Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Зимняя палитра"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мацыгина Ирина Васильевна

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_palitra.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группе

 «Зимняя палитра»

Подготовила   воспитатель МДОУ

«Детский сад №20 «Непоседы»

г. Кимры Тверской области

Мацыгина Ирина Васильевна

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, познание, чтение  художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы и музыки, художественное творчество

Цель:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; прививать чуткость к поэтическому слову.


Задачи:

Образовательные

Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета,  упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову. Обогатить словарь детей образной лексикой, учить правильно выделять  однокоренные слова, учить различать настроение музыки

Развивающие

Расширение кругозора детей, стимулировать познавательный интерес, приучать детей выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавать нежность, любование картиной зимней природы, развивать поэтический слух, развивать у детей воображение и творчество в процессе выполнения работы.

Воспитательные

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово,  музыку, фольклор. Формировать эмоционально – положительное отношение к людям , к родной природе.  Способствовать установлению позитивных отношений между родителями и детьми.


Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.


Словарная работа:
Обогащение: Старинные названия месяцев по народному календарю: студень, просинец, снеговей

Активизация: заискрилась, вьюжная, суровая, сверкающая, безмолвная, морозная, пышная, искрящаяся, заснеженная.
Расширение словаря  однокоренными словами(снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка,  снежный, заснеженный).


Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Дети эмоционально реагируют на мир природы. Самостоятельно  придумывают варианты образных движений. Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Способны самостоятельно действовать, умеют работать по правилу (инструкции).

Оборудование: магнитофон, репродукции картин, картинки с изображением зимних видов спорта, предварительно затонированые альбомные листы, кисти, клей, манная крупа,


Репродукции картин:

И.Вельц «Иней»;  И.Грабарь «Февральская лазурь»;  К. Юон «Русская зима»


Аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский  «На тройке», «Декабрь»;А.Вивальди «Зима»;


Ход образовательной деятельности.

  1. Воспитатель привлекает внимание детей музыкой  П.И. Чайковского «Времена года».
    Воспитатель. Дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит в нашей группе (пауза). Написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Это произведение называется «Времена года». Как вы думаете,  к какому времени года она больше подходит ? – ( Этот отрывок относится к зиме.) Сегодня с вами мы поговорим о зиме. Давайте присядем и послушаем эту мелодию. Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказывать.

              «На улице все белым, бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами, ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки; пушистые снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веточки. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей снегурочкой. Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щеки, нос, но все - таки здорово!»

               Ребята, вы любите Зимушку – зиму? Что вы представили, когда слушали эту музыку? (как ходим по сугробам, как играли в снежки, как падает снег).

Вот какие интересные зимние впечатления вызвала у вас музыка П.И. Чайковского. (Дети подходит к доске.)  Многие поэты, писатели, композиторы описывали в своих произведениях зиму-красавицу, а художники писали великолепные зимние пейзажи. Скажите что такой пейзаж? (Картина, на которой нарисована природа).

             В нашей группе сегодня открыта  выставка картин русских художников Ивана Вельца «Иней», Игоря Грабаря «Февральская лазурь, Константина Юона «Русская зима». Какое время года изображено на них? (Зима). Какие цвета и оттенки использовали художники в своих работах? (Они использовали белую, синюю, голубую, светло-голубую, серую, коричневую, черную, светло-серую краски).Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья) Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др). Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения).  Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная. Как вы думаете к какой картине относятся следующие стихи  Сергея Есенина? (Активизация пассивных детей)

.              

                     1.   Белая береза

                        Под моим окном

                        Принакрылась снегом

                       Точно серебром.

                        На пушистых ветках  

                        Снежною каймой

                        Распустились кисти

                        Белой бахромой.           (И. Грабарь.Февральская лазурь)

Где расположена эта картина? (Картина расположена слева) А теперь послушайте   стихотворение Федора Тютчева и   определите к какой картине  оно относится.

2. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.»   (Иван Вельц«Иней»)

(К этому стихотворению относится картина расположенная справа)

Послушайте третье стихотворенье,  написанноеГилемдаромРамазановым, и найдите подходящую к нему картину.Где она располагается?

3.  Волшебной сказкой делая

Деревья и дома,

Пришла к ребятам белая –

Пребелая зима.

Веселая желанная

Морозная пора –

Отхолода румяная

                           Смеется детвора(К. Юон «Русская зима»)

(Эта картина расположена в центре).

              2. Ребята,  мы с вами в какой стране живем? (В России). Правильно, в России. Мы можем видеть прекрасное время года зиму, но на нашей планете Земля есть страны, где снега никогда не бывает. Такие страны называются жаркими странами. В наш детский сад пришло необычное  письмо из Африки.  Послушайте что в нем написано  (Воспитатель читает письмо) « Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из жаркой Африки. У нас круглый год – лето. Всегда светит жаркое солнышко, идет теплый дождик. Деревья никогда не сбрасывают листву, постоянно цветут цветы. А вода в море и реках весь год теплая. Однажды мы увидели картины ваших художников с изображением белой травы, белой реки, деревьев без листьев, полей без цветов. Наши мамы и папы сказали,  что это зима. Никто из нас не знает что это такое.  Нам очень хочется узнать какая зима в России.  Ваши друзья из Африки.»

Давайте расскажем какая же у нас русская зима? (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца(Декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «студень». Люди назвали его так за частые стужи и морозы. А январь в старину называли «просинец» от слова сиять.  В этом месяце появляется синева неба, день прибавляется, а в солнечную погоду все сияет вокруг.   Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.)

Воспитатель:Зима – это не только снег и мороз, но и множество игр, забав и праздников. Назовите, пожалуйста, какие праздники мы отмечаем зимой? ( Новый год, Рождество, День защитника Отечества).А какие  зимние забавы или виды спорта вы знаете? (лыжи, катание на коньках, фигурное катание, игра в снежки, постройка крепости и снеговика, катание с горок).

Физкультминутка.

           Приглашаю вас на зимнюю площадку. Я приготовила для вас картинки-подсказки, какую картинку я вам покажу – такую игру или вид спорта вы нам покажете.

              3.Воспитатель:Вот сколько забав приготовила нам зима. А как вы думаете, полезны зимой игры на улице, на свежем воздухе?(Да, полезны). Чем? (Дышим свежим  воздухом, меньше болеем, укрепляем здоровье, закаляемся)

Правильно, а ещё это очень весело! Очень часто мы с вами на прогулке рассматриваем снежинки. На что они похожи? (Они похожи на звездочки). Сколько лучиков у снежинок?(Шесть). Да у снежинок всегда по 6 лучиков, но снежинки при этом все разные. Чародейка зима приготовила для вас задание.

Выберите любой понравившийся вам лучик и составьте из них снежинку. Для этого надо разделиться на группы. Посмотрите каким цветом у вас  карточка, объединитесь и  составьте свою снежинку.  (Дети выполняют задание, предложенное воспитателем). Молодцы. У вас получились очень красивые снежинки. А всегда ли снег идет такими красивыми снежинками? (Нет, Он падает хлопьями, сыпет иголочками, крупинками) Послушайте какое стихотворение приготовила зима для вас. Оно непростое, а загадочное. В нем спрятаны снежные слова.

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегомукрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

Какие снежные слова вы услышали? (Снегурочка, Снежки,Снежинок, снегирей, заснеженном, снегопадом, подснежник, снегом)(Дать возможность высказаться пассивным детям)

Молодцы, вы очень внимательные. А кто из васхочет прочесть свое любимое стихотворение о зиме? (Чтение стихов детьми)

Заготовила зима

Краски все для нас сама

Полю лучшие белила

Зорям алые чернила

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые

А на улице ребят

Разукрасила подряд

Как художник красит разным

Кто играет, красит красным

кто боится шевелиться

Краска синяя годится

Ни за что не выпросить

По-другому выкрасить

           4. Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» я предлагаю вам

нарисовать зимний пейзаж.

А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места.
Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать зимний пейзаж именно ... манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь недаром в народе говорят про мелкий  снег  - «крупа» Я добавила в манную крупу чуть – чуть разноцветного блеска – ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные!
             Сам пейзаж мы будем рисовать клеем. Рисовать нужно быстро – чтобы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был клей.  Лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
Не забывайте, что рисовать  нужно быстро,  чтобы клей не успел высохнуть. Подумайте,  какой бы вы сделали зимнюю картину, чтобы изобразили на ней.  Готовые работы мы отправим в Африку.
(Дети выполняют творческое задание сидя за столами)(Воспитатель осуществляет контроль за выполнением работы; помогает детям, испытывающих трудности).

             Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!!

Анализ непосредственной образовательной деятельности детей.

            Что сегодня мы с вами делали на занятии? (рассматривали картины, читали стихи, составляли  снежинки, называли приметы, загадывали загадки, рисовали манной крупой). Что интересного, нового вы узнали о зиме? Чем вы порадовали нас? Как вы думаете, почему нам понравились прочитанные вами стихи?

Воспитатель: Ребята,  какое время года придет на смену зиме? (Весна). Придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А.  «Развитие воображения и речи детей  4 – 7 лет», ТЦ «Сфера» , 2006г.
  2. Шорыгина Т.А.  «Какие месяцы в году» ,  изд-во «Гном» 2011 г.
  3. Кравченко И.В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы.  Методическое пособие»,  ТЦ «Сфера» 2012 г.
  4. Алябьева Е.А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет», ТЦ «Сфера»  2012 г.
  5. Шорыгина Т.А.  «Беседы о здоровье» ,  изд-во «Гном» 2011 г.
  6. Сажина С. Д.  «Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие» , ТЦ «Сфера»  2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...