конспект оод
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие помогает обобщить и систематизировать знания детей об осени, ее характерных признаках, периодах (золотая, поздняя) посредством музыки, рассматривания картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  

№ 37 «Ягодка»

Грустная, веселая осень

Конспект ООД по примерной ООПДО «От рождния до школы», раздел «Ознакомление с миром природы»,

старшая группа компенсирующей направленности.

Какшарова Л. Д., воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ«Детский сад комбинированного вида  

№ 37 «Ягодка»

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени, ее характерных признаках, периодах (золотая, поздняя) посредством музыки, рассматривания картин.

 Выявить знания у детей о царстве животных и птиц.

 Закрепить знания о деревьях, умение узнавать и называть  их по характерным признакам.

Учить детей отвечать на вопросы по теме. Обогатить  словарный  запас. Упражнять в отгадывании  загадок.

Развивать  эмоциональное восприятия музыки.

Оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе, рассматриванием картин.

Воспитывать чувство прекрасного.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, письмо в осеннем конверте от Осени.  Репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», Остроухов «Золотая осень», И.Грабарь «Рябина», И. Шишкин «Осень».

Поэтический ряд: А,Пушкин «Унылая пора, очей очарование…»,  И.Бунин «Листопад», Плещеев «Миновало лето»

Музыкальный ряд: Д.Кабалевский «Осенняя песня», Ю.Слонов «Осенние листья», П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», И.Штраус «Вальс» фа мажор

Методы и приемы: наглядный (репродукции картин), словесные (беседа, использование художественного словесного образа – стихи, загадки), пение, игровой, эвристический.

Ход мероприятия:

Музыкальный руководитель: Что за гости в зал спешат?

Девять маленьких ребят!

Становитесь вот сюда. Все на месте?

Дети: Да, да, да!

Воспитатель: Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно?

(Читает) Ребятам детского сада

От волшебницы Осени.

«Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я самое золотое время года. Хочу загадать вам загадки: какие изменения происходят в мире природы с наступлением осени?  Почему листочки становятся желтыми и красными, а затем опадают?

Ваша золотая Осень».

Слайд 1

Дети: Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают.

Воспитатель: Молодцы! Действительно, погода стоит то теплая и солнечная, а то дождливая. Вот и музыка у нас с вами бывает то грустная, печальная, а то веселая, задорная. Послушайте произведение и скажите, какая по характеру эта музыка?

Слушание: П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»

Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Правильно, музыка грустная, печальная по характеру, а по темпу медленная, напевная.

Слайд 2

Воспитатель: Дети, помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время экскурсии по городу? Мы вдыхали особенные запахи осени. Мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними, теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин писал об этом времени года.  

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Звучит музыка дождя)

 Слайд 3

Музыкальный руководитель: Ой, кажется дождик пошел?! Давайте попробуем его прогнать, подуем на тучки.

(Упражнение на дыхание)

Какие тяжелые осенние тучки, никак дождик не заканчивается. А как капельки падают? Споем?

Песня «Дождик».

Воспитатель: Молодцы! Вижу уже улыбки на ваших лицах.  Осень замечательное время года. Именно она вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. А какие стихи об осени вы знаете?

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень спросим:

Что в подарок принесла?

Журавлики, журавли,

Оторвались от земли,

К небу крылья вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики, журавли…

 Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Музыкальный руководитель: А у нас тоже есть песня  про  осень.

Песня «Вот и осень на дворе».

Воспитатель:  От вашей песенки мне кажется, всем захотелось улыбнуться.

А какой самый яркий праздник осени?

Дети:  Листопад.

 Слайд 4

Воспитатель:  Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они. Возьмите красивые листья. Давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки»

(Физминутка  под музыку  И.Штрауса  «Вальс»  Фа мажор.)

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: А знаете ли  вы, какими вкусными щедрыми дарами  богата осень?

Дети: Это овощи и фрукты, ягоды и грибы.

 Слайд 5

Воспитатель: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать.

Летом в огороде свежие, зеленые.

А зимой в бочонке крепкие, соленые. (огурцы)

Сидит Ермошка на одной ножке.

На нем сто одежек и все без застежек. (вилок капусты)

Растет она в земле, известна в целом мире.

Частенько на столе красуется в мундире. (картошка)

А какие еще вы  знаете овощи?

Дети: Морковь, помидор, репу, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и др.

Воспитатель: Слушайте еще одну загадку

Само с кулачок, красный бочок.

Погладишь –гладко, а откусишь – сладко. (яблоко)

Слайд 6

Висит шарик с бугорком

А в нутрии он с сахарком. (груша)

Назовите еще те фрукты, которые вы знаете.

Дети: Слива, дыня, апельсин, киви

 Воспитатель: Стоит Лукашка - белая рубашка.

А шляпка надета шоколадного цвета. (белый гриб)

Слайд 7

 Какие грибы растут в лесу?

Дети: Подберезовик, сыроежки, масленок, мухомор, подосиновик.

Слайд 8

 Песня «Грибочки»

Воспитатель:  А сейчас послушайте следующую загадку Осени. В лесу что-то стало мало птиц. Не видно насекомых, да и зверей тоже редко увидишь. Знаете ли вы, почему это произошло?

 (дети рассказывают как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме)

Воспитатель: Очень много вы знаете о животном мире. А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу?

Дети:  Береза, сосна, ель, рябина, ива, черемуха,  осина, клен.

Слайд 9

Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, как одним словом назвать деревья, покрытые листвой?

Дети: Лиственные.

Слайд 10

Воспитатель: А покрытые хвоей?

Дети: Хвойные.

Воспитатель:  Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал поэт И.Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Воспитатель:  Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники.

(Открываюся слайды  с репродукциями картин 11-16)

Дети  рассматривают и любуются  ими).

Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое у вас настроение возникает?

(Дети высказываются).

Воспитатель: Какие краски используют художники?

Дети:  Красные, желтые, оранжевые, бордовые.

Воспитатель:  Верно. Это краски золотой осени.

Слайд 17

Музыкальный руководитель:

Миновало лето

Осень наступила

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели

Стали дни короче

Солнышка не видно

Темны - темны ночи.

Скучная картина

 Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

Воспитатель:  Ребята, какое настроение вызывает у вас эти стихотворения? (Скучное, грустное...)

Верно, стихи о поздней осени чаще всего грустные, печальные.

 Воспитатель:  Дети, какая бывает осень?

Дети: Сначала золотая, а потом поздняя.

Воспитатель:  Чем отличается природа золотой осени от природы поздней осени?

Дети: Во время золотой осени листья на деревьях были желтые, красные, бордовые. Много было овощей, фруктов, грибов. Поздней осенью  листья опадают, деревья стоят голые.

Воспитатель:  Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?

(Дети рассказывают как птицы  и животные готовятся к зиме).

Воспитатель:  Молодцы. Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики - когда осень – плохо. (Хорошо -  поспевают овощи и фрукты,  листья стали золотыми; можно бегать по опавшим листьям, они весело шуршат под ногами. Плохо -   идет противный мелкий дождик; мама не пускает гулять, на улице грязно.)

И чтобы нам не закончить нашу деятельность  на этой грустной ноте, я угощаю вас вкусными подарками осени! (Раздает детям яблоки)

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу? Чем она запомнилась Алеше? Чем Роме? А Арине запомнилась?

Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

Настроенье каково?

- Во! (показать большой пальчик)

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....