Методическая разработка по ознакомлению с природой детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шакирова Жанна Ивановна

ознакомление детей с понятием «почва»  на основе  опытов, её составом и ценностью  для растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ознакомлению с природой детей средней группы

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира)

 Автор: Шакирова Жанна Ивановна ГБДОУ № 38 г. Санкт-Петербург                                

                          ТЕМАЗнакомство с почвой

ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва»  на основе  опытов, её составом и ценностью  для растений

Программное содержание:

-закрепить элементарные знания детей о составе почвы и ее структуре;

-формировать навык опытнической деятельности, умения размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов;

-показать на основе опытов, что такое плодородие почвы, прийти к выводу,

что она необходима живой природе, и как важно беречь и охранять ее;

-познакомить с подземными жителями (дождевыми червями) и их ролью в плодородии почвы;

-учить видеть взаимосвязи в природе, делать выводы;

-воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

-воспитывать дружеские отношения между детьми, любовь к природе и желание трудиться.

ОБОРУДОВАНИЕ:  самодельный макет – «Почва», мнемокартинки; для опытов: 3 емкости с водой, песок, глина, плодородная почва, сухие листья и веточки, палочки для перемешивания, прозрачные емкости , лопатки (ложечки), дождевые черви( в емкости с влажной почвой), веревки (скакалки).

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», сказки Н.Павловой «Большое чудо», рассматривание земли (почвы) в горшках в процессе труда.

                                           

                       ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво кругом: такая яркая зелень и трава, красивые цветы и растения. А где это выросло?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на земле. Вот поэтому нашу землю и называют волшебной.

 Я согласна с вами, растениям для роста нужна земля, но правильно сказать  - почва, т.е. верхний  слой земли. Растения растут только там, где есть почва. Это целое  подземное царство, которое мы не видим. Хотите с ним познакомиться и узнать, что такое почва и из чего она состоит.

( ответы детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу  «научную лабораторию», где мы с вами узнаем много нового и интересного. (дети вместе с воспитателем проходят и располагаются в беседке за столами)

Воспитатель: Ребята, если в земле выкопать ямку, то мы увидим, что почва, т.е. верхний слой земли внутри похожа на слоеный торт. (макет  структуры земли - в прозрачной емкости  ) Рассмотрите внимательно и скажите, что вы увидели?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, слои разные по цвету. А где они темнее?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чем выше к поверхности земли, тем почва темнее. Так значит  она  состоит из одного вещества или из разных веществ?

(ответы детей)

Воспитатель:  А чтобы узнать из чего состоит почва, мы проведем с вами опыт. Ребята, вот в этих  двух коробках находятся вещества, которые вам уже хорошо знакомы. Подойдите поближе, посмотрите, потрогайте и назовите эти вещества

( дети исследуют содержимое коробок )

Воспитатель: Молодцы, в первой коробке – песок, а во второй глина. Давайте высыпем  часть песок в воду и понаблюдаем, что произойдет.

( один из детей с помощью воспитателя высыпает песок в банку с водой)

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, где оказался песок?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, песок оказался на дне. ( показать мнемокартинку)

( второй ребенок высыпает в банку с водой глину)

Воспитатель:  Что произошло? Глина осела на дно или происходит что-то другое?

( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вода стала мутная, а это значит, что глина плавает в воде.                  ( показать мнемокартинку)

Воспитатель: Ребята, а в этой коробке лежит почва, т. е. верхний слой земли, которую я привезла с дачи. Набирала я почву на огороде, брала сверху, не копала глубоко, потому что почва…( дети должны закончить – верхний слой земли) Подходите поближе, внимательно рассмотрите, потрогайте ее. Какая она?

(дети исследуют почву и высказывают свои предположения –темная, сырая, холодная, рассыпчатая…)

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте часть этой почвы высыпем в банку с водой и понаблюдаем, что будет происходить.

(один из детей с помощью воспитателя высыпает почву в емкость с водой и немного перемешивает)

Воспитатель: Что произошло с почвой?

( ответы детей)

Воспитатель: Вы увидели и сказали, что часть почвы осела на дно. Хорошо, значит в составе почвы что есть? Посмотрите на первую банку, что там осело на дно?

(ответы детей) (песок)

Воспитатель: Что еще вы видите?

(ответы детей)

Воспитатель: Также вы увидели, что вода мутная, как во второй банке. Значит, что мы можем сказать?

( в почве есть глина)

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас посмотрите внимательно, что же такое плавает сверху? Чего нет ни в первой, ни во второй банке?  

(дети исследуют и высказывают свои предположения   ( остатки листьев, веточек, корешки)

Воспитатель: Осенью с деревьев и кустов на землю падают много листьев, трава и цветы тоже осенью вянут. А что с ними происходит потом?

( ответы детей)

Воспитатель: Да в земле все эти листья, сухие ветки, гнилые пни перегнивают и  превращаются в почву. На это чудесное превращение уходит много времени и чем больше листьев, веточек, корешков попадают в почву и перегнивают там, тем почва становится плодороднее, и весной новые растения начинают лучше расти.

Ребята, а как вы думаете, перегнившие листья, ветки и корешки делают почву светлее или темнее?

( ответы детей)

Воспитатель:  Чем больше листьев перегнивают в почве, тем она темнее,  а значит  плодороднее, тем лучше для растений.

Давайте мы с вами попробуем сделать почву. Как вы думаете, какие вещества мы возьмем? (песок). Хорошо, насыпаем песок. А затем? (глина) А что еще нужно? (листья, веточки)

А для чего они нужны? (ответы детей)

Правильно, чтобы почва была плодородной. Вот я сделала почву, а сейчас вы постарайтесь.

( Распределить обязанности между детьми: одни высыпают песок, другие глину, третьи листья и веточки. Воспитатель следит за выполнением задания, параллельно задавая вопросы при необходимости).

Воспитатель: Молодцы, вы все  правильно  сделали. Но для того, чтобы листья и веточки в нашей почве быстрее перегнили нам нужны помощники.

 Ребята,  в этой коробке  находится тот, кто поможет быстрее превратить опавшие листья, корешки в плодородную почву. Отгадаете загадку и узнаете, кто там находится. Слушаете внимательно.

Нету ножек, нету ручек,        
Нету шерсти и колючек.
 
Он в земле живёт чудак…
   
Как зовут его? ... (Червяк)

Дождевые черви едят и измельчают опавшие листья, корешки и сухие веточки; рыхлят  и перемешивают почву, т.е. приносят пользу. И чем их больше, тем быстрее они справляются со своей работой: делают почву более плодородной, а значит - растения лучше растут. Мы так много говорим о них, их пользе, давайте же на них посмотрим, на наших помощников и тружеников.

( дети рассматривают в стеклянной банке с небольшим количеством сырой почвы дождевых червей)

Воспитатель: Какие они?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, они длинные и скользкие. А почему они такие?

(ответы детей)

Воспитатель: Черви подземные жители и они долго не могут находиться без почвы, тело их высохнет и они погибнут. Между прочим, вы наверно замечали, что после сильного дождя, на поверхности земли ползают много дождевых червей. Это происходит потому, что вода заливает все их ходы  и червям по неволи приходится выползать на поверхность. Вот теперь вы  знаете и запомните, какую пользу приносят дождевые черви, и никогда не будите их обижать.

 Ребята, на образование почвы нужно много времени. Поэтому давайте сделанную нами почву отнесем под дерево (куст, клумба), поместим туда же червячков и будем потом на прогулках  наблюдать, что будет происходить.  

( дети относят емкость с «сделанной почвой» и высыпают ее под дерево)

   Под землей червяк ползет

   Делает он узкий ход,

   Чтоб в подземном царстве

   Лучше всем жилось.

   Чтоб в наземном царстве

   Лучше всем рослось.

   А еще он любит копать много- много ходов для себя и своих родственников.

А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Я превращаю вас в червячков. Вам надо «проползти» по лабиринту ( заранее выложить из скакалок) и принести для червячков листики и сухие веточки к дереву куда мы высыпали почву.

( подвижная игра)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Сегодня вы хорошо потрудились, узнали много нового и поиграли. Вам понравилось?  Давайте мы все вместе еще раз вспомним, что нового мы узнали ?

(вопросы на закрепление сопровождаются  мнемокартинками)

     Самый верхний слой земельный,

     В нем растут трава, деревья.

     Плодородием обладает,

      Как ее все называют?   (почва)

 

 -Что такое почва?

   -Что на ней растет?

   -Из каких веществ она состоит?

   -Какую пользу  приносят дождевые черви?

   -А дождевых червей надо оберегать?

   -Что нужно делать, чтобы  сберечь почву?

   Ребята, если вы будете выполнять все эти правила, то станете настоящими хозяевами земли.

 Ребенок читает стихотворение:

   Весною буйно все растет,

   Деревья расцвели.

   Когда придешь на огород

   Возьми комок земли.

   Смотри – он теплый, он живой,

   Пропитан влагой дождевой.

   В нем корешки цветов живут,

   Он червякам дает приют

   В нем влага, воздух, перегной…

   Он часть твоей земли родной!    

  Воспитатель: Ребята я хочу подарить вам коробку с  цветными  мелками. Давайте пойдем сейчас, и  вы нарисуете на асфальте, что вам сегодня понравилось и запомнилось.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы

Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и за...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА".

Методическая разработка на данную тему предназначена для детей младшей группы с целью сформировать у детей первые представления о родах войск, о защитниках Отечества; умением побеждать свой...

Методическая разработка по развитию речи у детей средней группы

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.Тема:  «Игрушки»....

Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.

. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет  формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...

Методическая разработка по ознакомлению с природой в младшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с природой в младшей группе "Овощи на грядке"...