Главные вкладки

    конспект оод
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Какшарова Лариса Дмитриевна

    Занятие помогает обобщить и систематизировать знания детей об осени, ее характерных признаках, периодах (золотая, поздняя) посредством музыки, рассматривания картин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  

    № 37 «Ягодка»

    Грустная, веселая осень

    Конспект ООД по примерной ООПДО «От рождния до школы», раздел «Ознакомление с миром природы»,

    старшая группа компенсирующей направленности.

    Какшарова Л. Д., воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ«Детский сад комбинированного вида  

    № 37 «Ягодка»

    Программное содержание:

    Обобщить и систематизировать знания детей об осени, ее характерных признаках, периодах (золотая, поздняя) посредством музыки, рассматривания картин.

     Выявить знания у детей о царстве животных и птиц.

     Закрепить знания о деревьях, умение узнавать и называть  их по характерным признакам.

    Учить детей отвечать на вопросы по теме. Обогатить  словарный  запас. Упражнять в отгадывании  загадок.

    Развивать  эмоциональное восприятия музыки.

    Оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе, рассматриванием картин.

    Воспитывать чувство прекрасного.

    Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, письмо в осеннем конверте от Осени.  Репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», Остроухов «Золотая осень», И.Грабарь «Рябина», И. Шишкин «Осень».

    Поэтический ряд: А,Пушкин «Унылая пора, очей очарование…»,  И.Бунин «Листопад», Плещеев «Миновало лето»

    Музыкальный ряд: Д.Кабалевский «Осенняя песня», Ю.Слонов «Осенние листья», П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», И.Штраус «Вальс» фа мажор

    Методы и приемы: наглядный (репродукции картин), словесные (беседа, использование художественного словесного образа – стихи, загадки), пение, игровой, эвристический.

    Ход мероприятия:

    Музыкальный руководитель: Что за гости в зал спешат?

    Девять маленьких ребят!

    Становитесь вот сюда. Все на месте?

    Дети: Да, да, да!

    Воспитатель: Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно?

    (Читает) Ребятам детского сада

    От волшебницы Осени.

    «Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я самое золотое время года. Хочу загадать вам загадки: какие изменения происходят в мире природы с наступлением осени?  Почему листочки становятся желтыми и красными, а затем опадают?

    Ваша золотая Осень».

    Слайд 1

    Дети: Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают.

    Воспитатель: Молодцы! Действительно, погода стоит то теплая и солнечная, а то дождливая. Вот и музыка у нас с вами бывает то грустная, печальная, а то веселая, задорная. Послушайте произведение и скажите, какая по характеру эта музыка?

    Слушание: П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»

    Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка?

    (Ответы детей)

    Музыкальный руководитель:  Правильно, музыка грустная, печальная по характеру, а по темпу медленная, напевная.

    Слайд 2

    Воспитатель: Дети, помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время экскурсии по городу? Мы вдыхали особенные запахи осени. Мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними, теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин писал об этом времени года.  

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса.

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    (Звучит музыка дождя)

     Слайд 3

    Музыкальный руководитель: Ой, кажется дождик пошел?! Давайте попробуем его прогнать, подуем на тучки.

    (Упражнение на дыхание)

    Какие тяжелые осенние тучки, никак дождик не заканчивается. А как капельки падают? Споем?

    Песня «Дождик».

    Воспитатель: Молодцы! Вижу уже улыбки на ваших лицах.  Осень замечательное время года. Именно она вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. А какие стихи об осени вы знаете?

    Дети:

    Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

    Хорошо, что ты пришла.

    У тебя мы, осень спросим:

    Что в подарок принесла?

    Журавлики, журавли,

    Оторвались от земли,

    К небу крылья вскинули,

    Милый край покинули.

    Закурлыкали вдали

    Журавлики, журавли…

     Падают, падают листья

    В нашем саду листопад

    Желтые, красные листья

    По ветру вьются, летят.

    Музыкальный руководитель: А у нас тоже есть песня  про  осень.

    Песня «Вот и осень на дворе».

    Воспитатель:  От вашей песенки мне кажется, всем захотелось улыбнуться.

    А какой самый яркий праздник осени?

    Дети:  Листопад.

     Слайд 4

    Воспитатель:  Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они. Возьмите красивые листья. Давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки»

    (Физминутка  под музыку  И.Штрауса  «Вальс»  Фа мажор.)

    Мы – листочки, мы – листочки,

    Мы – осенние листочки.

    Мы на веточке сидели,

    Ветер дунул – полетели.

    Мы летали, мы летали,

    А потом летать устали.

    Перестал дуть ветерок –

    Мы присели все в кружок.

    Ветер снова вдруг подул

    И листочки быстро сдул.

    Все листочки полетели

    И на землю тихо сели.

    Воспитатель: А знаете ли  вы, какими вкусными щедрыми дарами  богата осень?

    Дети: Это овощи и фрукты, ягоды и грибы.

     Слайд 5

    Воспитатель: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать.

    Летом в огороде свежие, зеленые.

    А зимой в бочонке крепкие, соленые. (огурцы)

    Сидит Ермошка на одной ножке.

    На нем сто одежек и все без застежек. (вилок капусты)

    Растет она в земле, известна в целом мире.

    Частенько на столе красуется в мундире. (картошка)

    А какие еще вы  знаете овощи?

    Дети: Морковь, помидор, репу, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и др.

    Воспитатель: Слушайте еще одну загадку

    Само с кулачок, красный бочок.

    Погладишь –гладко, а откусишь – сладко. (яблоко)

    Слайд 6

    Висит шарик с бугорком

    А в нутрии он с сахарком. (груша)

    Назовите еще те фрукты, которые вы знаете.

    Дети: Слива, дыня, апельсин, киви

     Воспитатель: Стоит Лукашка - белая рубашка.

    А шляпка надета шоколадного цвета. (белый гриб)

    Слайд 7

     Какие грибы растут в лесу?

    Дети: Подберезовик, сыроежки, масленок, мухомор, подосиновик.

    Слайд 8

     Песня «Грибочки»

    Воспитатель:  А сейчас послушайте следующую загадку Осени. В лесу что-то стало мало птиц. Не видно насекомых, да и зверей тоже редко увидишь. Знаете ли вы, почему это произошло?

     (дети рассказывают как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме)

    Воспитатель: Очень много вы знаете о животном мире. А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу?

    Дети:  Береза, сосна, ель, рябина, ива, черемуха,  осина, клен.

    Слайд 9

    Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, как одним словом назвать деревья, покрытые листвой?

    Дети: Лиственные.

    Слайд 10

    Воспитатель: А покрытые хвоей?

    Дети: Хвойные.

    Воспитатель:  Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал поэт И.Бунин:

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной

    Воспитатель:  Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники.

    (Открываюся слайды  с репродукциями картин 11-16)

    Дети  рассматривают и любуются  ими).

    Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое у вас настроение возникает?

    (Дети высказываются).

    Воспитатель: Какие краски используют художники?

    Дети:  Красные, желтые, оранжевые, бордовые.

    Воспитатель:  Верно. Это краски золотой осени.

    Слайд 17

    Музыкальный руководитель:

    Миновало лето

    Осень наступила

    На полях и рощах

    Пусто и уныло.

    Птички улетели

    Стали дни короче

    Солнышка не видно

    Темны - темны ночи.

    Скучная картина

     Тучи без конца

    Дождик так и льется

    Лужи у крыльца.

    Воспитатель:  Ребята, какое настроение вызывает у вас эти стихотворения? (Скучное, грустное...)

    Верно, стихи о поздней осени чаще всего грустные, печальные.

     Воспитатель:  Дети, какая бывает осень?

    Дети: Сначала золотая, а потом поздняя.

    Воспитатель:  Чем отличается природа золотой осени от природы поздней осени?

    Дети: Во время золотой осени листья на деревьях были желтые, красные, бордовые. Много было овощей, фруктов, грибов. Поздней осенью  листья опадают, деревья стоят голые.

    Воспитатель:  Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?

    (Дети рассказывают как птицы  и животные готовятся к зиме).

    Воспитатель:  Молодцы. Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики - когда осень – плохо. (Хорошо -  поспевают овощи и фрукты,  листья стали золотыми; можно бегать по опавшим листьям, они весело шуршат под ногами. Плохо -   идет противный мелкий дождик; мама не пускает гулять, на улице грязно.)

    И чтобы нам не закончить нашу деятельность  на этой грустной ноте, я угощаю вас вкусными подарками осени! (Раздает детям яблоки)

    Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу? Чем она запомнилась Алеше? Чем Роме? А Арине запомнилась?

    Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

    Настроенье каково?

    - Во! (показать большой пальчик)

    Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

    1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

    Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

    Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

    праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

    Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...