Зимующие перелётные птицы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шкаренко Мария Евгеньевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_i_pereletnye_ptitsy.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста

ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

                                                                 

Используемые технологии:

«Технология экологического воспитания»

«Здоровье сберегающая технология»

«Информационно компьютерные технологии»

                                                                   Составитель:

                                                                    Воспитатель ГБДОУ №59

                                                                                            Котченко С.А.

                                                                                       

Санкт-Петербург

2014

Тема: Зимующие и перелетные  птицы

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о перелётных и зимующих  птицах.

Задачи:

  1. Образовательные:

-Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

-Продолжать учить выделять характерные особенности птиц.

  1. Развивающие:

 Продолжать развивать связную речь, мышление, зрительное внимание. Воспитательные:

-Воспитывать заботливое  и бережное отношение к природе .

Оборудование:  Демонстрационный материал: сюжетные картины о птицах , предметные картинки с птицами,; Раздаточный материал : карточки для индивидуальной работы, разрезные картинки с птицами.

 Загадки, стихи , аудиозапись (пение птиц, магнитная доска компьютер , проектор ,презентация «Перелетные и зимующие птицы», дидактическая игра.          

                         Предварительная работа:

Чтение книг о птицах: Т. Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел», «Воробьи», «Аист»; В. Бианки «Лесные домишки» , «Чей нос лучше», «птичьи разговоры». Наблюдения за птицами; беседа «22 марта – праздник птиц».

                     

Планирование зоны проведения мероприятия:

Ход совместной деятельности:

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1  Часть

Организационный момент.

Воспитатель:

Дети посмотрите на окно, кто к нам в гости прилетел?

 (включить аудиозапись пение птиц).

Сейчас я расскажу  вам стихотворение А. Плещеева, послушайте и подумайте :

-О каком времени года говорится в этом стихотворении?

ВЕСНА
А.Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель:

Как вы догадались?

Девочки и мальчики я предлагаю вам посмотреть на экран.                                           

Слайд1

картина « Весна».

Часть 2. Введение в тему.

Воспитатель:

С наступлением весны к нам прилетают птицы.

Послушайте еще одно стихотворение, автор Алексей Плещеев  

«Сельская песня»

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.

Слайд 2

(Фото птиц)

1. Всех прилётных птиц черней,
   Чистит пашню от червей.
   Взад-вперёд по пашне вскачь.
   А зовётся птица ... ( Грач)

                                                     

  2. Чернокрылый,
                                                            Красногрудый
                                                         

  И зимой найдет приют:
                                                            Не боится он простуды-
                                                     

С первым снегом
                                                            Тут как тут!          (Снегирь)

3. Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика.  (Синица)

                                                       

4. Кто в беретке ярко красной

                                                       

    В чёрной курточке атласной

                                                         

  На меня он не глядит  

                                                            Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Угадайте, что за птица-

    Темненькая невеличка.

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)

                                                       

  6.  Я весь день ловлю жуков,

                                                             Ем букашек, червячков.

                                                             Зимовать не улетаю,

                                                             Под карнизом обитаю.  (Ворона)

7. На шесте весёлый дом

    С круглым маленьким окном.

    Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер.

    На крыльце поёт отец,

    Он и летчик, и певец.  (Скворец)

Воспитатель:

– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы?

– Подумайте и скажите, по каким особенностям   можно этих птиц разделить на две группы?

Воспитатель Задание: Разделите на магнитной доске карточки птиц на две группы (зимующие и перелетные). 

слайд 3

Таблица «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель:

А теперь давайте сравним с таблицей на экране. Все правильно?

Часть3. Основная

Вопросы к детям.

Воспитатель:

Дети, поговорим о перелетных и зимующих птицах.

 Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

Воспитатель: Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в суровых  условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель:

Каких птиц называют зимующими?

Воспитатель:

 Правильно, зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду  добывают даже в очень снежные зимы.    С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.

Как вы думаете, почему?  

Воспитатель:

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу,  голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она может погибнуть. Поэтому им необходимо помочь.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, как мы помогали птицам зимой.

слайд 4

(Кормление птиц зимой)

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, как правильно кормить птиц, какие правила необходимо соблюдать.

                                                       ПРАВИЛА:
Воспитатель: - Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. Птицы имеют огромное значение  в природе и в сельском хозяйстве поэтому нам с вами надо заботиться о них, беречь и любить природу нашу.

Дидактическая игра «Собери птичку»

Воспитатель: Задание : Дети у вас на столе есть конверты, а в них мозаика. Соберите пожалуйста, каждый свою птицу,  и  назовите её. Какая она зимующая или перелетная?

Физминутка

 ( предложить детям встать из-за стола)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель:

А теперь давайте поиграем

 ( присаживайтесь все за стол):

-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки

                       Слайд 5-10

          «Перелетные птицы»

 Индивидуальная и дифференцированная работа в листах.

Воспитатель: Задание

Девочки и мальчики, перед вами лежат цветные карандаши листы с рисунками птиц, послушайте задание:

1) Закрась синий кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края.      2). Закрась красный кружок возле тех птиц, которые остаются зимовать.    3).Какая птица лишняя?   Подчеркни. Почему? 

Воспитатель:

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Давайте, ребята, их вспомним скорей!

      4 Часть

Подведение итогов:

-Дети, сегодня мы  узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Какая птица вам очень понравилась? Почему?

 -Как называют  птиц, улетающих в тёплые края?

-Каких перелётных птиц вы запомнили?

 Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что надо заботиться о птицах- верных друзьях леса и сада. Нужно поддерживать птиц, беречь  и охранять природу.

5 часть Заключительная.

Продуктивная деятельность: 

Ребята,  давайте нарисуем : «Как мы помогали птицам зимой».

             

Дети: птицы

Дети: В этом стихотворении говориться о весне.

Дети:

Птицы к нам прилетают. Солнце ярче становится ярче…

Дети:

отгадывают загадки

Дети:  называют разных птиц (картинки с птицами на столе).

Дети:  перелетные и зимующие. 

Дети:

 Птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетными.

Дети: С наступление м холодов им нечего есть, все замерзает и засыпает.

Дети:

Птицы, которые остаются у нас зимовать.

Дети:

Люди могут покормить птиц.

Дети:

Это синица, она остается зимовать, поэтому она зимующая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...

Беседа о зимующих и перелётных птицах

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   ...

Викторина о зимующих и перелётных птицах

Данная викторина  для детей подготовительной группы. В  доступной и интересной форме  представлены задания.  Задания направлены на развитие и расширение кругозора детей....

Экологический проект "Зимующие и перелётные птицы"

Экологический проект и к нему конспект с открытым занятием...

Перелётные птицы. Зимующие птицы.

Иллюстрации по теме: Перелётные и зимующие птицы.Задачи:ОбразовательныеЗакрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.Учить выделять характерные особенности птиц.Учить выделять сущ...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...