Мастерская "Войлочная сказка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Плужникова Зинаида Ильинична

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Очень интересное, носит познавательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_voylochnaya_skazka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская «Войлочная сказка»

Цель. Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры русского народа.

Задачи. В игровой форме закрепить знания детей о назначении валенок, обычаях связанных с этой обувью; повторить фольклорный и литературный материал по теме. Расширить словарный запас детей (чуни, пимы); развивать мелкую моторику, внимание, фантазию. Воспитывать устойчивость, аккуратность, взаимопомощь.

Материал. Валенки, прикладной материал.

Перед входом в группу, хозяйка мастерской (ребенок) встречает гостей.

Стоит ширма, на ширме вывеска «Валенок».

Перед ширмой. Гостей встречает ведущая (ребенок).

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие. Отгадайте-ка нашу загадку:        Их на ноги надевают, но это не сапоги.

              Из шерсти сделаны, но не носки.          (Валенки)

Ведущий. Заходите в нашу мастерскую (дети здороваются с гостями). Присаживайтесь, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем!

Дети. А во что мы будем играть? Все игрушки уже надоели!

Воспитатель. Игра у нас будет необычная: мы поиграем в мастерскую. Попробуем смастерить что-нибудь из валенок, ведь вы уже умеете многое делать своими руками.

Дети. А из чего сделаны валенки? Воспитатель - Из войлока!

Воспитатель. А что еще вы знаете о валенках?

(……………) Во время войны наши солдаты были обуты в теплые валенки, благодаря чему они не мерзли в суровую зиму и побеждали врага.

(…………….). Валенки не только согревают, но и лечат. Через ноги тепло расходится по всему организму, выгоняя болезнь. Старые люди даже дома вместо тапочек очень часто носят короткие валенки, которые называют чуни.

- Ребята, как называется эта обувь? (чуни).

Воспитатель. Послушайте, что я вам еще расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался очень завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.

Даже царские особы с удовольствием носили валенки. Царь Петр I после больших праздников и гуляний любил попариться в бане, окунуться в прорубь. Потом требовал горячих щей и надевал валенки.

Императрица Екатерина Великая носила под нарядным платьем пимы (валенки из белой шерсти).

- Как назывались валенки, которые носила Екатерина Великая?

- Пимы!

Воспитатель. Хорошо ребята, очень много мы с вами  вспомнили о валенках.

- А сегодня, мы с вами наши валенки превратили в игрушки, и дальше будем превращать обычные валенки в произведение искусства. Но, чтобы в нашей работе все ладилось, мы с вами вспомним русский обычай, связанный с валенками.

- Олеся, хозяйка мастерской, расскажет этот обычай.

- На Руси есть такой обычай: если семья переехала в новый дом, а там не ладится: хлеб подгорает, молоко убегает, посуда бьется, считается, что хозяева забыли своего домового в старом доме. Тогда они берут валенок, едут в старый дом, кладут валенок возле печки или батареи и говорят волшебные слова: «Дедушка домовой, послушай хозяина и хозяйку, пойдем с нами жить!». После этого, валенок забирают и несут в новый дом, чтобы жизнь в нем наладилась.

Воспитатель. Мы тоже давайте возьмем валенок поставим к батарее, и попросим домового: «Дедушка домовой, послушай хозяина и хозяйку, пойдем с нами жить, чтобы у нас все наладилось!»

- Чем еще нас порадуешь, хозяйка? Что у тебя еще в мастерской есть? Хозяйка открывает простынь, и показывает «валенок-теремок» и читает стихотворение:

Стоит в поле теремок,

Он ни низок, не высок.

Не страшна зима с пургою,

Коль нашел в нем уголок!

- Ну, а теперь, и вам пришла пора  выбирать различные материалы.

 Пройдем  к столу, выберем материал, кто, что будет делать:

Кирил –

Артем –

Женя –

Настя –

Саша –

Ксюша –

Олеся –

Сели за рабочие столы.

Воспитатель. Ребята мастера приступают к работе.

- Ребята, в мастерской работники молча не сидят, интересная беседа всегда делу помогает. А мы – настоящие мастера! Пусть у нас беседа бьется как ручеек!

Дети по очереди произносят прибаутки, поговорки, скороговорки.

- У всякого Матвея – своя затея! (……………..)

- У всякого мишки – свои делишки! (…………….)

- У всякого Ромы – свои приемы! (……………)

- Хороший товар сам себя хвалит! (……………)

- Не затее руки даны, чтобы даром болтались! (……………..)

Купили Валеньке валенки

Валенки у Валюшки –

Как игрушки!

Воспитатель спрашивает (шепотом) у детей, что ты делаешь?

Работа детей за рабочим столом.

В завершении, дети рассказывают в стихотворной форме о своей работе.

(…………..) Сделал я себе коня,

                      Конь-огонь у меня!

                      Он с улыбкой белозубой,

                      Нету лучшего коня!

(……………) Приладили жирафу оранжевые пятна,                

                       Он с пятнышками лучше, ведь это всем понятно!

(……………) Валенок умеет летать?!

                       Этого могли вы не знать!

                       В сказке есть ковер-самолет,

                       Вот и валенок стремится в полет!

(……………) Бусинки с тесьмой пришьем

                       В них на праздник мы пойдем

                       Станут наши валенки веселей и краше!

(……………) Вырезала котика,-

                       Валенки украсила.

                       Тучка по небу плывет

                       Котик по земле идет.

                       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...