перспективное планирование по формированию целостной картины мира
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перспективное планирование по ФЦКМ подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Светлячок»

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности 

 по программе «От рождения до школы»

в подготовительной к школе группе  "Калинка"

Возраст детей: от 6 до 7 лет

Познание

Область:  Формирование целостной картины мира

 Запланировано: 31 занятие

 

                                                                                                                Воспитатели: Ширгаева Е. Г.

                                                                                                                                                  Шулежко Л. С.                                                                                            

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Программе содержание раздела « Формирование целостной картины мира» состоит из трех составляющих: Предметное окружение. Явления общественной жизни.  Мир природы.        

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.        

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
  • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
  • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
  • Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
  • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
  • Развитие интереса к миру природы.
  • Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

•        Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).

•        Знать, что предметы - это творение человеческой мысли.

  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
  • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
  • Иметь представление об истории создания предметов.
  •     Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
  • Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
  • Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
  • Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Определять происхождение рукотворных предметов.
  • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.

Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.

период

п/п

ТЕМА

Основное содержание деятельности

Интеграция

Источник

3-7сентября

АДАПТАЦИЯ

 В период адаптации воспитателями проводятся  беседы с детьми, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей.

10 – 14 сентября

1.

 «Путешествие в осенний лес»

Закреплять знания о том, что сентябрь – первый осенний месяц.

Учить:

- наблюдать за деревьями, кустарниками;

- выделять и описывать объекты природы.

Формировать экологически грамотное поведение в природной среде.

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Безопасность

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 42

17 – 21 сентября

2.

« Природа и здоровье»

Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширять знания о природе.

Подвести к пониманию следующего:

- разнообразный животный и растительный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле;

- жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Чтение художественной литературы

Социализация

Коммуникация

Безопасность

Здоровье

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 41

24 – 28 сентября

3.

« Природа и мы»

Закреплять и углублять представления о растениях. Учить правильному поведению в природе. Познакомить с лекарственными растениями

 ( подорожник, крапива)

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Безопасность

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 105

1 -  5  октября

4.

«  Это – ферма»»

Формировать интерес к людям новых профессий – фермер. Расширять представление о труде сельских жителей. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Обращать внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты.

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 34

8 – 12 октября

5.

«Экскурсия в библиотеку»

Познакомить с понятием «библиотека», с трудом людей, которые работают в библиотеке. Учить правильно пользоваться книгой. Воспитывать бережное отношение к книге.

Коммуникация

Социализация

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 34 №5

15 – 19 октября

6.

« Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Познание

«Здравствуй, мир» А. А. Вахрушев стр. 136

22 – 26 октября

7.

«Как засыпает природа»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

« Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» стр. 163

29 октября –

 2 ноября

8.

« Какие все разные»

Дать представления о том, что на планете живут разные народности, которые имеют свой язык, обычаи, культуру.

Социализация

Познание

Коммуникация

«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» И. Н. Павленко стр. 125

6 – 9 ноября

9.

« Как звери к зиме готовятся»

Расширять представления о диких животных.

Рассказать:

- почему звери линяют;

- почему некоторые из них мигрируют в более удобные места;

- как люди помогают животным, подкармливают их.

Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме.

Коммуникация

Чтение художественной литературы

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 42

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 91

12 – 16 ноября

10.

« История Советского»

Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города. Приобщать детей к национальной культуре. Воспитывать уважение к родному городу.

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение художественной литературы

«Проект «Мой город – Советский»» глава «История Советского» автор: Синяк С. А.

19 – 23 ноября

11.

« На выставке кожаных изделий»

Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам окружающего мира. Закреплять обобщенное понятие « одежда». Учить:

- называть сезонную одежду.

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Познание

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 40

« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 19

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр.86

26 – 30  ноября

12.

« Как животные зимуют»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Вызвать интерес к жизни дикой природы. Углублять и расширять знания о земноводных. Познакомить с некоторыми формами их защиты от врагов. Учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях.

Коммуникация

Познание

Чтение художественной литературы

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» стр. 41

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.52

«Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Т. М. Бондаренко стр.195

«Воспитание основ экологической культуры» Н. В. Коломина стр.117

3 – 7 декабря

13.

«Животный мир полярных районов»

Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес к стремлению изучать природу. Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчезновения.

Коммуникация

Познание

Чтение художественной литературы

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 47

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 248

10 – 14 декабря

14.

« Югра – мой край!

Формировать представления о родном крае. Познакомить с растительным и животным миром Югры. Формировать представления детей о народах, культуре родного края. Воспитывать любовь к родному краю.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация

«Презентация – проект «ХМАО – Югра»

17 – 21 декабря

15.

«Красота зимы хрустальной»

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Коммуникация

Познание

Чтение художественной литературы

«Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Т. М. Бондаренко стр. 197

24 – 28 декабря

16.

« Откуда елка в гости пришла»

Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать:

- об обычае украшения елки, откуда он пришел;

- о традициях встречи Нового года у разных народов.

Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение художественной литературы

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 35

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.184

8 – 11 января

КАНИКУЛЫ

Цель: Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними развлечениями, видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования со снегом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать творческие и конструктивные способности детей.

14 – 18 января

МОНИТОРИНГ

21 – 25 января

17.

« Зима в природе»

Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

«Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Т. М. Бондаренко

 стр. 262

28 января – 1 февраля

18.

« Две вазы»

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно – следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Познание

Коммуникация

Безопасность

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр.22

« Неизведанное рядом» стр. 116 О. В. Дыбина

4 – 8 февраля

19.

« Дружная семья»

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр.10

11 – 15 февраля

20.

« Большое путешествие»

Расширять представления детей о видах транспорта, познакомить с профессиями людей, работа которых связана с различными видами транспорта. Учить безопасному поведению на улицах и дорогах. Познакомить со значением транспорта в жизни человека. Воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства.

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация

Безопасность

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией

 Н. Е. Веракса стр. 167, 175,216.

« Здравствуй, мир» Ф. Ф. Вахрушев стр. 206

18 – 22 февраля

21.

« Кто служит в армии»

Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Рассказать о профессии военного – защитника отечества. Формировать представления о родах войск. Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные. Познакомить с увлечениями курсантов в свободное от учебы время. Воспитывать уважение к воинам – защитникам России.

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация

« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 49

«Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» стр. 254

25 февраля –

1 марта

22.

« Проводы зимы»

Продолжать знакомить с русскими народными праздниками. Прививать любовь и уважение к народным традициям.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация

«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса» стр. 38

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 292

« Здравствуй, мир!» А.А. Вахрушев стр.261

4 – 7 марта

23.

« Женский день – 8 Марта!»

Формировать у детей желание рассказывать о близких родственниках: маме, бабушке, сестренке. Воспитывать уважение, любовь к своим родным.

Познание

Коммуникация

Социализация

«»Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 45

«Здравствуй, мир!» А.А. Вахрушев стр.167

11 – 15 марта

24.

« Пробуждение природы»

Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представления детей об образе жизни зверей и птиц весной; воспитывать любознательность. Познакомить с весенним праздником «Веснянка»

Познание

Музыка

Коммуникация

Чтение художественной литературы

«Здравствуй, мир!» А.А. Вахрушев стр.167

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 278

18 – 22 марта

25.

« Весна – красна!

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны( увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава; появляются насекомые; возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

« Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Т.М. Бондаренко стр.227

25 – 29 марта

26.

 « Книги, которые нас учат»

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Познание

Чтение художественной литературы

Социализация

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.15

«Здравствуй, мир!» А.А. Вахрушев стр.198

1 – 5 апреля

27.

«Если хочешь быть здоров!»

Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; объяснить, что организм нужно укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту). Воспитывать бережное отношение к себе и другим.

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация

Познание

Здоровье

«Здравствуй, мир!» А.А. Вахрушев стр.189 – 197

С. И. Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду» стр.157

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.384

8 – 12 апреля

28.

«Космос»

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – клюя к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю.  Гагарине и других героях космоса.

Коммуникация

Познание

Социализация

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр.324

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.32

15 – 19 апреля

29.

«Птицы прилетели – весну принесли»

Рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях а природе; наблюдать за растениями и животными; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания.

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Познание

« Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.297

22 – 26 апреля

30.

« Земля – наш общий дом»

Продолжать знакомить с законами природы; формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода – составная часть всех живых организмов планеты.

Коммуникация

Социализация

Познание

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.338

29апреля – 10 мая

31.

«Они сражались за Родину!»

Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.51

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.355

13 – 17 мая

МОНИТОРИНГ

20 – 24 мая

МОНИТОРИНГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе

Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование опирается на следующие литературные источники: Н. Е. Вераксы "Ко...

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе

Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование разработана с использованием следующей литературы: Волчкова В. Н...

перспективное планирование по формированию целостной картины мира

Тематическое планирование по экологическому воспитанию детей средней группы...

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе.

МесяцТемаЦельЛитератураСентябрь   1 неделя«Покатаем зайку».Познакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.З.А.Ефанова. стр22.2 неделя «Оденем куклу Т...

Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)....