перспективное планирование по формированию целостной картины мира
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Московец Оксана Николаевна

планирование тематическое на весь год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_ftskm.docx70.68 КБ

Предварительный просмотр:

№ занятия

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

1.

диагностика

-

                                                                                        -

2.

Как мы осень искали

Дары осени

Расширять знания о многообразии растений, их плодов; учить узнавать растения по плодам и правильно называть их; познакомить с пользой плодов для здоровья человека; закрепить знания о способах хранения, приготовления овощей, фруктов, ягоды и грибов; формировать эстетическое отношение к миру природы.

3.

Мой детский сад

Наш детский сад, наша группа

Закрепить звания  детей о зданиях, названиях и назначении комнат в детском саду (групповая, музыкальный зал…) ив группе (приемная, групповая…);  обобщать представления об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад; воспитывать доброжелательное отношение дошкольников друг к другу и окружающим.

4.

Я – это я!

Разноцветные люди

Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей; развивать коммуникативные навыки; расширять представления об окружающем мире и разных странах; развивать логическое мышление.

октябрь

5.

Хлеб – всему голова

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

6.

Мой поселок - Белый Яр

Мой поселок

Закрепить знания детей об истории возникновения поселка; расширять знания о родном поселке; продолжить знакомство  с достопримечательностями региона, в котором живут дети; поощрять интерес детей к событиям, происходящих в поселении; воспитывать чувства гордости за родной поселок.

7.

Посуда

Посуда и продукты питания

Продолжить знакомство с предметами кухонной утвари и продуктами питания; активизировать речь детей; развивать и совершенствовать фонематическое восприятие речи.

8.

Все мы люди разные

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание; воспитывать потребность быть здоровым; продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния; воспитывать дружескую взаимосвязь между детьми; способствовать развитию в детях уверенности в себе.

ноябрь

9.

Знакомство с народным промыслом

Удивительные предметы

(хохлома)

Учить детей сравнивать предметы придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними отличия; познакомить с произведениями деревянных дел мастеров; воспитывать любовь к русскому народному творчеству; словарная работа (старинная русская посуда): ендовы, братины, ставца.

10.

Улица полна неожиданностей

Улица, на которой стоит наш детский сад

Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь, познавательный интерес.

11.

Мебель

Мебельная фабрика

Закрепить знания о различных материалах из которых изготавливают мебель; развивать фантазию; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.

12.

Моя семья

Дружная семья

Закрепить знания домашнего адреса и телефона, имен и отечеств родителей, их профессий; обобщать и систематизировать представления о семье; расширять представления о родных корнях семьи; активизировать познавательный интерес; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью.

декабрь

13.

Зимушка – хрустальная

Зима

Закрепить знания детей о времени года – зима, признаки зимы, зимние месяца; формировать умение отвечать на поставленные вопросы; развивать мышление, память; разучить физ. минутку .

14.

Зачем человеку одежда?

Ткани всякие нужны

Расширять представления детей об окружающем мире; формировать  у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; обобщить знания детей о  натуральных и искусственных видах ткани , об их происхождении; воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать и активизировать речь детей; воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.

15

В гостях у Мойдодыра

Подружись с зубной щеткой

Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности; привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание; развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

16.

Новый год у ворот

Обогащать знания детей о календарных праздниках; закрепить умения определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др); привлечь детей к посадке семян овса для птиц.

январь

17.

каникулы

-

                                                                             -

18.

Народные зимние забавы  детей

Народные игры

формирование умения составлять рассказ о зиме, зимних забавах;  закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных;  закреплять умение составлять грамматически правильно построенные предложения по иллюстрации; развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию,  внимание; прививать желание к совместным играм, воспитывать любовь к природе

19.

Наша Родина – Россия

Мое Отечество - Россия

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; развивать умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

20.

Добро и зло

Добро и зло

Раскрыть сущность полярных понятий: добро и зло и эмоций,  которые им соответствуют; учить активно защищать свою позицию; формировать представление, о том, что доброта и вежливость – это красота души; расширять словарный запас.

февраль

21.

Я - человек

Что я знаю о себе?

Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.

22.

Зимняя одежда

Кто нас обувает и одевает?

Обратить внимание на то, что все люди стремятся быть красивыми, модными; дать представление и расширять знания о профессиях: модельер, обувщик, закройщик; закрепить классификацию одежды; воспитывать уважение к людям – профессионалам; способствовать самостоятельности выбора профессии.

23.

Плохо быть одному

Умей дружить!

уточнить представления детей о том, что значит “уметь дружить”; учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных;  воспитывать умение понимать смысл пословицы: “Один за всех и все за одного”;  активизировать словарь детей употребление прилагательных (подбора определений) о друге, дружбе;  закрепить знания детей пословиц о дружбе; учить азбуке общения.

24.

Папина неделя

Защитники Родины

Расширять знания о Российской армии; воспитывать уважение к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедов и брать с них пример; познакомить с памятниками в России, посвященные павшим героям; воспитывать желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости.

март

25.

Мамина неделя

Мамочка – родная!

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме; вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;развивать у детей эстетическое восприятие.

26.

Учимся вежливо разговаривать

Волшебные слова

Воспитывать уважение друг к другу, к старшим; формировать понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.

27.

Весна – красна

Весна

Закрепить названия и последовательность весенних месяцев; обогащать и уточнять словарь по теме изменения в жизни растений; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

28.

Предметы домашнего обихода

Сказка о спичке и добром огне

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испугов и других проблем, связанных с огнем. Познакомить с ролью полезного огня в жизни человека.

апрель

29.

Посуда

посуда

Продолжить расширять знания о предметах рукотворного мира; учить детей определять целевое назначение посуды; закрепить и уточнить названия посуды; развивать мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к посуде.

30.

Части суток

Части суток

Дать представление о времени; закрепить знания о понятиях: минута, час, время суток, дни недели; учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать исследовательский интерес и любознательность.

31.

Мы идем в супермаркет

Закрепить знания о профессии – продавец и его обязонностях; расширять знания об разнообразных отделах супермаркета; развивать мышление, логику; воспитывать уважение к труду взрослых.

32.

Дружные ребята

Мы дружные ребята

Формировать и воспитывать доброжелательные отношения между детьми; помочь понять детям, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять радость друзьям; учить составлять сложноподчиненные предложения; активизировать в речи детей качественные прилагательные; воспитывать уважение к окружающим.

май

33.

Герои войны

Наши защитники

Закреплять и расширять  знания детей о Российской армии; развивать умение работать в группе; воспитывать уважение к защитникам отечества (возложение с детьми цветов к памятникам).

34.

Детский сад (игрушки)

Формировать представление о себе как б активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (подготовка к праздникам, выступления); привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада.

35.

Мы друзья

Птицы – наши друзья

познакомить детей с многообразием пернатых; научить выделять  признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь  и   бережное отношение к родной природе.

36.

Летнее путешествие

  1. Фоформировать словаря по теме « Лето», грамматического строя, связной речи;
  2. Спспособствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей;

исиспользовать выразительные возможности изобразительного искусства для раразвивать творческий потенциал детей, их самооценку и самовыражение.

ФЭМП

                  1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

диагностика

Повторение, №1

№2,   №3

№4, №5

Октябрь

№6, №7

№8, №9

№10, №11

№12, №13

Ноябрь

№14, №15

№16, №17

№18, №19

№20, №21

Декабрь

№22, №23

№24, №25

№26, №27

№28, №29

Январь

каникулы

№30, №31

№32, №33

№34, № 35

Февраль

№36, №37

№38, №39

№40, №41

№ 42, №43

Март

№44, №45

, №46, №47

№48, №49

№50, № 51

Апрель

№52, №53

№54, №55

№56, №57

№58, №59

Май

№60, №61

№62, №63

повторение

повторение

Используемая литература: Метлина Л. С.

Художественная деятельность (рисование)

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

№1

диагностика

-

№2

Какие бывают грибы в лесу

Продолжать знакомство с лесными грибами, умение выделять группы съедобных и несъедобных грибов; закрепить строение гриба; дать понятие о царстве грибов, отличие от растений; учить отличать съедобные от ложных; воспитывать бережное отношение к природе.

№3

Осенняя береза

Учить передавать характерные особенности березы, осеннюю окраску листьев; обучить способу действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения черных пятен на стволе; формировать правильную осанку.

№4

Осенний клен и ель

Учить передавать строение клена и ели, их различия в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии; развивать художественный вкус; закрепить технику рисования жесткой кистью; побуждать детей вносить дополнения в рисунок, обогащающие его содержание.

№5

Осеннее дерево и под ветром и дождем

Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и отклоненными в сторону с другой стороны; закрепить умение передавать разную толщину ветвей и ствола; развивать воображение.

№6

Цветы в вазе

Учить рисовать цветы с натуры; закреплять умение рисовать кистью изогнутые линии; упражнять в рисовании акварелью; развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.

№7

Ветка рябины

закрепит детей рисовать с натуры ветки с осенними листочками; учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усилия, нажим в более темных местах; воспитывать любовь и интерес к природе.

№8

Я – это я (автопортрет)

Развивать художественное восприятие образа человека; продолжать учить передавать в рисунке черты лица; развивать память.

октябрь

№9

                         Грибная поляна

Расширять знания о разнообразии грибов; учить рисовать разные по форме, строению и цвету; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать художественный вкус, чувство композиции; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

№10

                        Моя первая буква

Закреплять умение рисовать крупно и аккуратно; учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов; упражнять в подборе красивых сочетаний цветов; развивать творческие способности.

№11

                Любимое место в поселке

Учить детей создавать сюжет; развивать воображение, речь и память; воспитывать стремление к знаниям; закрепить технику рисования карандашами.

№12

                      Морской пейзаж

Продолжать учить рисовать акварелью; продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море; упражнять в рисовании мазками; развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность.

№13

                               Обои

Учить детей составлять узоры для обоев; продолжать учить подбирать контрастные цвета; закреплять умение рисовать карандашами; развивать художественный вкус, фантазию, воображение.

№14

                     Каляки - маляки

Учить видеть в абстрактном изображении образ животного; упражнять в прорисовывании контуров увиденного; развивать зрительное воображение и ассоциативное мышление, творческие способности.

№15

Это что за птица?

Учить самостоятельно рисовать необычных птиц и украшать их сказочными узорами; закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом; развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний; воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.

№16

                    Каргопольские птички

Познакомить с росписью каргопольской игрушки, е характерными элементами; учить украшать объемное изделие каргопольскими узорами; развивать зрительную память, воображение и чувство цвета; воспитывать любовь к народному творчеству.

ноябрь

№17

Радостная осень

Обобщить знания об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях; упражнять в рисовании различных деревьев; закрепить умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов.

№18

Русская народная одежда

Продолжать знакомить с историей и особенностями русского народного костюма

№19

Мебель в нашей квартире

продолжать углублять знания о мебели; учить прорисовывать части мебели; формировать знания о «дизайнере» - как профессии; развивать воображение; воспитывать уважение ко всем трудящимся.

№20

Жираф

Продолжать учить работать в гуашью; закреплять знания о животных жарких стран; формировать умение прорисовывать отдельные части туловища.

№21

Моя дружная семья

Продолжать учить составлять композицию; передавать различия в величине; воспитывать гордость за свою семью.

№22

   Роспись миски хохломским узором

Учить выделять основные  элементы узора (травки, осочки, капельки, завейки); закрепить умение сочетать в узоре цвета: черный, красный, золотой.

декабрь

№23

Еловая ветка с новогодними игрушками

Продолжать учить рисовать с натуры, передавать в рисунке строение еловой ветки; развивать умение цветными карандашами изображать тонкие иголки на ветке; развивать художественный вкус.

№24

Узоры на окне

Учить украшать квадрат узорами(точками, полосками, кругами, цветами, листьями); развивать наблюдательность, фантазию, творчество.

№25

На новогоднем празднике

Продолжать учить намечать силуэт новогодней елки и передавать красоту ветвей с помощью оттисков поролоновым тампоном; украшать новогоднюю елку разноцветными игрушками; развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности.

№26

Вечерний город

Развивать умение составлять композицию, изображать передний и задний план; учить рисовать ночной город используя темные оттенки; воспитывать любовь к народному творчеству.

№27

Новогодний карнавал

Учить правильно располагать предметы на листе бумаги и передавать их величину; продолжать учить рисовать соблюдая пропорции тела человека; закреплять умение рисовать людей в движении.

№28

Баба Яга

Продолжать учить рисовать сказочного персонажа; самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа; развивать фантазию.

январь

№29

Моя любимая погода зимой

Упражнять в отображении состояния погоды в рисунках; развивать чувство композиции, колорита; воспитывать эстетическое отношение к природе, ее изображению в различных техниках.

№30

На далекой, удивительной планете…

Учит поиску изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов; развивать воображение, любознательность.

№31

Сотворение мира

Познакомить детей с Библией; побуждать к созданию коллективной работы путем распределения всей работы; закрепить умение рисовать предметы, передовая из характерные особенности.

№32

Пингвины

Учит создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов; упражнять в закрашивании изображения мелками; продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

№33

Что – то рядом снами растет?

Формировать умение обследовать натуру и планировать свою работу; развивать эстетическое восприятие, зрительную память; воспитывать интерес к познанию природы и отражению в изобразительности.

№34

Человек

Учить детей рисовать человека, учитывая пропорции головы, туловища, ног закрепит знания об строении человека; воспитывать уважение к себе как к личности; формировать правильную осанку.  

Февраль

№35

Жили - были дед и баба

Учит рисовать пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (морщинки, седые волосы, борода и усы у стариков); использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера; воспитывать уважение к старым людям.

№36

Герои зимних сказок в красивых зимних нарядах

Закрепит умение рисовать человека, соблюдая пропорции; развивать фантазию, память; упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

№37

Путаница - перепутаница

Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами; формировать композиционные умения размещать изображения по всему листу; развивать чувство юмора.

№38

Знакомство с штрихами

Познакомить с жанром изобразительного искусства – графикой; познакомить с техническим приемом изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять в рисовании штрихов разного характера.

№39

Нарисуй штрихами, что хочешь

Развивать творческие способности детей; умение самостоятельно выбирать содержание рисунка; учить самостоятельно выбирать вид штриха из раннее изученных.

№40

Танк

Продолжать расширять знания о календарных праздниках; учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы; развивать умение вписывать задуманное в композицию.

№41

Рисование по представлению «вечерний свет в окне»

Вызвать интерес к создания коллективной композиции; учить создавать композицию самостоятельно, применяя разные приемы рисования; развивать чувство цвета и пространственное мышление.

№42

Развивать художественное восприятие образа человека; продолжить учить передавать в рисунке черты лица; учить рисовать автопортрет по памяти; познакомить со способами положения цветового пятна тушевкой; развивать эстетический вкус, воображение и самостоятельность.

Март

№43

Рисование по замыслу «фантастические цветы»

Познакомить с приемами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов; развивать творческое воображение, чувство цвета; активизировать в речи детей прилагательные.

№44

Домик с трубой и сказочным дымом

Учить создавать необычные образы; развивать воображение; воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

№45

Ранняя весна

Уточнить знания детей о пейзаже как виде живописи; учить самостоятельно  выбирать сюжет и передавать в рисунке сочетание; развивать творческие способности.

№46

Мой любимый сказочный герой

Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказке, располагать предметы на переднем и заднем планах; закрепить навыки детей в изображении сказочных героев, создавая выразительный образ.

№ 47

Огонь – не игрушка

Закрепить правила при пожаре; продолжать учить изображать на листе бумаги выразительные образы; развивать творческие способности.

№48

Дом, в котором ты хотел бы жить

Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементов; упражнять в закрашивании с разным нажимом карандаша.

№49

Кухонная посуда

Продолжать учить детей рисовать посуду, учить составлять узоры, сочетая цвета; закрепить знания о кухонной посуде, ее происхождению.

№50

На кухне. Гжельская посуда

Продолжать знакомить с традиционным художественным промыслом; учить выделять характерные особенности гжельской росписи; учить смешивать синению и белую краску для получения голубого цвета.

                                                                                                           Апрель

№51

Ракета

Развивать умение вписывать рисунок в лист; учить закрашивать предметы цветными карандашами; развивать фантазию и самостоятельность.

№52

День и ночь

Учить детей изображать картину дня и ночи на одном листе бумаги, поделив его пополам; использовать в рисунке разные художественные материалы.

№53

Наша Земля

Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; вызвать познавательный интерес к космосу; развивать фантазию, мелкую и общую моторику.

№54

Вербное воскресенье

Продолжать учить рисовать с натуры ветки с вербой; учить закрашивать их простым карандашом; воспитывать любовь и интерес к природе.

№55

Пасха  

Закреплять умение детей рисовать с натуры; развивать умение передавать форму и пропорции предмета; воспитывать уважение и почитание праздника «Пасха»

№56

Исчезнувший мир

Познакомить детей с доисторическими временами; расширять и углублять представления и образе жизни динозавров; учить рисовать различных вымерших животных; развивать фантазию,  воображение и чувство цвета.

№57

Морская страница

Закреплять и расширять знания об обитателях морского мира; учить внимательно рассматривать и передавать в рисунке форму, окраску, особенности строения подводных обитателей; развивать художественный вкус.

№58

Горный пейзаж

Учить рисовать горы акварелью в соответствии с ее особенностями; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов; учить приему размывки.

                                                                                                               Май

№59

Кремль

Воспитывать интерес к истории родного края; учить намечать простым карандашом силуэт башен и стен кремля, передавая их формы строения; продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета.

№60

Зеленая весна

Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии; учить рисовать зеленую весну, используя соответствующие цветовые сочетания; упражнять умение получать цветовые сочетания.

№61

Рисунок на память

Закрепить изученные приемы рисования; формировать знания об окружающем мире; воспитывать желание делать своим друзьям подарки; совершенствовать правильную осанку.

№62

Веселое лето

Закреплять знания детей о пейзаже как о виде живописи; закреплять умение создавать летний пейзаж; учить подбирать «летние» цветовые сочетания; упражнять в рисовании гуашью в соответствии с ее особенностями; развивать наблюдательность и чувство цвета.

№63

Скоро лето

Совершенствовать навыки нетрадиционной технике в рисовании ластиком; закрепить умение детей передавать в рисунке характерные особенности цветов: форму и строение, его величину, расположение на стебле и в букете; развивать творческие способности, эстетическое восприятие.

№64

Четыре стихии

Расширять представления о явлениях окружающего мира; рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений, и в связи с человеком; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать.

Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева  

Развитие речи

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

                                                                                                        Сентябрь

№1

Наши игрушки

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; учить произносить слова со звуками [c] [з] отчетливо и внятно.

№2

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Закреплять представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира.

№3

Составление рассказа по картине

«В школу»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать в речи детей слова «школа», «осень», тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи

                                                                                                         Октябрь

№4

Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»

Уточнить представление детей об изготовлении хлеба; учить пересказывать сказку, отвечая на поставленные вопросы; воспитывать уважение к профессиям: тракторист, пекарь; воспитывать бережное отношение к хлебу.

№5

Рассказ о поселке Белый Яр

Учить детей внимательно слушать взрослого и сверстников; составлять рассказ по схеме, проговаривать окончания в словах; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать любовь к своему поселку.

№6

Составление описательного рассказа о предметах (посуда)

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах; учить сравнивать предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянная, металлическая и т.д ); учить образовывать по аналогии предметы посуды (хлеб – хлебница, суп – супница, сахар - сахарница).

№7

Пересказ рассказа «Про снежный колобок»

Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без определения; подбирать подходящие по смыслу определения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов.

                                                                                                                    Ноябрь         

№8

Составление рассказа по картине

«Роза замерзла»

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий; тренировать умение понимать оттенки значения слова; закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить различать звуки.

№9

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

№10

Составление текста - рассуждения

Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

№11

Разучивание стихотворение С. Есенина «Береза»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передовая любования картиной зимней природы.

Декабрь

№12

Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж»

Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; познакомить со значением слова игла; учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

№13

Составление рассказа о животных по сюжетам

Продолжать учить составлять рассказ по картинкам; развивать умение употреблять слова в родительном падеже и множественном числе; закрепить правильное произношение звуков [р] и [л].

№14

Составление рассказа «Как мы играли на зимнем участке»

Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, включая описание природы; активизировать употребление однокоренных слов.

№15

«Ошибка» чтение басни С. Михалкова

Учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащийся в басни; формировать представления о писателе как о баснописце.

январь

№16

Стихотворение К. Чуковского «Елка» (заучивание)

Воспитывать избирательное отношение к художественной литературе; помочь детям осмысливать стихотворение; отработать интонационную выразительность.

№17

Анализ фразеологизмов, пословиц

Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание басни; продолжать формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; продолжать учить домысливать переносное значение слов и пословиц.

№18

Чтение сказки Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Закреплять и расширять знания детей о творчестве датского сказочника; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам.

№19

Чтение русской народной сказки «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

Познакомить детей с рус.народной сказкой; продолжать учить размышлять над смыслом сказки; умение объяснять почему произведение получило такое название; развивать мышление, речь.

Февраль

№20

Составление рассказа на тему «Одежда»

Учить детей составлять описание одежды, руководствуясь готовым планом (схемой); поощрять попытки детей доводить до конца взятую на себя роль в игре; развивать творческие способности, воображение, фантазию.

№21

Что мы знаем о птицах?

Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; закрепить произношение звуков [ч] и [щ]; воспитывать интерес и любовь к природе.

№22

Беседа на тему «Наша армия», чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки»

Уточнить представления детей о Советской Армии, о том как трудно было победить фашистов, о буднях минувшей войны; воспитывать уважение к солдатам.

№23

Составление рассказа «Игры зимой»

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчетливо  внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш]; закреплять умение говорить с разной громкостью голоса, изменяя темп речи.

Март

№24

Стихотворение Ф. Тютчев «Зима не даром злится» (заучивание)

Уточнить представления детей о  предложении, слове, слоге, звуке; поупражнять в составлении предложений и их анализе, в подборе слов с заданным слогом, делении слов на слоги; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение.

№25

Составление рассказа о весне

Продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картинке, используя разные типы предложений; формировать образную речь; воспитывать любовь к природе, творческую активность.

№26

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передовая интонацией характер героев, свое отношение к персонажам; понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки.

№27

Звуки [р]-[л]

Упражнять в отчетливом произношении звуков р – л в отдельных словах и фразовой речи; закреплять представление о длинном и коротком слове.

Апрель

№28

Звуковая культура речи

Отработка произношения звуков р – л и дифференциация.

№29

Времена года

Продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать полным ответом, правильно излагать свои мысли; продолжать учить пересказывать предложенную сказку.

№30

Мы идем в супермаркет (составление рассказа)

Развивать умение детей составлять описание магазина и что можем купить на ужин; развивать воображение.

№31

Описание пейзажной картины

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его словами; тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Май

№32

Веселое настроение

Закреплять умение составлять рассказ по заданной теме; активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; развивать умение определять предмет по описанию.

№33, 34, 35

Подготовка к выпускному вечеру

 

Учить стихотворения; тренировать память, воображение; развивать умение читать стихи четко, выразительно.

Используемая литература: Л. Ушакова, Д. Гербова

Знакомство с художественной литературой

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

№1

Диагностика

-

№2

Рассказывание русской народной сказки «Царевна - лягушка»

Учить воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить к осознанию и пониманию образных выражений.  

№3

В. Мирович «Листопад»

Учить интонационно. Выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову; побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях.

№4

Чтение главы из книги А. Милна

«Винни - Пух»

Учить подбирать и принимать в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; формировать навыки творческого рассказывания.

№5

Чтение туркменской сказки «Падчерица», сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идеи, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства, осознать целесообразность их использования.

Октябрь

№6

Ознакомление с малыми, фольклорными формами

Уточнить представление о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенные значения пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. (2 занятия)

№7

Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д. Мамин - Сибиряк

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений синонимов, антонимов; воспитывать стремление к точному словоопределению. (2 занятия)

                                                                                                                    Ноябрь

№8

Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией: печаль осенней природы; чувствовать, понимать и воспринимать образность языка стих – ия; расширять представления о пейзажной лирике.

№9

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно рассказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребления глаголов; учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; продолжать учить правильно произносить звуки [ш], [ж], изменять силу голоса и темпа речи.

№10

Чтения рассказа В. Драгунского

«Друг детства»

Закрепить умение отличать литературные жанры; учить отвечать на вопросы полным ответом; воспитывать уважение к близким, родным.

№11

Рассказывания русской народной сказки «Снегурочка»

 Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закрепить знания об особенностях (композиционные, языковые) сказочного жанра.

Декабрь

№12

Чтение рассказа С. Иванова

 «Каким бывает снег»

Углублять знания об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картины природы.

№13

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; продолжать учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

№14

Чтение сказки «Лесные хоромы»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка. Стихотворение. рассказ).

Январь

№15

Чтение сказки В. Катаева

«Цветик - семицветик»

Подвести к пониманию нравственного смысла к мотивированной оценки поступков и характера главной героине; закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

№16

Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц.

Учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

№17

Чтение и обсуждение рассказа «Зима» Г. Скрибицкого

Познакомить с текстом; закрепить виды литературных жанров; развивать словарный запас; воспитывать здоровый образ жизни.

Февраль

№18

Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею автора; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений; осмысливать значения образных выражений.

№19

Малые фольклорные жанры

Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений; углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи.

Март

№20

Чтение басни И. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Познакомить детей с басней, ее жанровым особенностями4 подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде.

№21

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение; развивать способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

№22

Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак»

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегории, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.

Апрель

№23

Правильное произношение

Развивать голосовой аппарат и речевой слух; учить детей различать на слух громкость и скорость произношения слов и фраз; поупражнять в произношении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

№24

Заучивание наизусть стихотворения

Н. Найденова «О весне»

Уточнить представления детей о предложении, слове, слоге и звуке; поупражнять в составлении предложений и их анализе; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение.

№25

Драматизация стихотворения

Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы; продолжать знакомить с театром кукол; совершенствовать умение использовать жесты для создания образа.

№26

Малые фольклорные жанры

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе обыгрывания потешек и песенок.

Май

№27

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»             и беседа по его содержания

Закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь; рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем; развивать речь, мышление детей; пополнят словарный запас дошкольников; воспитывать уважение к людям этой важной профессии.  

№28

На помощь лисичке

Закрепить знания детей о  прочитанных ранее сказках, развивать интерес к сказкам, побуждать драматизировать сказку, развивать выразительность речи, силу голоса, учить отгадывать загадки

№29

Инсценировка сказки в лицах

 «Заюшкина избушка»»

Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать; расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; способствовать формированию интереса детей к природе.

Аппликация

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

№1

Фрукты и овощи

Закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить более точно передавать форму предметов и создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой; развивать образное мышление.

№2

Золотая роща (коллективная работа)

Вызвать интерес к работе в технике коллажа; учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу; познакомить с техникой ажурного вырезания; формировать художественный вкус и умение сочетать цвета.

№3

Сказка к нам приходит

Учить детей самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры; обучать приемам симметричного вырезания; закреплять умение самостоятельно украшать аппликацию, используя раннее изученные приемы.

№4

Моя комната (мебель)

Учить детей обклеивать спичечный коробок цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы; развивать образное мышление.

№5

Одежда для гостей

Вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать с боку; формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации ткань; развивать воображение, речь.

№6

Светофор

Продолжать учить отгадывать загадки; закрепить умение вырезать круг из квадрата; формировать умение работать с клеем аккуратно; воспитывать уважение к сотрудникам полиции.

№7

Кошечки, собачки

Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию; продолжать учить работать с ножницами, соблюдая технику безопасности; воспитывать любовь к домашним животным.

№8

Снегурочка

Учить самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры; обучать приемам симметричного вырезания; закрепить умение украшать аппликацию, используя раннее изученные приемы.

№9

Сквозные звездочки

Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр; развивать мышление, фантазию; закреплять технику безопасного обращения с ножницами.

№10

Бабочки на лугу

Закреплять применять изученные приемы вырезания и складывания (оригами); учить составлять композицию по замыслу; развивать эстетический вкус.

№11

Звезды и кометы

Учить вырезать пятилучевые звезды; вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из головы – звезды, вырезанной по схеме и хвост.

№12

Открытка папе

Учить наклеивать бросовый материал и создавать узор; закреплять умение аккуратно работать с клеем; воспитывать усидчивость; формировать знания о празднике «23 февраля»

№13

Терем - теремок

Повторить с детьми все изученные приемы создания аппликации; дать детям возможность проявить фантазию, самостоятельность; вызвать у ребенка желание продолжать заниматься творчеством, создавать новое.

№14

Коробка для саженцев

Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги; закреплять умение вырезать квадраты; упражнять в наклеивании деталей аппликации аккуратно.

№15

Лужи – тучи для веселых поросят

Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики (разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать  в пределах сложного силуэта); развивать мелкую моторику, усидчивость.

№16

Перо Жар птицы

Учить детей сочетать в одном художественном образе графические, аппликативные элементы; готовить руку к письму; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать художественный вкус.

Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева  

Лепка

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

№1

Лукошко с ягодами и грибами

Закрепить и повторить названия ягод и грибов; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

№2

Подсолнухи

Учить творчески составлять композицию, используя раннее усвоенные способы лепки; закреплять умение сочетать в поделке пластилин и природный материал; развивать фантазию и воображение; продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

№3

Посуда

Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска) соблюдая формы и пропорции деталей и равномерно и красиво устанавливать вылепленную фигуры на подставке; закреплять умение работы со стекой.

№4

Мебель

Учить составлять из пластилина задуманные предметы; с помощью загадок развивать образное мышление; при лепке применять ранее изученные приемы.  

№5

Кто сказал «мяу»?

Закреплять умение лепить пластическим и комбинированным способом; закреплять умение передавать пропорции, соотношения фигур по величине.

№6

Пингвины

Закрепить умение использовать изученные ранее приемы; развивать способность передавать пропорциональное соотношение частей; учить доводить изделье до задуманного образа.

№7

Человек в движении

Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приемов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке.

№8

Жираф

Учить детей лепить животных жарких стран; показать возможность использования в работе бросовый материал; расширять знания о повадках жирафа.

№9

Царевна - лягушка

Развивать мелкую моторику; координировать работу рук и глаз; воспитывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно образной выразительности.

№10

Летающие тарелки и пришельцы из Космоса

Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве; направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов.  

№11

Два жадных медвежонка

Учить детей лепить фигуру медвежонка конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки; развивать синхронизировать движения обеих рук; развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

№12

Человечки на пляже

Учить составлять коллективную композицию; закрепить способ лепки из цилиндра; продолжать учить передавать разнообразные движения человека; познакомить со способом получения нового цвета.

№13

Чудо - кактус

Закрепит способы лепки посуды; развивать чувство формы и пропорции; воспитывать интерес к углубленному назначению природы.

№14

Алфавит

Учить самостоятельно придумывать фигуру для лепки; учить продумывать ход работы; воспитывать самостоятельное отношение к окружающим; приучать работать в коллективе.

Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2011-2012 УЧБНЫЙ ГОД

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «А»

                                                                                                   

                                                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ: АЛЛАХВЕРДИЕВА О. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе

Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование опирается на следующие литературные источники: Н. Е. Вераксы "Ко...

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе

Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование разработана с использованием следующей литературы: Волчкова В. Н...

перспективное планирование по формированию целостной картины мира

Перспективное планирование по ФЦКМ подготовительная группа...

перспективное планирование по формированию целостной картины мира

Тематическое планирование по экологическому воспитанию детей средней группы...

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе.

МесяцТемаЦельЛитератураСентябрь   1 неделя«Покатаем зайку».Познакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.З.А.Ефанова. стр22.2 неделя «Оденем куклу Т...

Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)....