Открытое занятие на тему "Старинная одежда" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зубова Елена Анатольевна

Это занятие формирует "обрз музея",как собрания предметов красоты культурно - исторического значения.

Развивает представления детей о музейной коллекции, на примере старинной одежды.

Воспитывает эстетический вкус, умение видеть прекрасное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_starinnaya_odezhda.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «Сказка»

                                        Конспект

                 занятия в средней группе «Кузнечик»

                 на тему: «Старинная одежда».

                                        Воспитатель:Зубова Е.А.

                                      г. Тихвин

                  «Старинная одежда».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту и разнообразие орнаментов в русских народных костюмах.

Задачи: 1.Формировать «образ музея», как собрания                              предметов красоты культурно - исторического значения.

2. Развивать представления  детей о музейной  коллекции, на примере  старинной одежды.                                                

3. Обогащать словарный запас детей за счёт слов и выражений: «рубаха», «сарафан», «старинная одежда», «узор-оберег», «вышивка», «тесьма», «прошлое», «настоящее»

4. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное самому и отражать увиденное в своём творчестве.

Предварительная работа:

Рассматривание куклы в русском народном костюме. Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная»,рассматривание иллюстраций к этим сказкам. Рассматривание репродукций картин А.Венецианова «Жнецы», «Гумно», «Спящий пастушок».Заучивание пословиц об одежде, загадывание загадок. Развивающая игра «Часы истории». Слушание русских народных песен. Раскрашивание орнамента, используемого для украшения русских сарафанов и рубашек.

                       

                                Ход занятия.

                          Дети входят в зал.

В: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Поздоровайтесь с гостями. (Дети приветствуют гостей).

В: - Ой, ребята, откуда это слышится такая красивая музыка?

 ( Звучит русская мелодия )

Дети:- Ответы детей , их предположения.

В: - Да, это музыка звучит из сундучка. Вам, наверное интересно узнать, что там.

Дети: - Да.

(Подходят к сундучку).

В: - Какой красивый сундучок, давайте посмотрим, что в нём лежит.

Может там чудовище?

Дети: - Нет.

В: - А может там  сокровища?

Дети: - Да.

В:    (Открывает сундучок).

       Детки милые, смотрите,

         Что лежит здесь, поглядите!

(Достаёт сарафан, рубаху, пояс)

- Что это такое?

Дети: - Сарафан, рубаха, пояс.

В: - Ребята, а как всё это назвать одним словом?

Дети: - Одежда.

В: -  Правильно, это одежда. А она похожа на вашу одежду?

Дети: - Нет, не похожа.

В: - А чем же она отличается?

Дети: - Из другой ткани, сарафаны длинные, украшения на одежде, рубахи с длинными рукавами….

В: - Да, ребятки ,эта одежда совсем не похожа на вашу. Такую одежду носили очень давно и называют её русским народным костюмом.

- Ребята, а как называют эти вещи : старые или старинные?

Дети: - Старинные.

В: - Объясните, почему их называют старинными?

Дети: - Древние, давно забытые.

В: - Тогда  как же можно назвать одежду, которую носите вы?

Дети: - Современная.

В: - Молодцы! Всё знаете.

       Ребята, а как же нам с вами узнать,  откуда здесь появился

    Сундучок со старинной одеждой?

Дети: - (Предполагают разные варианты).

В: - А  я,  хочу вам предложить поиграть в игру «Часы  истории». Может она поможет нам разобраться, откуда взялся этот сундучок. Хотите?

Дети: - Да.

            Проводится игра «Часы истории».

(Дети раскладывают по секторам «прошлое» и «настоящее» карточки с изображением старинной и современной одеждой).

В: - Молодцы! Вы все справились с заданием и правильно разложили карточки по секторам.

Ребята, а в каком секторе вы поместили карточки с изображением   старинной одеждой?

Дети: - В секторе «прошлое».

В: - А теперь, вы можете сказать, откуда появился здесь этот сундучок? Кто знает?

Дети: - Из прошлого.

В: - Правильно, сундучок к нам попал из прошлого, а значит где, должны храниться старинные вещи из сундучка?

Дети: - В музее.

В: - А зачем их там собирают, берегут и сохраняют?

Дети: - Потому что такие вещи уже давно не делают, чтобы можно было прийти и посмотреть предметы, которыми раньше пользовались люди, во что одевались….

В: - Ребята, а вы хотели бы пойти в музей?

Дети: - Да.

В: - Тогда давайте вспомним правила поведения в музее, знакомы вы с ними?

Дети: - Да.

В: - Возьмите на столе карточки и расскажите, как можно, а как  нельзя вести себя в музее.

                  Ответы детей по карточкам.

В: - Молодцы! Вы хорошо знаете все правила. Вот теперь мы можем посетить наш маленький музей и  отнести туда сундучок с одеждой.

         Дети вместе с воспитателем идут в музей.

В: - Подойдите,  внимательно посмотрите, полюбуйтесь красотой музейной коллекции.

            Дети рассматривают экспонаты

В: - А сейчас, ребятки, подумайте и скажите, что вам больше всего понравилось из музейной коллекции?

Дети: - ответы детей.

В:- А чем они вам понравились?

Дети: - Ответы детей. (украшениями-лентами, вышивкой, тесьмой….)

В: - А какие украшения, расскажите о них.

Дети: - Яркие, красивые, разноцветные, с узорами.

В: - Да, раньше каждый украшал свою одежду по-разному : кто-то нашивал ленты, кто-то  тесьму, а кто-то свою одежду украшал вышивкой. Нитки использовали яркого, сочного   цвета, чтобы узор выделялся на белом полотне. А украшения эти служили  оберегом. Считалось, что это сберегало  людей от разных неприятностей. В нашем музее есть вещи  с разными узорами : растительным и геометрическим.

- Ребята, а из чего состоит растительный узор?

Дети: -  Из цветов, трав, ягод,….

В:- Покажите  на экспонатах, где такой узор.            

        Дети показывают.

В: - Да, люди видели цветы, травы, ягоды в природе и переносили их красоту на предметы, которые хотели украсить.

- А из чего состоит геометрический узор?

Дети: - Из кружков, квадратиков, полосок….

В: - Ребята, а что  обозначают эти кружочки, квадратики, полоски?

Дети: - Квадрат сточкой посередине – землю, поле, круг – солнце, волнистая линия – море.

В: -Найдите такой узор на сарафанах, рубахах, поясах, иллюстрациях.

           Дети показывают.

В: - Ребята, посмотрите, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей полосы. А вам он нравится?

Дети: - Да.

В: - А теперь обратите внимание, где расположены узоры на одежде?

Дети: - У выреза, по низу сарафана, на рукавах.

В: - Молодцы! Вот видите, какие красивые, разные узоры на русских народных костюмах.

В: - А вам бы хотелось поносить такие наряды?

Дети: - Ответы детей.

В: - А если бы вы их надели, какое бы у вас было настроение? Как вы думаете?

Дети: - Радостное, весёлое, сказочное….

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам превратиться в мастериц и мастеров, и придумать свой узор .Девочкам для сарафанов, а мальчикам для  рубашек. Узор может быть разным, но обязательно  ярким и красивым. Для этого нам понадобятся полоски из ковролина и  элементы для узора.

Располагайтесь  и приступайте к составлению узора.

        (Звучит народная музыка. Воспитатель при необходимости даёт индивидуальные советы).

В: - Ой, какие вы молодцы! Не хуже настоящих мастеров постарались. Ребята, а вам понравились свои узоры?

Дети: - Да.

В: - А давайте, мы их оставим в музее. Пусть другие ребята придут и полюбуются вашим творчеством. Согласны?

Дети: - Да.

              (Дети ставят  свои поделки в музей).

В: - Вот и подошла наша с вами экскурсия к концу. Где мы сегодня побывали?

Дети: - В музее.

В: - А вам понравилось в музее?

Дети: - Да.

В: - Я очень рада за вас. Мы сегодня вспомнили и узнали много нового и интересного  о русских народных костюмах. Ребята, а где раньше люди хранили свои наряды?

Дети: - В сундуках.

В: - Правильно ребята, в сундуках. Молодцы! Всё знаете.

 А теперь мы прощаемся с музеем, но думаю, что ещё не раз сюда вернёмся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ПДД в средней группе

Конспект занятия.  «Путешествие в страну Светофорию" Цель. Расширять представления детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару; познакомить детей с некоторыми пра...

открытое занятие по математике в средней группе детского сада по программе Радуга

Дается ход мероприятия., описание, цели и задачи.К занятию прилагается презентация, которая использовалась во время занятия....

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе. "как много друзей на свете".

Программные задачи:Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.Прбуждать у детей э...

Конспект открытого занятия по теме "Посуда", средняя группа.

Этот конспект по развитию речи, очень хорошо поможет в усвоении некоторых понятий по теме "Посуда". Дети очень легко справляются с заданиями и они остануться очень довольными....

Конспект открытого занятия по математике в средней группе

Конспект открытого занятия по математике в средней группе...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект занятия «Зима. Зимняя одежда» (средняя группа)

Программное содержание:Продолжать учить детей называть зимние природные явления.Формировать умение детей правильно называть предметы верхней зимней одежды.Закреплять умение правильно относить 3&ndash...