Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Садыкова Светлана Аркадьевна.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_antarktidu.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях,  взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Материалы к занятию: Географическая карта, глобус, иллюстрации с изображением флоры и фауны Антарктиды. Емкость с водой, кусок льда.

Методические приемы:

1.Беседа о планете Земля.

2.Приглашение в путешествие в Антарктиду.

3.И/у «Подбери одежду для путешествия».

4.Презентация»Айсберги».

5.Опыт со льдом.

6.Знакомство с пингвинами. Рассказ воспитателя о них. Рассматривание иллюстраций. Опыт с пробкой.

7.Физкультминутка-танец пингвинов.Блиц-игра-вопрос-ответ.

8.И/У «Жители Антарктиды».

9.Итог занятия.

10.Оригами «Пингвины на льдине».

Ход  занятия:

-На какой планете находится наша страна?

-Какой формы наша планета?

-Что придумали ученые чтоб изобразить нашу планету?(карту, глобус)

-Что такое глобус?(уменьшенная модель земли)

Наша планета очень красивая. Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса. Земля –это сверкающий шар. А почему голубой?

-Какие океаны вы знаете? Моря?

-Что еще есть на планете  Земля?

-Назовите их и покажите материк, на котором мы живем?

-молодцы!

Есть  на нашей планете необычная земля, куда мы сегодня и совершим с вами путешествие. Назвали ее Антарктидой.

        Изображая Антарктиду  на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе.

-Что же обозначает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на Земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег и метут метели.

Антарктида, Антарктида,              А на деле Антарктида

Холодна ты даже с виду,              Холодней чем даже с виду        

Ты на глобусе цветном               В холодильнике и то

Ледяным лежишь пятном.             Было б жарче без пальто.

- Хотите  отправиться в ледяное царство?

Одевайтесь потеплей и в путь(дети подбирают теплую одежду ,и объясняют свой выбор)

-Как же доберемся мы до Антарктиды?

Антарктида далеко,

Добираться нелегко

Мы к таинственной земле

Поплывем на ( корабле!)

День и ночь стучат машины,

От винта бежит вода.

…Вот уже поплыли льдины,

И настали холода.

Айсбергов громады

Проплывают рядом (иллюстрации).Презентация «Айсберги»

По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Это айсберги. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый  островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надувными ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками.

     В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

      - Откуда же появились эти ледяные громады? Иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

      Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

      - Утонул он? (нет)

      - Почему? (лед легче воды.)

      - Где большая часть льда – под водой или над водой? У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!

      Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять.

      Айсберги очень опасны для морских кораблей!

      Наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.

И видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Ледовитая земля,

Берега просторные.

Ни дорог на них, ни троп,

Ни жилья не видно…

Малый ход! Машина стоп!

Здравствуй, Антарктида!

   

      Мы спускаемся по трапу с борта корабля и отправляемся исследовать Антарктиду.

      Мы идем себе вперед,

      Очень удивляемся:

      Слева – лед

      И справа – лед,

      Перед носом – тоже лед,

      Где же он кончается?

      Земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. Его называют ледник.

- Текут ли реки в Антарктиде (обратимся к карте)?  (Нет)

- Растут ли в Антарктиде леса (обратимся к карте)?  (Нет)

 

Там деревьям не растется,        Под промерзшим небосводом

Там и речкам не течется,          Ледники сползают в воду,

Лишь косматая пурга             И плывут потом вдали

Кружит белые снега.             Ледяные корабли…

- Живут ли в Антарктиде животные?-  Выберите и назовите животных Антарктиды? Почему вы не назвали белого медведя и моржа?(потому что они живут в Арктике )

Оказывается, живут в Антарктиде животные. Посмотрите, кто это показался из-за снежного холма. Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших. Они идут неторопливо, вразвалку. На солнце блестят их черные «фраки».

- Кто же это (иллюстрации)? (Пингвины).

В Антарктиде снег и лед

Гололед и иней

Несмотря на то живет

 Там народ пингвиний

Замечательный народ

Устали не знает-

Дружно фраки каждый день

 В проруби стирает!

Пингвины – это морские птицы. Что это значит? Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап.

- Почему они похожи на ласты? Во-вторых, оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.

- Почему перья пингвинов не намокают?

- Как вы думаете, чем питаются эти птицы?

Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными  криками, кланяются и благодарят друг друга.

      Затем отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав между лапами, прижимая к низу живота и не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так будет стоять он на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь.

- Возьмите мячи и зажмите их между ног и попробуйте удержать его. Вот так стоит пингвин  два месяца. Пока не появится пингвиненок.

 Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.

Физкультурная минутка-игра:

Воспитатель читает стихотворение, а дети имитируют движения и повадки птиц.

-На одной ноге постой-ка

Буд-то ты  пингвинчик  стойкий

А теперь ты походи

Да смотри –не упади!

Крылья кверху поднимай

А затем опускай

Покачай головой

Ты пингвинчик удалой!

-А теперь блиц-игра, кому попадет мяч должен ответить полным предложением на вопрос.

-Где живут пингвины?

Чем питаются пингвины?

-Как пингвиненок появляется на свет?

-Пингвины живут по-одиночке или стаями?

-Как передвигается пингвин на суше и в воде?

-Умеют ли пингвины летать?

-Почему пингвин не мерзнет?

-Для чего пингвину лапы с перепонками?

Пока пингвинята в детском саду, родители отправляются в море за пищей для малышей.

      В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень).

-Как спастись пингвинам от них? Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования.

- Какие же должны быть лапы у пингвинов? Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

      Антарктида – самая холодная земля на планете, но там живут такие забавные существа!

-Могут ли жить в Антарктиде люди? Нет. Там нет городов. На научных станциях живут полярники, изучающие Антарктиду.

     Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. Ой, что-то я замерзла!

А сейчас ребята снова садимся на наш ледокол и возвращаемся домой, в наш любимый детский сад.

Итог занятия:

-Где мы сегодня с вами побывали?

-Что нового узнали? Увидели?

-Понравилось ли вам наше путешествие

-А сейчас мы сделаем  с вами пингвинов из бумаги  и посадим их на льдину. На память о нашем  путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов

Программное содержание:-Обобщить  и систематизировать знания  детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Расскажем о Москве»

Упражнять детей в умении составлять монолог-описания, монолог-повествования; напомнить детям о роли понятия «последовательность» при составлении монологов; познакомить детей с главной темой и ст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие" "Помоги щенку найти хозяина"

Закрепить умение детей составлять рассказы описания из личного опыта, обучить детей устному составлению объявлений, состоящих из рассказов в описательной форме, воспитывать чувства сострадания, желани...

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках проектно - тематической недели: «Космос и вся Вселенная» Тема: «Салют космонавтике».

План – конспект  непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной   области «Познавательное развитие» в рамках проектн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Космические спасатели"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Космические спасатели"...