Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шакурова Юлия Владимировна

Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие паучка.

Конспект по познавательно-речевому развитию  детей в средней группе.

Цели:

Образовательные: закрепить обобщающие понятия «деревья», «насекомые», закрепить названия различных деревьев и насекомых.

Учить способам действий, которые помогают самостоятельно совершать открытия.

Развивающие: способствовать развитию всех органов чувств. Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу.

Связная речь: развивать навыки творческого рассказывания.

Развитие словаря: ввести в речь детей следующие понятия: мох, смола, сосновый бор.

Формирование грамматического строя речи: активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие асфальт, землю, мох.

Звуковая культура речи: закреплять у детей правильное произношение звуков «р» и «ж».

Предварительная работа.

Перед занятием ребята идут на экскурсию в лес, наблюдают за растениями участка детского сада. На прогулках сравнивают свои ощущения во время ходьбы по земле и по асфальту. Выполняют задания «Дорисуй предмет» (предлагаются лесные объекты), играют в игру «Что на что похоже».

Ход.

Воспитатель предлагает детям по очереди рассмотреть, понюхать и потрогать сосновую ветку и определить, от какого она дерева. По каким признакам они это сделали? Есть ли в лесу что-нибудь еще, похожее на сосновую ветку? Затем педагог рассказывает сказку.

«Жил-был на белом свете…      (Нарисовать на доске мелом кружок). Предположения детей.

Нет…            (Фигура дорисовывается опять не до конца.)

Нет, и не он.

Жил на свете вот такой             .

Правильно, паучок.

Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

На изогнутый сучок (левая рука вытянута вперед)

Сломанной осинки (ладонь повернуть вниз)

Опустился паучок (пальцами правой руки выполнять от плеча           левой руки перебирающие движения вниз)

С крестиком на спинке (указательным пальцем левой руки начертить крестик на тыльной стороне правой ладони)

Свил уютный гамачок, (левая ладонь округлена: изображает гамачок.  Пальцы правой руки собраны в щепоть. Опустить щепоть в гамачок).

Сам в сторонку – (руки за спину)

И молчок. (указательный палец правой руки поднести к губам).

Однажды паучок отправился путешествовать. Сначала он шел по асфальту. Что он чувствовал при этом? (Асфальт твердый, горячий, неприятно пахнет)

Долго шел паучок и вдруг увидел…                

(Дети высказывают свои предположения, а потом воспитатель дорисовывает деревья.)              

Как называются деревья, которые увидел паучок?

(Дети перечисляют названия деревьев – ель, береза, дуб, сосна…)

Ребята, а где бывает много деревьев? (много деревьев в лесу, парке, на участке детского сада)

Попал наш паучок в лес и пошел по лесной дорожке. Что он при этом почувствовал? Какой была земля? (мягкая, теплая, с приятным запахом.)

Посмотрел паучок по сторонам и увидел, что рядом растет густой, зеленый…. (мох). (Дети трогают мох, разминают его руках, нюхают.)

Решил паучок пройтись по мху. Что он почувствовал при этом? (Мох мягкий, пушистый, приятно пахнет.)

Наш паучок никогда раньше не бывал в лесу и ему все было интересно. Вдруг он увидел кузнечика.

Физкультминутка

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Прыг-скок, стоп…сели.

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко прыгай на носках легко!

Ребята, как вы думаете, каких еще насекомых мог увидеть паучок? (Бабочку, гусеницу, пчелу, комара…Воспитатель поочередно достает и выставляет на доску насекомых.). Правильно, всех этих насекомых он конечно встретил. Потом  прислушался он к лесным звукам. (Звучит фонограмма с голосами птиц.) Ребята, что услышал в лесу паучок? (пение птиц.) А что он мог еще услышать? (Голоса разных животных, шелест листьев, скрип деревьев, писк комара…)

Шел он шел и добрался, наконец, до леса, в котором росли одни сосны. Как называется такой лес? (Сосновый бор.)

Здесь пахло хвоей, сосной, смолой и грибами. Вдруг увидел паучок странную лужицу: вода в ней была густой, вязкой, липкой и пахла сосной. Что же это могло быть (смола.)

Пластический этюд.

Представьте, что перед вами лужа с густой жидкостью, покажите как увязают в ней ваши ноги. (Дети показывают)

Ребята, если паучок решит перейти лужицу, что случится? (Он прилипнет) Как же быть паучку?  Давайте посоветуем. (дети вместе с воспитателем разрешают противоречие: можно перебросить через лужицу травинку, соломинку; попросить помощи у насекомых, сплести паутину и перебраться по ней…)

А, знаете, кто помог нашему паучку? Вот послушайте:

Мы бываем разные – зеленые и красные,

Желтые, любые, даже голубые.

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, крякать, петь или кричать.

Нас зимою подкормите,

Дети, кто мы назовите? (Птицы)

Правильно, помогла нашему паучку птичка. (Воспитатель выставляет на доску птичку.) А как она его через лужицу перенесла? (в лапах, в клюве…)

Перебрался паучок через лужицу и увидел вот что…      

Нет-нет, увидел он вот это…

Это был большой гриб.

Под ним лежал…

Нет-нет, …                       листочек.

Вдруг начался сильный дождь. Чем листочек стал для паучка? (Зонтиком) Молодцы. Дождь закончился, но тут подул сильный ветер. Подхватил он листик вместе с паучком и понес его далеко-далеко. Чем теперь стал листик для паучка? (Парашютом, самолетом)

Ребята, а как вы думаете, пока паучок летел на листике, мог он увидеть пчел? (да) А медведя? (да)

Ну, тогда давайте поиграем с вами в игру «Медведь и пчелы»! (Воспитатель одевает детям маски медведя и пчел).

Как вы думаете, что еще мог увидеть паучок на земле, когда летел на листике?

(дети рассказывают.)

А теперь, пожалуйста, нарисуйте, что увидел паучок на земле!

Ребята садятся за столы и рисуют.

В заключении каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал. Все работы вывешиваются на магнитную доску.

- Ребята, посмотрите какой красивый лес у нас получился! Скажите, какое самое красивое насекомое вы знаете? (если дети затрудняются ответить, можно загадать загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Ой, посмотрите, на Сашин рисунок села бабочка, и на Настин рисунок села бабочка и т.д. На каждый рисунок прилетает бабочка. Посмотрите, сколько бабочек! Хотите с ними поиграть? (Дети берут бабочек и идут с ними играть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе "Помощники Деда Мороза"

Формирование творческой и познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в средней группе

конспект занятия "Букет тюльпанов" коллективная работа....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в средней группе

конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники "Букет тюльпанов"...

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию детей в средней группе на тему “Как красиво весной в природе”

Рисовать пейзаж в соответствии с содержанием рассказа.Закреплять навыки рисования акварелью, умение подбирать краски к голубому фону, сочетать тёплые и холодные тона...

Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей в средней группе детского сада

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности. Эту цель и преследует представленное здесь интерес...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в средней логопедической группе «Урок доброты и вежливости»

Приветствие разными способами. Путешествие на облаке добра в страну Вежливости...