"Перелётные птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

1. Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны,                  о перелётных птицах. (Познание)

2. Продолжать учить детей отвечать чётко и полным предложением, преобразовывать заданное слово при составлении предложения. Упражнять в умении словообразования. (Коммуникация)

3. Воспитывать у дошкольников интерес к жизни пернатых, формировать поведение в природе. (Социализация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perelyotnye_ptitsy.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 127»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

 в подготовительной к школе группе                                                «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

(Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье)

                                                                                            Подготовила:

                                                                                          Воспитатель

                                                                                               Крутова О.А

Братск 2013

Цель проекта:

Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Задачи проекта:

1. Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны,                  о перелётных птицах. (Познание)

2. Продолжать учить детей отвечать чётко и полным предложением, преобразовывать заданное слово при составлении предложения. Упражнять в умении словообразования. (Коммуникация)

3. Воспитывать у дошкольников интерес к жизни пернатых, формировать поведение в природе. (Социализация)

Предварительная работа:

1. Беседы на темы «Перелётные птицы», «Приметы весны».

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.

3.Чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т.Нужина «Ласточка», «Воробьи».

4. Чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику.

5. Загадки о временах года, птицах, животных.

6. Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы».

7. Дидактические и подвижные игры «Совушка – сова», «Зимующие или перелётные», «Когда это бывает», «Изобрази птицу».

Участие специалистов: рисование и лепка перелётных птиц, музыкально – дидактическая игра «Займи свой скворечник», слушание – М.И.Глинка «Жаровонок»

Работа с родителями: приглашение на открытое занятие «Перелётные птицы» и музыкальное занятие по теме, изготовление скворечника.

Продукт проектной деятельности: конспект занятия «Перелётные птицы», рисунки и поделки из пластилина по теме, плакат – аппликация «Перелётные птицы », скворечник, фотоотчёт по теме.

Материал для занятия «Перелётные птицы»:

1. Аудиозапись «Голоса природы».

2. Картинки с изображением перелётных птиц.

3. Два кружка – ориентира.

4. Фишки двух цветов.

5. Схемы водоплавающих и насекомоядных птиц, полётов птиц.

6. Оборудование для аппликации: клей, кисточки, салфетки, ножницы, нарисованные силуэты перелётных птиц, ватман.

Ход:

Воспитатель:  Светает рано по утрам,

                          Проталины то тут, то там.

                          Сегодня мы собрались здесь,

                          Чтобы весну – красну встречать,

                          Первых птиц в гости ждать.

Ребята, о каком времени года это стихотворение? (ответы детей, обобщение воспитателя) Давайте мы с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Опустилось на землю тихое «Ау!» На неведомом суку вздрогнуло  «Ку – ку!» Застучало по стволам «Тук – тук!» Лес встаёт навстречу нам «Кто там?» Давайте с вами присядем (предложить сесть на стульчики) и послушаем звуки весеннего леса. Детям предлагается для прослушивания аудиозапись «Голоса природы», вместе обсуждаем что они услышали:

1. Что вы услышали?

2. Чьи голоса были слышны?

3. Когда так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

4. Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

5. Какие птицы прилетают весной? (выставляю картинки)

6. Как называют таких птиц?

Давайте сейчас поиграем в игру «Что птица делает». Закончите предложение, изменяя слово «летает»:

1. Скворец в скворечник…(залетает)

2. Ласточка к нам из – за моря…(прилетает)

3. Кукушка с ветки на ветку…(перелетает)

4. Лебедь из гнезда… (вылетает)

5. Чайка к воде…(подлетает)

6. Журавль в небо…(улетает)

Предлагаю детям разделиться на 2 подгруппы с помощью фишек разного цвета. А теперь давайте  разделим птиц на группы. К синему кружку нужно будет отнести птиц, которые живут на воде. К жёлтому кружку отнести тех птиц, которые живут на деревьях (дети с фишками красного цвета находят птиц, живущих на воде, и относят их к синему кружку; дети с фишками жёлтого цвета находят птиц, питающихся насекомыми, и относят их к зелёному кружку; присутствует картинка – ловушка: изображение зимующей птицы). Теперь обратите внимание, у нас получилось 2 группы. Какие же бывают перелётные птицы? (водоплавающие и насекомоядные, при объяснении детей использую схемы)

Предлагаю детям походить по весеннему лесу. Проводится физкультминутка, где дети выполняют соответствующие движения:

Нужно нам всем дружно встать,

Мы весну идём встречать.

Все надели сапоги,

В лес весенний мы пошли.

Вот нам мишка помахал,

А вот зайка проскакал.

Ручеёк дрожит, журчит,

За весной быстрей бежит.

Птицы из гнезда запели,

Мы послушать их присели.

Прилетайте к нам сюда,

Будем рады вам всегда!

Давайте обратим внимание на характерные признаки перелётных птиц. У каждой птицы они свои. Составьте определение для птицы, используя два слова.

1. У фламинго длинные ноги. Он…(длинноногий)

2. Ласточка тепло любит. Она…(теплолюбивая)

3. У лебедя красный клюв. Он…(красноклювый)

4. У кукушки пёстрые крылья. Она…(пестрокрылая)

5. У утки широкий клюв. Она…(ширококлювая)

6. У грача чёрные крылья. Он…(чернокрылый)

7. У скворца звонкий голос. Он…(звонкоголосый)

8. Трясогузка быстро бегает. Она…(быстробегающая)

9. У гуся длинная шея. Он…(длинношеий)

10. У пеночки быстрые крылья. Она…(быстрокрылая)

11. У ласточки белая грудка. Она…(белогрудая)

Ребята, а как птицы находят себе дорогу домой? Оказывается, некоторые птицы прилетают ночью, а некоторые днём. Но перед полётом они совершают пробные полёты; больше обычного едят, чтобы откладывался жирок. В полёте птицам подкрепиться негде. В полёте они ориентируются на звёзды. А если небо затянуто облаками и земли не видно, то они ориентируются на её колебания. Знаете ли вы, что некоторые птицы улетают «стайками», т.е. все вместе (показываю схему полётов птиц). Так летят утки (при объяснении использую цветные круги одного цвета) Некоторые птицы, например, журавли, летят «клином», т.е.  в виде треугольника. Другие птицы выстраиваются «цепочкой», т.е. друг за другом, выстраиваются в одну линию. Это зависит от повадок птиц. У птиц всегда есть вожак, который летит впереди и показывает дорогу.

Первыми к нам прилетают трясогузки, грачи, скворцы. В народе есть примета – трясогузка хвостом лёд разбивает. Когда  начинается ледоход на реках, говорят, что трясогузки вернулись. С приходом весны очищаются водоёмы, и прилетают утки, гуси, чайки, лебеди. Потом становится теплее, оживает природа, появляются насекомые. Тогда прилетают жаворонки, пеночки, ласточки.

Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Потому что они приносят пользу) Птицы радуют нас своим пением, щебетанием. Людям от этого радостнее, веселее жить. А что произойдёт, если птицы не прилетят весной? Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать леса и парки от вредных насекомых. Насекомые могут съесть всю растительность и урожаи на огородах, на дачах. Некому будет разносить семена ягод и растений. Поэтому птиц считают друзьями человека. Их надо беречь и заботиться о них!

Хотите сделать полезное дело? Давайте все вместе украсим  картину изображениями перелётных птиц и расскажем об их пользе детям младшей группы. Выполняется коллективная аппликация с привлечением родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...