Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Воздух".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Песляк Наталья Васильевна

На занятии дети закрепляют знания о воздухе, его свойствах,  об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, знакомятся с атмосферным давлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_opytno2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ВОЗДУХ».

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:                                                         

1.Обобщить, уточнить знания детей о воздухе, познакомить с атмосферным давлением; закрепить знания о природном явлении-ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.                                                

2.Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.                                

3.Развивать навыки проведения лабораторных опытов: умение использовать элементарное оборудование, соблюдать правила безопасности при проведении опытов.                                                                        

4.Активизировать словарь.                                                                

5.развивать любознательность, самостоятельность, внимание, мышление.        

6.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.                

7.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; аккуратность и серьезность в проведении опытов, интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.                                                                

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                        

1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека, растений, животных.

2.Проведение серии элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.

3.Наблюдение за состоянием, силой ветра на прогулках.                        

4.Рассматривание иллюстраций по теме «Ветер».                                

5.Чтение художественной литературы: энциклопедии, стихи, загадки о ветре.

6.Составление коллажа «Кому нужен воздух?».                                

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:                                        

целлофановые мешочки, трубочки для коктейля, стаканчики, мисочки, веера, флажки, листы бумаги, поролоновая губка, деревянный брусок, бумажные кораблики, земля, вода.                                                                        

ХОД ЗАНЯТИЯ:                                                                                        

1)- Ребята, я сегодня приготовила для вас необычное занятие. Но сначала скажите мне, как называются люди. Которые проводят опыты и эксперименты, делают важные научные открытия? (ученые)                        

- А где они проводят свои опыты и ставят эксперименты? (в лаборатории)        

- Хотите и вы сейчас стать учеными и поработать в нашей лаборатории?        

- Тогда вам надо и выглядеть соответственно. Ученые в лаборатории носят белые халаты. В нашей лаборатории тоже есть белые халаты. Надевайте.        

- Вот теперь вы похожи на настоящих ученых. Товарищи ученые, а вы знаете, как себя вести в лаборатории? Напомните мне. (Приложение 1)                

- Молодцы! Можно приступать к заданиям.                                                

2)- Товарищи ученые, а вы знаете, для чего нужен воздух? (для дыхания)

- Кому нужен воздух? (работа по коллажу: из объектов живой и неживой природы выбрать те, кому нужен воздух для дыхания и прикрепить картинку на фланелеграф)        

- А как узнать, что вы дышите?                                                                

- Через какой орган люди дышат?                                                                

- Кто-нибудь сейчас из вас видит воздух? А может его вовсе нет? Давайте мы с помощью опытов докажем, что воздух находится всюду вокруг нас.                

- Чтобы было удобнее проводить опыты, я предлагаю вам разделиться на три группы (с помощью эмблем-воздушные шары разного цвета) и пройти в свои лаборатории, где я приготовила оборудование.                                                

- Ну что, товарищи ученые, вы готовы? Итак, перед вами стоит задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, используя оборудование, а затем это доказать. Понятно задание? Приступайте.                                        

3)- Итак, товарищи ученые, вы готовы?                                                        

- О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1. «Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. По мере скручивания мы увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке есть воздух, который его раздувает».                        

 - Молодцы! Поздравляем вас с открытием, Слушаем ученых лаборатории №2. «Мы взяли трубочку для коктейля, опустили ее в стакан с водой и подули. Появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который находится вокруг нас».                                 

- Молодцы! И вы справились с заданием. Слушаем ученых лаборатории №3. «Мы взяли комочек земли, губку из поролона, брусочек дерева и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, губке, дереве и других предметах есть воздух».        

- Молодцы! Вы доказали, что воздух находится всюду вокруг нас.                

4)- А сейчас убирайте оборудование на отдельный столик и подходите ко мне. Со многими свойствами воздуха вы уже знакомы. Давайте их вспомним. (Приложение 2) Я хочу познакомить вас с еще одним свойством. (Накрываю стакан с водой открыткой, переворачиваю и убираю руку) Вода не выливается, т.к. воздух давит на открытку и не дает ей упасть. Это свойство называется атмосферным давлением или воздушным давлением. Воздух давит на все предметы, на все живое. Я показала, как воздух давит на предмет-открытку.                                                                

5)- Вы знаете, что когда ученые долго работают, устраивают себе перерыв? Давайте и мы отдохнем.                                                                

ИГРА «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»                                                        

Правила игры: воздух-дети поднимают руки вверх, вода-имитируют плавание, земля-приседают. Воспитатель своими действиями запутывает детей.                        

6)- А теперь выберите себе любой предмет (веер, флажок, лист бумаги) и покажите ветер, используя эти предметы.                                                         

- Как мы почувствовали ветер? (мы машем предметом и приводим в движение воздух, образуется ветер)                                                        

- Что же такое ветер? (движение воздуха)                                                

- А ветер для человека-это хорошо или плохо? (Хорошо: плавают парусные лодки и корабли, вертятся крылья мельниц, освежает в жаркую погоду. Плохо: разрушает дома, ломает деревья, бросает пыль в глаза и т.д.)                 

- А теперь подумайте, каким может быть ветер? (сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, резкий)                

7)- Вы сказали, что благодаря ветру плывут парусные лодки и корабли. Давайте это проверим.                                                                                

- Разойдитесь по своим лабораториям. Я налью воду в мисочки. Это море. А вы-ветры. Подуйте на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны, если дуть еще сильнее-море разбушуется.                                         

- Опустите кораблики в воду. Подуйте на них. Они плывут. Вот так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.                                 

- Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. Давайте и мы устроим бурю. Видите, насколько могут быть опасны бури и штормы, даже наши кораблики потонули.                                        

8)- И последнее задание. Товарищи ученые, рассмотрите эти два рисунка и скажите, в каком городе вы бы хотели жить и почему? (1 рисунок-чистый город, все цветет, растет, зеленая природа; 2 рисунок-заводские трубы дымят, все заволокло дымом)        

- Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботится о своем здоровье вы можете. Как? (не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день)                                

- Где почаще надо гулять? (в лесу, парке) Почему?                                        

9)- Ну вот вы и выполнили все мои задания. И сегодня наша лаборатория закрывается, но мы обязательно будем еще устраивать такие игры-занятия. Снимайте халаты. Теперь вы опять стали детьми.                                        

- Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали о воздухе, его свойствах, о ветре?        

- Молодцы! Вы были очень внимательными, любознательными, самостоятельными. Я хочу подарить вам мыльные пузыри, чтобы вы поиграли и устроили соревнование на самый большой мыльный пузырь.                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект занятия по музыкальной образовательной деятельности в старшей группе.

Цель:    Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.Программное содержание: ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...