Образовательный проект "Выпал снег- пришла зима" с использованием ИКТ и ЭОР.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 

по теме: «Формирование познавальных интересов детей дошкольного возраста»

 

 

Американский поэт и философ Ральф У. Эмерсон сказал: «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

«Познавательно – исследовательская деятельность создаёт условия для обогащения развития ребёнка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребёнок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путём построения деятельности, педагога и ребёнка». А.В. Запорожец.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, которая основывается на интересе детей, приносит им радость, удовлетворение. Учась искать решение задач, отыскивать связь между объектами, тем самым они открывают новый способ действий. В процессе экспериментальной деятельности дети приобретают практику, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность помогает развить такие качества, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость,толерантность.                                                                                                                М. Мантессори отмечала: «Если наблюдать за трёхлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким – нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя человека…. С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

С помощью исследовательской деятельности дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_rud_ep_po_poznavaelnosti_detey.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме: «Формирование познавальных интересов детей дошкольного возраста»

по программе вариативного блока «Исследовательски – ориентированная деятельность – условия профессионального развития педагога».

Выполнил: Рудь Е.П.

воспитатель детского сада «Колосок»

села Пестравка

Введение.

Меняется концепция воспитания и обучения нынешнего поколения детей, обществу требуются не исполнители, а творцы, которые могут самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Проблема развития творческих способностей у детей существовала всегда. Только благодаря исследованиям и новым технологиям, педагог может внедрять в учебно – воспитательный процесс дошкольного образования новые механизмы воспитания творческой линии. Благодаря внедрению новой технологии в дошкольных организациях, у детей развиваются такие качества, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковая активность, речи и творческого воображения, стремление к новизне.

Американский поэт и философ Ральф У. Эмерсон сказал: «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

«Познавательно – исследовательская деятельность создаёт условия для обогащения развития ребёнка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребёнок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путём построения деятельности, педагога и ребёнка». А.В. Запорожец.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, которая основывается на интересе детей, приносит им радость, удовлетворение. Учась искать решение задач, отыскивать связь между объектами, тем самым они открывают новый способ действий. В процессе экспериментальной деятельности дети приобретают практику, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность помогает развить такие качества, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость,толерантность.                                                                                                                М. Мантессори отмечала: «Если наблюдать за трёхлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким – нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя человека…. С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

С помощью исследовательской деятельности дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.

Первый раздел.

Психолого – педагогические основы проблемы познавательных интересов детей.

Рассмотрим познавательно – исследовательскую деятельность в средней группе на занятиях по окружающему миру. Успешным фактором при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого – педагогических условий образовательной деятельности:

- образовательный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ребёнка, включая опыт его предшествующего обучения;

- постоянно согласовывать опыт ребёнка с содержанием задаваемых знаний;

- стимулировать ребёнка к деятельности, которая обеспечит ему саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями;

- учебный материал организовать так, чтобы ребёнок имел возможность выбора при выполнении заданий;

- нужно контролировать не только результат учения, но и его процесс.

Развивая исследовательскую деятельность у детей, мы способствуем развитию форм мышления, мыслительных операций, поскольку основой их развития является практика. При этом мы должны знать, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, но и от личности и профессионализма педагога. Творческий педагог постоянно находится в поиске эффективных средств и методов обучения, а найдя – внедряет их в учебный процесс.

В творческий поиск входят: обмен опытом, накапливание педагогических идей, работа по самообразованию. Также проводится повышение квалификации и педагогов через методические мероприятия, подготовка и проведение семинаров и конкурсов.

Каждый педагог, который работает с ребёнком по исследовательским проектам, должен, как мы уже говорили, быть сам творческим человеком, и по складу характера – исследователем. Что нужно сделать педагогу, чтобы дети занимались исследовательской деятельностью:

- это различные приёмы, которые воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка (испытывают чувство радости, удовлетворения);

- создавать такие ситуации, чтобы они вызывали у детей восхищение, удивление;

- развивать проблемное видение;

- учить выдвигать гипотезы, на примере, данным педагогом;

- прогнозировать и принимать решения;

- обучение приёмам умственной деятельности – выделять главное, делать выводы, сравнивать;

- побуждать детей к диалогу, развивать речь;

- умение правильно сформулировать вопрос, находить противоречия;

- делать самостоятельные выводы и обобщения, поощрять оригинальность.

Воспитателю, который организует исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей, проявлять интерес к деятельности ребёнка, помогать в поиске собственного решения, вселять веру в собственные силы, доводить исследования до конца, подводить итоги. Осуществляя процесс исследования, важно оптимально разделить детский коллектив на малые группы. Работа в небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения формировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Для исследовательской деятельности детей в средней группе мы выбрали образовательный проект на тему «Выпал снег – пришла зима». Чем актуален проект. В четыре – пять лет ребёнок лучше усваивает знания в результате бесед со взрослыми и в контакте с природой. Поэтому у ребёнка можно заложить знания и взаимосвязь между живой и неживой природой.

Второй раздел.

Образовательный проект «Выпал снег – пришла зима» с использованием ИКТ и ЭОР.

Цель: расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, развивать связную речь, память, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, активную познавательную деятельность.

Занятие № 1: «О зиме».

Цель: расширять знания о времени года зима, развивать связную речь, наблюдательность, воспитывать любовь к природе, побуждать к исследовательской деятельности, рассмотреть свойства снега.

Беседа: загадывание загадок о зиме. «Дел у меня немало, я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…».

Правильно – это зима. Она приходит к нам каждый год, вслед за осенью. Дети, расскажите, что вы знаете о зиме ? Как мы узнали, что пришла зима ? Зимой холодно, лежит снег, кроме ёлок, деревья стоят без листьев. На деревьях и проводах иногда бывает иней. Зимой, когда сильный ветер, бывает позёмка, вьюга, бураны, метели. В ходе беседы воспитателем используются слайды о зиме, дети слушают завывание вьюге. Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает». Дети, какие зимние игры вы знаете ? Загадывание загадок о зимних играх.

Не пельмени это были-

Мы из снега их лепили

И не ели, ими- били.

Мы бросали, в нас кидали –        (Снежки)

Мне за шиворот попали.

                             Всё лето стояли зимы ожидали

                             Дождались поры- помчались с горы.(Санки)

По сугробам, без оглядки

Лихо мчатся две лошадки

Подбежали к нам поближе ,

Оказалось, это …(Лыжи)

                                Физкультурная минутка «Снежинки». (выполняется под музыку)

                                Мы снежинки, мы пушинки,

                                 Покружиться мы не прочь

                                 Мы снежинки – балеринки,

                                 Мы танцуем день и ночь

                                 Встанем вместе все в кружок- получается кружок.

       Снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками можно разглядеть каждую снежинку. В тёплую  погоду снег летит хлопьями, снежинки слипаются и образуют маленький комочек. Из такого снега можно лепить снеговика.

Опыт № 1

 Принесём с улицы ведро со снегом в группу и дадим ему чуть – чуть подтаять. Чем отличается снег на улице и снег, который мы занесли ? Снег, который был на улице, рассыпался, мы не смогли из него слепить снежок. От тепла снег начинает слипаться. Этим опытом мы выяснили, что состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем холоднее на улице, тем снег более рассыпчатый, чем теплее – тем он плотнее.

Итог занятия: Что мы узнали на этом занятии о снеге? О каком времени года мы говорили?

Занятие № 2: «Как живётся растениям зимой».

Цель: познакомить с живой и неживой природой, расширять знания о деревьях зимой, побуждать к диалогу, доводить исследования до конца. Посмотреть сказку  «Мороз Иванович».

Беседа: чтение стихотворения Н.Литовченко «Белый снег».

Белый снег пушистый падает с небес

И в косынке белые одевает лес.

А снежинки нежные кружат надо мной

И хотят, наверное, поиграть со мной

Я ловлю снежинки тёплою рукой

А они сбегают талою водой.

  Ещё осенью все деревья и кустарники, кроме хвойных деревьев, сбросили свои листья. Лиственные деревья стоят без листьев, они заснули. Но на деревьях остались почки, в них – жизнь растений. И как не странно, от мороза и холода деревья, кустарники, траву защищает снег. И чем больше снега, тем теплее, мороз им не страшен.

Чтение произведения Н. Павлова «Под снегом на лугу». На прогулке провести наблюдения за деревьями, если нужно – укрыть их снегом.

                          Физкультурная минутка «Зайка».

                                 Зайка серенький сидит

                                 И ушами шевелит.

                                 Зайке холодно сидеть,

                                 Надо лапочки погреть.

                                 Зайке холодно стоять,

                                Надо зайке поскакать.

                                 Кто-то зайку напугал-

                                 Зайка- прыг- и убежал!

Опыт № 1. Нальём в три бутылки воды и закопаем их в снег на разных уровнях. Первую – на поверхности, вторую – в середине сугроба, третью – на дно сугроба. На следующий  день, откопав  бутылки, мы  увидели, что  в  бутылке, лежащей  на  глубине

сугроба, вода не замёрзла. Этим опытом мы доказали, что снег сохраняет тепло, хотя сам по сути холодный.

Итог занятия: На этом занятии мы с вами узнали как зимуют деревья, чем служит снег для растений зимой.

Занятие № 3: «Птицы и животные зимой».

Цель: расширять знания о зимовке птиц и животных, умение заботится о них, воспитывать любовь к живой природе, вести диалог, отвечать на вопросы. Посмотреть презентацию «Зимовье зверей» и как звери зимуют.

Беседа: дети, вы знаете, кому очень сложно зимой ? Правильно, птицам и животным. Чтобы спасти птиц, люди вешают кормушки на участках, в парках, около домов. Что мы с вами и сделали. Теперь каждую прогулку мы насыпаем корм в кормушки, чтобы птицы не умерли с голоду. Давайте вспомним, какую пользу приносят птицы. Они защищают наши растения от вредителей. Поэтому мы должны беречь птиц.

Ещё труднее зимой в лесу диким животным. Зимой в лесу холодно, голодно. Нет ни шишек, ни грибов, ни ягод. Некоторые животные делают запасы на зиму, другие уходят в спячку. Остальным животным, как например зайцу, лисе, волку, лосю приходится добывать пищу. Но и в лесу зверей стараются подкормить – это делают егеря и лесничие. Они делаю для них в лесу кормушки и кладут в них корм. Звери и птицы – это наши меньшие братья, которым мы должны помогать, особенно зимой. Просмотр презентации о зимовке зверей и птиц.

                           Физкультурная минутка  «Мороз».

                                      Я мороза не боюсь,

                                     С ним я крепко подружусь.

                                     Подойдёт ко мне мороз,

                                    Тронет руку, тронет нос.

                                    Значит, надо не зевать,

                                    Прыгать, бегать и играть.

Опыт № 1. Сегодня мы с вами проведём опыт со снегом и водой. Проведём сравнение между льдом и снегом. Мы принесли с прогулки ведро со снегом и тазик со льдом. Лёд гладкий, прозрачный, твёрдый, а снег белый, рыхлый. Снег оставим в ведре, лёд положим в марлю и подвесим над тазиком. Наблюдая за снегом и льдом, мы выяснили: они оба состоят из воды. Снег тает быстрее, чем лёд. Почему так происходит? Это происходит потому, что плотность льда больше, чем плотность снега. Если растопить ведро снега и ведро льда, то в ведре, где был снег, воды будет в несколько раз меньше, чем в ведре, где был лёд. Возьмём в одну руку ведро со льдом, в другую – ведро со снегом. Какое ведро тяжелее ? Мы выяснили, что ведро со льдом тяжелее, чем ведро со снегом. При помощи этого опыта мы узнали, что хотя снег и лёд по составу одинаковы, но их плотность разная.

        Итог занятия: На этом занятии мы с вами узнали, кто ещё нуждается в нашей помощи зимой. Правильно, птицы и животные. Проведя опыты со снегом и льдом, выяснили, что тяжелее из них.  

Использованная литература.

1. А.В. Запорожец. Психолого – педагогические идеи.

2. Стихи, загадки и рассказы о зиме. С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима, аукает». Н. Павлова. Рассказ «Под снегом на лугу». Н. Литовченко. Стихотворение «Белый снег».

3. М. Мантессори.

4. ФГОСы. Стандарты для дошкольного обучения. Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 года.

5. Журналы по дошкольному образованию.

6. Работа в Интернет ppt4web.ru- презентация художника Литвин-Синявская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственно образовательная деятельность "Снег идет" для второй младшей группы

Структура непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе. Дети стоят в кругу. Беседа с детьми о времени года зима. Логоритмика:Пришла зима, трём ладошки дру...

«В гости Точечка пришла или найти ключ к сундучку» (Конспект организованной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий)

«В гости Точечка пришла или найти ключ к сундучку»(Конспект организованной  образовательной деятельностиинтегрированной направленности с использованиеминтерактивных технологий)Образовательная обл...

Конспект НОД (рисование) для детей младшего дошкольного возраста на тему: "Снег идет". С использованием игровых технологий.

Данное занятие позволяет расширить представление детей о свойствах снега, учит наблюдать за объектами природы в зимний период.Также дети учатся рисовать приемом - примакивание, укрепляют умение правил...

Конспект образовательной деятельности с экспериментированием и использованием ИКТ во второй младшей группе «Чудеса со снегом»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.  Развитие  представлений о явлениях неживой природы....

Конспект организованной образовательной деятельности "Снег, снежок..."

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие»:- развитие любознательности, наблюдательности и познавательной мотивации;- формирование первичных представлений об обы...

Методическая разработка конспекта по рисованию «Снег кружится». (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по рисованию «Снег кружится».(с использованием нетрадиционной техники рисования)...

Конспект образовательной деятельности «Весна пришла» с использованием пальчиковой гимнастики

Конспект образовательной деятельности Тема занятия:  «Весна пришла» с использованием пальчиковой гимнастики...