Конспект занятия "Каждый имеет право"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Звенигородская Наталья Евгеньевна

конспект по правовому воспитанию с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Звенигородская Наталья Евгеньевна

Полное название образовательного учреждения: 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №7 « Солнышко»

Предмет: Интегрированное занятие  (интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Возрастная группа: подготовительная

Тема занятия: «Каждый имеет право»

Цель: Формирование основ правового сознания у дошкольников

Задачи:

  • Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля имеет право на жизнь, имя, жильё и семью.
  • Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развитие связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы.
  • Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Время реализации занятия: 30 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда в которой выполнена презентация: Microsoft Power Point 2010 c использованием мультфильмов созданных в программе Pinnacle Studio 14.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация  (14 слайдов, переход по щелчку мыши)

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

Нетбук, проектор, книга «Конвенция о правах ребёнка», цветная ксероксная бумага формат А-4 на каждого ребёнка для конструирования домика оригами,  клей, цветные карандаши, конверты с лепестками  цветка, шляпа.

Ход занятия:

2-й слайд

Воспитатель: Добрый день, дети

Вы прекрасней всех на свете.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «МЫ» сильней чем «Я»

Мы – семья и мы – друзья.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро,

 В известном мультике найдём

Друзей весёлых, добрых.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Дети, скажите, пожалуйста, вы хотите найти себе новых друзей?

Дети: Мы хотим найти себе новых друзей.

Воспитатель: А обещаете быть внимательными?

Дети: Обещаем  

Воспитатель: Ну, тогда в путь!

3-й слайд

Воспитатель: А вот и наш друг! Малыш неизвестной породы и необыкновенного лилового цвета попал на Землю сразу после рождения, вылупившись из гнезда на Луне. Он добрый и смелый, всё время пытается узнать, что-то новое, часто размышляет и анализирует. Всегда интересуется тем, чего не знает. А как вы думаете, кто ему подарил жизнь?

Дети: ему подарили жизнь его родители.

Воспитатель: А кто подарил вам жизнь?

Дети: Нам подарили жизнь наши мамы и папы.

Воспитатель: Конечно же,  родители. А мама и папа рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? (Ответы детей).

У каждого из вас есть своя жизнь. В Конвенции (показать книгу) записано, что никто не вправе лишать других людей жизни. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными, образованными гражданами своей страны. Т.Е. каждый из вас имеет право на жизнь. А как вы думаете малыш лилового цвета имеет право на жизнь?

Дети: Конечно, имеет.

Воспитатель:  Молодцы дети! В народе говорят, что «жизнь дана на добрые дела». Как вы думаете, что значат эти слова? (Рассуждения детей)

Подумайте и скажите, какие добрые поступки  вы совершали в своей жизни.

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, так какое же право имеете вы и  наш новый друг, лиловый малыш?

Дети: Мы все имеем право на жизнь.

4-й слайд

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам ещё пришёл в гости?

Дети: К нам в гости пришли Незнайка, Белоснежка, Айболит, Золушка и Дюймовочка.

Воспитатель: Да, действительно, к нам пришли герои различных сказок. Они все с разными чертами характера, поведения. А кто из вас может сказать, почему их так называют? (Рассуждения детей)

Дети: Айболит        - лечит тех, кто болеет,

      Незнайка – он ничего не знает и не может,

      Белоснежка – белое лицо как снег,

      Золушка – она всё время в золе,

      Дюймовочка – маленькая девочка.

Воспитатель:  Верно, дети. Каждого из них назвали по их роду деятельности или по размеру. Что же такое имя? (рассуждения детей)

Имена – это слова, но особые.  Имя – великое сокровище человека. И каждый человек, будь то взрослый или ребёнок имеет право на то, чтобы его называли по имени. А у вас есть имена?

Дети: Да, у каждого из нас есть своё имя.

Воспитатель: Я предлагаю сейчас вас поиграть в замечательную игру, которая называется «Танцующая шляпа». Хотите поиграть?

Дети: Мы хотим поиграть в эту игру.

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно правила игры. Мы с вами будем друг другу по очереди передавать шляпу, надевая её на голову соседу, при  этом называя каждый раз своё имя по - разному. Всем понятны правила игры. Тогда начинаем.

Игра «Танцующая шляпа»

Воспитатель:  Имена придуманы были очень давно. Они имеют своё значение, даже если мы этого не чувствуем или не понимаем. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени: например моё имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, мужественный, смелый». Может кто-нибудь знает, что означает его имя? (Ответы детей)

5-й слайд

Воспитатель зачитывает значение имён.

Воспитатель: Дети, мы же с вами забыли познакомиться с нашим новым другом, лиловым малышом. Хотите узнать, как его зовут и почему так назвали?

Дети: Конечно, мы  хотим узнать, как зовут малыша.

6-й слайд

Воспитатель: Вот мы и познакомились. Как же зовут малыша? Почему его так назвали? (Ответы детей)

Все дети с рождения имеют право на имя: представьте, что исчезли все имена. Остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени не у кого нет. Что тогда может произойти? (Рассуждения детей)

Да, действительно, мы даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку. Так на что имеет право ребёнок?

Дети: Право на имя.

Воспитатель: Вы хотите, чтобы Лунтик запомнил ваши имена?

Дети: Да, мы хотим, чтобы Лунтик запомнил наши имена и был нашим другом.

7-й слайд

Воспитатель: Обратите внимание, на столах лежат конверты с вашими именами, а внутри вложены лепестки с цветов, на которых написаны ваши имена по – разному, вы склейте свой цветок, а лепесток с именем, которое вам больше всего нравится, отметьте тем, что посадите на него любого друга Лунтика или Милу, или Кузю. Мы так и будем называть вас в группе.

(Дети склеивают цветы)

Воспитатель: Как много получилось красивых цветов! Я соберу их в букет. А давайте сплетём их в веночек. Вот какой веночек у нас получился. Вам нравится? (Ответы детей)Теперь Лунтик точно запомнит как вас всех зовут.

Воспитатель:  Дети, так какое же право у вас есть?

Дети: Мы имеем право на имя.

Воспитатель: Верно, у вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо выполнять, чтобы не нарушать это право?

Дети: Нельзя дразниться, не придумывать клички, обращаться друг к другу вежливо, ласково, не обзываться.

Воспитатель: Вот, Лунтик узнал, что у него есть право на жизнь и на имя, а что же с ним случилось дальше, хотите узнать?

Дети: Хотим

Воспитатель: Смотрите и слушайте внимательно.

8-й слайд

Воспитатель: Так что же случилось с Лунтиком?

Дети: Он узнал, что у всех есть свой дом.

Воспитатель: Действительно, Лунтик узнал ещё одно право, которое он имеет, это право на жильё. Каждое животное и каждый человек  должен иметь жилище. И никто не может лишить его этого. У человека с древних времён было жилище. Что же такое жилище и для чего оно нужно?

Дети: Жилище – это дом, где живут люди. Он нужен для защиты от врагов.

Воспитатель: Да, действительно, это дом. Убежище от непогоды, место необходимое для жизни человека – для приготовления и приёма пищи, отдыха и сна.

Воспитатель: Какие дома строит человек? (Ответы детей)

9-й слайд

Воспитатель:  На слайде изображены различные дома, посмотрите на них и расскажите, пожалуйста, а  в каких домах живёте вы?

(Ответы детей)

Воспитатель:    Рыбка в речке, в норке крот,  каждый где – нибудь  живёт.

                            Заяц в поле, мышь в соломе, я живу в кирпичном доме.

                            А вот если негде жить, надо домик нам сложить.

Ну что, хотите сложить домики для тех, у кого его нет. (Ответы детей)

Воспитатель: Домики мы будем складывать из бумаги способом оригами.

10-й слайд

Обратите внимание на слайд, на нём изображена схема, как сложить домик.

(Дети складывают домики, карандашами дорисовывают двери и окна)

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные домики у нас получились. А теперь возьмите любого дружка на столе и поселите в свой домик, а так же дайте ему имя.

Дети, с каким же ещё правом познакомился Лунтик.

Дети: Лунтик познакомился с правом на жильё.

Воспитатель: Да, верно, Лунтик узнал ещё одно своё право, право на жильё, но он был очень любознательным, поэтому он узнал ещё об одном праве, а о каком мы сейчас и узнаем.

11-й слайд

Воспитатель:  Дети, что обрёл или кого нашёл Лунтик.

Дети: Лунтик нашёл бабушку и дедушку.

Воспитатель: Как вы думаете, как теперь можно назвать одним словом бабушку Капу, дедушку Шерака и Лунтика?

Дети: Они одна семья

Воспитатель: Конечно же семья. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносит пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

        Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем  другим живым существам и это потому, что новорождённый малыш одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это на много легче.

12-й слайд

На слайде появляются буквы «Я»

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем сколько букв «Я» (Дети считают)

Всё верно, семь!

Это слово каждый знает.

Ни за что не променяет.

К цифре «семь» добавлю -  «Я»

Что получится? (Семья)

Верно семья. А почему «СЕМЬ» Я как вы думаете? (Рассуждения детей)

Два дедушки, две бабушки, мама, папа и я вот и получилось «семь» « я»

Но у всех семьи разные, у меня семья состоит из четырёх человек – это я, муж и два сына. А какие семьи у вас? (Ответы детей)

Воспитатель:  Я люблю свою семью: маму, папу я люблю.

                           Люблю деда и бабусю, и щенка, и кошку Мусю!

                           Все, кого я так люблю имеют право на семью!

Дети, так какое же ещё право вы имеете.

Дети: Мы имеем право на семью!

Воспитатель: Конечно, право на семью.

Сегодня мы с вами обрели ещё одного  друга.  Скажите,  как его зовут (Ответы детей)

Благодаря ему, мы с вами узнали права, которые вы имеете. И чтобы вспомнить какие это права, друг Лунтика паук Шнюк сочинил для нас стихи и составил кроссворд, из которого мы узнаем какие же это права, Вы готовы разгадывать кроссворд. (Ответы детей)

13- слайд

  1. Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва. У него уже с пелёнок есть различные права. Право на заботу, ласку и на …….(ЖИЗНЬ) , как будто в сказке.
  2. Всех по-разному зовут: кот-Мурлыка, пёс – Барбос, даже нашу козочку зовут красиво – Розочка. Настя, Вика и Данила все имеют своё …..(ИМЯ)
  3. Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: папа, мамочка и я, но все вместе мы …..(СЕМЬЯ)
  4. Сказка учит нас, друзья, жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросёнку, даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно, это право на ….(ЖИЛЬЁ)

Воспитатель: Дети, повторите, пожалуйста, какие же права вы имеете?

Дети: Право на жизнь, на имя, на жильё и на семью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем человеку необходимо  знать свои права? (Ответы детей)

Зная свои права, ребёнок может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым.

Нам  пришло время  прощаться.

 До свидания!

   

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Каждый ребёнок имеет право»

Каждый обладает определённым набором прав от рождения. Они всегда принадлежат человеку. Никому передавать их гражданин не может и отказаться от них тоже нельзя. То есть правоспособность - это способно...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»

Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...

Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"

Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятие...

Конспект образовательной деятельности " «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»

 «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»  - На занятии происходит ознакомление детей с тем, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свиде...

конспект непосредственно образовательной деятельности: "Каждый ребенок имеет право на имя" в средней группе.

Главной целью этого занятия является, дать детям представление о важности права на  имя, учить умению называть полностью по имени родителей....

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...