экологические сказки
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ермолова Наталия Викторовна

экологические сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_skazki_dlya_doshkolnikov.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические сказки для дошкольников

БАБУШКА ФЕДОРА И ГЕРАНЬ

Жила-была Герань. Бедная, несчастная Герань. Когда-то она была очень красивой. А сейчас… Что же случилось с ней. Цветки завяли, листья пожухли, а корни давно уже утратили свою силу…Земля в треснувшем горшочке просила чистой воды…но никто не мог помочь ни земле, ни цветам, ни листьям.

А виной всему была бабушка Федора. Лентяйка и неряха. Не ухаживала она за Геранью и вообще давным-давно про нее забыла.

А бедная Герань из последних сил пыталась сделать мир вокруг бабушки Федоры прекрасным … но все ее попытки были напрасны.

И вот настал тот день, когда силы Герани были на исходе… И решила она оставить бабушку Федору. Ушла от нее. Посмотрела сиротливо на дом, в котором жила и ушла.

Проснулась утром бабушка Федора и не поймет, что случилось.

– Как то нехорошо мне сегодня, неспокойно и чувствую себя плохо. Что такое, почему так?

Долго не могла понять бабушка Федора, что не так.

Но тут появилась мышка из-за печки.

– Что, бабушка, плохо тебе?

– Плохо мышка, плохо..

– Я могу рассказать тебе почему?

– Почему же?

– Это все потому, что твой дом Герань покинула.

Только теперь, после слов мышки бабушка Федора обратила внимание на то, что подоконник возле грязного, пыльного окошка пуст.

– Ты наверное не знаешь, – продолжала мышка, – но Герань особенное растение. Ее аромат лечит душу человека, успокаивает, оберегает и помогает справляться со всеми трудностями.

– А я и не знала … – огорченно вздохнула Федора. – Но даже если бы и знала…За все время, что Герань у меня жила, я ни разу ее благотворного влияния на меня не почувствовала.

– А ты ухаживала за ней?

– А что, надо было ухаживать?

– Конечно! Землю поливать, рыхлить, корни питать. А еще солнечный свет ей нужен…А ты на окошко свое посмотри – пыльное, грязное!

– Ой, что же теперь делать-то? – вздохнула бабушка Федора.

– Пойди и верни Герань – просто ответила Мышь.

И пошла бабушка Федора по полям, по лугам… Долго ходила. Пришла на поляну. Видит, сидит ее Герань вся такая бедная, несчастная…Горькие слезы льет.

– Герань, милая, прости меня. Мне без тебя так плохо. Вернись домой, прошу. Я буду беречь тебя, ухаживать за тобой.

Простила Герань бабушку Федору. Вернулись они домой.

Посадила бабушка Федора Герань в новый горшочек, землю новую насыпала, порыхлила, листья полила, а еще окошко помыла, чтобы солнечные лучи ласкали цветы герани своим теплом и светом. И зацвела Герань от счастья, и наполнила дом Федоры чудесным, благотворным ароматом.

С тех пор бабушка Федора бережет свою Герань и всегда за ней ухаживает.

КАК У РОСТОЧКА ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ

В одном маленьком городе стоял маленький детский сад, в котором воспитывались маленькие, но очень хорошие дети. Они очень любили животных, птиц, растения. Дети, хотя и были еще совсем маленькими, но уже могли сами заботится об обитателях их живого уголка. Такие это вот были хорошие и послушные дети.

Но когда малыши уходили домой и в коридорах детского сада становилось тихо, растения и животные разговаривали друг с другом.

И вот однажды Лилия, которая стояла на подоконнике рядом с Бегонией, удивленно воскликнула:

– Посмотрите, рядом со мной стоит горшок, в котором кроме земли ничего нет.

– Знаете, уважаемая Лилия, – сказала Бегония, – я видела, как дети сегодня старательно поливали эту землю.

– Странно, – вздохнул Кактус, – пустая земля, а поливают…

– И ничего странного в этом нет, – сказал самый мудрый из всех растений Папоротник. – Раз наши дети поливают эту землю в горшочке, значит они чего-то ждут.

– Чего же они могут ждать? – удивилась Лилия.

– Как чего? Нового маленького росточка, который появится из маленького семечка, которое в свою очередь пока еще прячется глубоко в земле.

– Ах вот оно что! – разом ахнули все растения. – Значит скоро у нас появится новый питомец!

– Интересно, на кого он будет похож? – спросила Бегония, и разом со всех сторон посыпались предположения растений, ибо каждое из них считало, что росточек будет похож именно на него.

А между тем у маленького семечка появился маленький росточек.

Как-то раз, когда комнатные цветы в очередной раз спорили непонятно о чем, они услышали тоненький голосок:

– Здравствуйте!

– Ой, вы только посмотрите, наш маленький росточек появился на свет! – воскликнула Лилия.

– Здравствуй, росточек! – поздоровалась Бегония. – Как тебя зовут?

– А я не знаю… – опечалился росточек.

– Ну ничего. Ты не переживай. – успокоил его Папоротник. – Мы все здесь знаем свои имена, они написаны на табличках наших домов. Как только ты немного подрастешь, мы посмотрим на кого ты будешь похожим и узнаем твое название.

Дни проходили за днями. Каждый день дети ухаживали за росточком. Поливали его и рыхлили землю, подкармливали его витаминами. А росток все рос, набираясь сил и наполняя пространство вокруг себя чудесным, успокаивающим ароматом.

– Как же меня зовут? – недоумевал росток. – У всех цветов вокруг меня есть названия. А кто же я такой?

Так прошло еще несколько дней. Росток уже перестал быть просто ростком. Он вырос и превратился в благоухающий цветок, с мягкими резными листьями, с маленькими розовыми цветками, каждый лепесток которых был похож на маленькое сердечко.

Наступил торжественный момент. В одно прекрасное утро дети прикрепили к цветочному горшку название.

«Герань» – было написано на этой табличке, а ночью, когда детский сад вновь опустел, все жители живого уголка заметили, что у нового питомца теперь появилось имя.

– Здравствуй Герань, добро пожаловать Герань, как поживаешь Герань – слышалось со всех сторон и юная Герань была безумно счастлива, что теперь и она знает свое название.

Так из маленького росточка выросло комнатное растение, которое до сих пор живет в одном маленьком детском саду, в котором воспитываются маленькие, но очень хорошие дети.

КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.

Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.

Пошел Человек к дереву и попросил:

– Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.

– Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?

–Я – Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.

Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.

Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.

– Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.

Пришел Человек к Дереву.

– Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.

– Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…

– Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.

– Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.

Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.

Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.

– Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.

И пришел Человек к Дереву.

– Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?

– Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?

– Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.

– Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и поспешил домой.

Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.

Обрадовался Человек.

Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.

Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.

Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?

Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:

– Человек, послушай меня…

– Кто это говорит? – удивился Человек.

– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.

– Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.

– Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.

– Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!

Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.

Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.

Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

ПРОСТО ГУСЕНИЦА

Мой юный друг! Ты когда-нибудь видел гусеницу? Вот и прекрасно. Сегодня я расскажу тебе историю про одну такую гусеницу. Просто гусеницу.

Жил на свете голубь по имени Гурлыка. Любил голубь летать высоко в небе. И дружил голубь с одной маленькой пчелой по имени Жужа. Каждый летний день, как только солнышко выходило в чистое небо, вылетал голубь из своего домика в небо и встречался там с пчелой Жужой. Вместе они летали, трудились и наслаждались солнечным теплом.

Но вот однажды полетел голубь Гурлыка в небо и с высоты заметил странное существо. Это существо было длинное, какое-то совсем непонятное, было у него много ножек, но не смотря на огромное количество ножек передвигалось оно очень и очень медленно.

Пчела Жужа тоже заметила это существо.

– Как ты думаещь, Жужа, что это за зверь такой диковинный, – спросил Гурлыка.

– Не знаю, – ответила Жужа. – Смотри, крыльев у него нет, значит не птица и не пчела. Может полетим и познакомимся с ним.

– Полетели, – ответил Гурлыка и друзья спустились на землю.

А на земле, на зеленом листочке самой сочной травы сидела… гусеница.

– Привет! – Поздоровались с ней друзья. Ты кто и как тебя зовут?

– Я гусеница … просто гусеница.

– А ты летать умеешь? – спросила пчела Жужа.

– Нет, не умею. Я только ползаю.

– Как жаль, что ты не умеешь летать, – сказал голубь Гурлыка. – Тебе наверное грустно и одиноко здесь одной на земле.

– Да, иногда мне бывает грустно, но может быть вы не откажетесь дружить со мной и хотя бы иногда прилетать ко мне, сюда, на эту сочную и зеленую траву.

– Конечно, мы каждый день будем навещать тебя.

Так пролетали дни за днями. Голубь и пчела как и прежде встречались в небе, но теперь они еще спускались и на землю, чтобы поиграть с гусеницей.

Так незаметно пролетело лето и наступила осень.

Как то ранним осенним утром друзья вновь полетели чтобы найти гусеницу. Но ее не оказалось на земле. Долго звали пчела и голубь гусеницу, но никто им не ответил. Да и травы уже не было. Только один, одинокий желтый лист лежал на земле, а на нем, странный предмет . Это был кокон, темно-коричневого цвета. Посмотрели на него друзья, постучали, но из кокона не доносилось ни единого звука. Тишина. Еще долго голубь Гурлыка и пчела Жужа ждали, не появится ли гусеница. Но так никто не появился.

Прошла осень, наступила зима. А потом, после зимы пришла весна. Все снова расцвело и снова приветливое солнышко светило на небе. И снова, как и раньше встречались в небе голубь и пчела, чтобы полетать высоко в небе и понежиться на солнышке. И вот однажды, летая высоко в небе, они увидели прекрасное создание. Она порхала в небе рядом с ними и каждое ее крылышко переливалось всеми цветами радуги.

– Кто ты, – спросил у прекрасного создания голубь Гурлыка.

– Как, разве вы не узнаете меня? – сказала бабочка голосом гусеницы. – Я та самая гусеница, к которой вы прилетали на землю, чтобы поиграть со мной и скрасить мое одиночество.

– Но ведь ты не умела летать, у тебя было много ножек, ты медленно ползала и крыльев у тебя совсем не было – изумилась пчела Жужа.

– Правильно. У нас у бабочек всегда так. Сначала мы рождаемся гусеницами, все лето ползаем, потом мы прячемся в кокон, когда наступает осень, и там, в этом коконе, пока идет зима, гусеница превращается в бабочку, чтобы весной появиться на свет и порхать над цветами, наслаждаясь теплом и светом.

Теперь друзья все вместе каждое утро встречались в небе – и голубь Гурлыка, и пчела Жужа, и бабочка, которая раньше была совсем обыкновенной гусеницей.

Вот такие чудеса, мой юный друг. Теперь ты знаешь, что гусеница превращается в бабочку, поэтому в следующий раз, когда пойдешь по лесной тропинке, и вдруг увидишь гусеницу, не бойся ее. Ведь это та самая, просто Гусеница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...