГЕРОЕМ

                         ОПЯТЬ ПОВСТРЕЧАТЬСЯ

                                        И ВНОВЬ ПОДРУЖИТЬСЯ!

          Все дети приглашаются на чаепитие с тортом, который испекла родительница в виде книжки.

        После чаепития дети драматизируют любимую сказку «Репка».

 
     

 

.

 

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...