МИР ВОКРУГ НАС
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тимошенкова Елена Сергеевна

Образовательная программа дополнительного образовагия детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas_.docx85.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/С № 71 «Кристаллик»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«МИР  ВОКРУГ  НАС»

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации: 2 года

Тимошенкова Е.С.

Воспитатель

Смоленск

2014

Пояснительная записка

Взрослые порой не представляют себе, как велик запас знаний и умений у 5-6-летнего ребёнка. Рассматривая предметы, сталкиваясь с теми или иными явлениями окружающего мира, дети воспринимают самые разнообразные признаки: цвет, форму, величину, свойства материалов и многое другое. Процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром (предметным, растительным, животным) противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у детей, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия в социальной среде и с объектами природы. Поэтому очень важно формировать у 5-6 летнего ребенка представления о социальной среде, о природе и формах отношения к ней, приучать  любить и охранять её.  Именно на решение этих задач и направлена образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогического направления «Мир вокруг нас».

Программа ориентирована на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира. В  программе  объединены знания многих дисциплин (биологии, географии, экологии, истории, рисования и др.); содержание программы уточняет, расширяет, систематизирует представление детей о предметах, явлениях природы и общества; предметно-практическая и продуктивная деятельность детей способствует развитию навыков анализирующего наблюдения, активизации мыслительной деятельности и речи обучающихся; содержание программы на 90% состоит из практических занятий, побуждающих думать, наблюдать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать её, делать выводы. Виды деятельности,  включенные в программу, являются традиционными для дошкольного образования и обусловлены особенностями и потребностями детей дошкольного возраста.

В программе чётко виден новый подход к содержанию образования, который заключается в переходе от информационной педагогики к ценностной и, в связи с этим, мы посредством знаний, творческих и практических заданий создаём вокруг ребёнка любознательно-познавательную среду, которая рождает самый высокий мотив личности – мотив учиться.

На современном этапе развития образования актуальность данной авторской программы заключается во всесторонней комплексной подготовке ребенка к систематическому обучению в школе и содействует формированию общей и специальной готовности к обучению детей.

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с законом РФ «Об образовании»,  Цель программы – активизация познавательной деятельности обучающихся к окружающей его природной и социальной среде.

Реализующие эту цель задачи можно разделить на:

Образовательные:

  • систематизировать представления обучающихся о предметах,  явлениях природы и общества;
  • формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нем человека;
  • активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;
  • научить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;
  • научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;
  • формировать основы экологических знаний.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;
  • развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности.

Воспитательные:

  • формировать основы экологической культуры;
  • формировать основы здорового образа жизни;
  • воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям (к членам общества);
  • воспитывать любовь к природе, патриотические чувства к Родине, родному языку, национальным традициям.

Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» существенно отличается от уже имеющихся образовательных программ.

Отличия состоят в следующем:

  • как правило, существующие образовательные программы разработаны в рамках одной дисциплины, данная программа объединила многие дисциплины естественно-гуманитарного цикла;
  • учебный материал данной программы на 90% состоит из творческих и практических занятий;
  • в учебном процессе особое место отводится игровым технологиям, так как игра занимает важное место в жизни дошкольников и именно в процессе игры легче усваивается учебный материал и приобретаются навыки;
  • темы занятий в программе систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребёнок открывает для себя мир: ребёнок → мир вещей → дом, семья, «я» → соседи, дом, где живёшь → улица → магазин, театр и т.д. → детский сад, школа → природа.

Образовательная программа  «Мир вокруг нас» предназначена для детей 5-6 лет. Срок реализации программы – 2 года.

Программа включает следующие разделы:

  • «Ознакомление с окружающим миром: «я и общество», «предметный мир»; «Ознакомление с природой: неживая природа, животный мир, растительный мир» (первый год обучения).
  • «Ознакомление с окружающим миром: «я и общество», «я и мое здоровье»; «Ознакомление с природой: путешествие по морям, океанам, материкам; изучение животного и растительного мира материков и океанов», «Экологическая тревога» (второй год обучения).

Содержание разделов представлено в виде блоков. Основные темы повторяются. Усложнение программы для детей второго года обучения происходит за счет:

  • расширения и углубления изучаемой темы;
  • усложнения способов и приемов исследования,  изучения;
  • увеличения объема материала, предлагаемого детям для освоения в рамках каждой темы;
  • повышения уровня самостоятельности детей в выполнении тех или иных заданий, в выборе способов решения поставленных перед ребенком задач.

Большое внимание, вне зависимости от специфики раздела, уделяется речевому развитию детей, формированию гуманистических социальных установок и освоению социальных навыков, формированию школьно-значимых функций.

Программа двухлетнего образования рассчитана на 72 часа:

  • 1-й год обучения – 36 часов;
  • 2-й год обучения – 36 часов.

Занятия организованы в малых группах по 8 – 12 человек, что позволяет наиболее активно включаться в учебную деятельность, а педагогу наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Группы формируются в соответствии с возрастом, уровнем развития, индивидуальными особенностями ребенка. Особенностями в организации и проведении занятий являются: партнерские отношения между педагогом и ребенком, отсутствие критики результатов творческого труда, игровая форма проведения занятий, благоприятный эмоционально-психологический климат на каждом занятии.  Занятия с группой для каждого года обучения проводиться 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста в основу обучения, по данной программе, положены два основных принципа – игровой и ролевой.

В связи с этим особое место в программе отведено следующим формам обучения и воспитания: игра (ролевая, сюжетная, дидактическая), игровая ситуация, занятие-исследование, занятие – практическое наблюдение, тест, беседа, викторина, кроссворд, рассказ, логическая задача, практическое задание, упражнение-иллюстрация, экскурсия.

В основе работы с детьми лежит педагогическая технология сотрудничества, то есть содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми. Поэтому основными методами работы с обучающимися являются: диалогический, эвристический, программированный, показательный, исследовательский, иллюстрированный, игровой, коммуникативный, частично-поисковой.

Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей 5-6-летнего возраста среди методов воспитания особенно хочется отметить личный пример, мотивацию и упражнение.

Подведение итогов реализации образовательной программы проводится в различных игровых формах: игра-путешествие, занятие-путешествие, игра-экзамен, игра «Знаток природы» и другие.

В конце первого года обучения дети должны иметь представление:

  • об окружающем мире: предметном, растительном, животном;
  • о понятиях «живая» и «неживая» природа и их составляющих;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • о предметах и явлениях природы и общества;
  • о труде людей, о своей семье, о Родине.

Должны знать:

  • название нашей страны и её столицы, название родного города, свой адрес, фамилию и имя, фамилию, имя, отчество родителей;
  • природные явления, характерные признаки времен года, название месяцев, их последовательность и соответствие временам года, название дней недели и времени суток;
  • название животных и их детенышей, птиц, рыб рек и озер, насекомых;
  • названия деревьев встречающихся в нашем городе;
  • условия, необходимые для роста и развития растений;
  • лесные ягоды и грибы; овощи, фрукты, культурные ягоды, бахчевые, зерновые, бобовые культуры, деревья, кустарники, цветы.

Должны уметь:

  • различать «живую» и «неживую» природу;
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы; называть материалы, из которых они изготовлены; понимать значение обобщающих слов;
  • различать изученные виды растений и животных;
  • называть и классифицировать овощи и фрукты.

Результаты первого года обучения:

обучающиеся знают: название страны, столицы, родного города, свой домашний адрес, фамилию и имя, времена года, месяцы, дни недели название животных и их детенышей, птиц, рыб рек и озер, насекомых, названия деревьев встречающихся в нашем городе, лесные ягоды и грибы; овощи, фрукты, культурные ягоды, бахчевые, зерновые, бобовые культуры, деревья, кустарники, цветы;

обучающиеся умеют: различать «живую» и «неживую» природу, сравнивать, группировать, классифицировать предметы; называть материалы, из которых они изготовлены; понимать значение обобщающих слов, различать изученные виды растений и животных, называть и классифицировать ягоды, овощи и фрукты.

В конце второго года обучения дети должны иметь представление:

  • о стране, в которой мы живем;
  • об обществе, о всенародных и государственных праздниках;
  • об элементарных гигиенических и анатомических знаниях, о своём теле и здоровье;
  • о русских народных промыслах и русском костюме;
  • о простейших географических понятиях;
  • о взаимосвязях, существующих в природе, о взаимовлиянии природы на человека и человека на природу;
  • о приспособлениях животных и растений к жизни в природе;
  • об экологии и экологических организациях;
  • о нормах поведения в природе и природоохранных мероприятиях.

Должны знать:

  • название нашей страны и столицы;
  • флаг, герб России;
  • всенародные и государственные праздники;
  • профессии людей в обществе;
  • внешнее и внутреннее строение человека, главные органы жизнедеятельности;
  • понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»;
  • правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улице, дома, с посторонними людьми, в природе;
  • природные явления и сезонные изменения;
  • географические понятия: «глобус», «карта», «компас», «река», «озеро», «гора», «равнина», «море», «океан», «материк», «лес», «город», «деревня»  и т.п.;
  • виды транспорта, классификацию на основные группы;
  • обитателей морей, океанов, рек, озёр и материков мира;
  • русские народные промыслы и историю русского костюма;
  • понятия «экология», «экологическая безопасность», «природная катастрофа», «экологическая катастрофа»;
  • способы борьбы с загрязнениями воздуха, воды, почвы.

Должны уметь:

  • рассказать о себе, о своей семье, о Родине;
  • рассказать о профессиях людей в обществе;
  • вести здоровый образ жизни;
  • вести наблюдения за изучаемым объектом или явлением;
  • наблюдать за изменениями погоды и вести календарь погоды (с помощью педагога);
  • находить на географической карте (глобусе) Россию и г.Москва;
  • проводить сравнение двух предметов и явлений по определённому плану, выделяя общие и отличительные признаки;
  • устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений.

Результаты второго года обучения:

обучающиеся знают: название нашей страны и столицы, флаг, герб России, всенародные и государственные праздники, профессии людей в обществе, внешнее и внутреннее строение человека, главные органы жизнедеятельности, понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улице, дома, с посторонними людьми, в природе, природные явления и сезонные изменения, географические понятия: «глобус», «карта», «компас», «река», «озеро», «гора», «равнина», «море», «океан», «материк», «лес», «город», «деревня», виды транспорта, обитателей морей, океанов, рек, озёр и материков мира, русские народные промыслы, понятия «экология», «экологическая безопасность», «природная катастрофа», «экологическая катастрофа», способы борьбы с загрязнениями воздуха, воды, почвы;

обучающиеся умеют: рассказывать о себе, о своей семье, о Родине, о профессиях людей в обществе, вести здоровый образ жизни, вести наблюдения за изучаемым объектом или явлением, наблюдать за изменениями погоды и вести календарь погоды (с помощью педагога), находить на географической карте (глобусе) Россию и г.Москва, проводить сравнение двух предметов и явлений по определённому плану, выделяя общие и отличительные признаки, устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений.

Мониторинг уровня обученности обучающихся отслеживается по разработанным «Картам успеха». С помощью «Карты успеха» выявляются 3 уровня обученности (максимальный, средний и минимальный) по следующим критериям: сформированность учебных навыков и умений, развития познавательных интересов (восприятия, внимания, памяти, мышления), развития волевой сферы (умения контролировать свое поведение во время занятий). Результаты освоения образовательной программы представляются в виде диаграмм.

Средства необходимые для реализации программы.

Научно-методическое обеспечение программы:

1. Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  2. Арсентьев В.П. Экологическая азбука. – Смоленск, 2005.
  3. Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 2004.
  4. Бианки В. Кто чем поет. – М.: Детская литература, 2001.
  5. Бианки В. Чей нос лучше. - М.: Детская литература, 2001.
  6. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о природе. – Донецк: Веско, 2007.
  7. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о животном мире. – Донецк: Веско, 2007.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Окружающий мир. Здравствуй мир! (1 часть). – М.: Баласс, 2008.
  9. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Окружающий мир. Здравствуй мир! (2 часть). – М.: Баласс, 2008.
  10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2002.
  12. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг них. – М.: Просвещение, 2002.
  13. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 2005.
  14. Гращенкова В.С. Занимательный материал на уроках природоведения. Смоленск, СГПИ, 2003.
  15. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  16. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 2003.
  17. Иванов А. Азбука безопасности. – М.: АСТ-Пресс, 2006.
  18. Костюченков В.Н., Дементьев Н.А., Савченков В.И. Природа, время и мы. – Смоленск: Смядынь, 2001.
  19. Иллюстрированный атлас мира. – М.: Беллси, 2003.
  20. Молодцова А.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2002.
  21. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  22. Плешаков А.А. мир вокруг нас. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  23. Погарский М. Настольное путешествие. – М.: Вечерняя Москва, 2003.
  24. Природа мира.-  Петрозаводск: Карелия, 2004.
  25. Ражнев Г.В. С чего начинается Родина? – Смоленск, 2001.
  26. Смирняков Ю.И., Кощеев А.К., Кощеев А.А. Спутник грибника. – М.: Экология, 2002.
  27. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 2001.
  28. 300 развивающих упражнений(5-6 лет).-М.:Росмен,2005.
  29. Шевченко С.Г. природа и мы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  30. Экология (энциклопедия). – М.: Кристина и Ко, 2004.

2. Наглядный материал подготовленный в электронном виде.

3. Научно-популярные видеоматериалы о живой природе «Твои веселые друзья зверята»BBC, 2005.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • карандаши цветные(12шт.);
  • карандаши простые(12шт.);
  • бумага ксероксная(1уп.);
  • цветной картон(12л.);
  • клей(12шт);
  • ножницы(12шт.);
  • набор географических карт;
  • средства мультимедиа;
  • пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет в двух частях (Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.Окружающий мир.Здравствуй, мир!(1 часть). –М.: Баласс, 2008, 80 с.: ил. ; Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.Окружающий мир.Здравствуй, мир!(2 часть). –М.: Баласс, 2008, 64 с.: ил.);
  • альбом «Природа мира» (художник-составитель Карт И.Г.)-Петрозаводск: издательство «Карелия», 2002;
  • учебно-наглядные пособия для детей старшего дошкольного возраста:

картины из жизни диких животных:

  • Серия «Белый медведь». Ранняя весна.
  • Серия «Бурый медведь». Осень.
  • Серия «Крот». Лето.
  • Серия «Волк». Лето.
  • Серия «Лягушка». Лето.
  • Серия «Заяц». Ранняя весна.
  • Серия «Лось». Зима.
  • Серия «Еж». Поздняя осень.
  • Серия «Белка». Весна.
  • Серия «Белка». Лето.
  • Серия «Золотистый хомяк». Ранняя весна.
  • научно-популярные видеоматериалы о живой природе «Твои веселые друзья зверята»BBC, 2005.
  • раздаточный материал к итоговым занятиям и по темам программы:

«Труд взрослых», «Средства передвижения», «Предметный мир», «Времена года», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие  животные и их детеныши», «Мир птиц», «Мир насекомых», «Обитатели водоемов», «Деревья и кустарники», «Аленький цветочек», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «В царстве грибов», «Я и общество», «Общество людей и профессии», «Обитатели морей и океанов», «Путешествие по материку Евразия», «Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушки», «Росписи: городецкая, хохломская, гжельская», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Австралию»,  «Путешествие в Антарктиду»,  «Путешествие в Америку», «Экология – «изучение дома», «Экологическая безопасность на природе», «Экологическая тревога – продукты питания».

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Наименование тем программы

(основные обобщающие учебные элементы)

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Ознакомление с окружающим миром: «я и общество», «предметный мир»

14

3

Ознакомление с природой: неживая природа, животный мир, растительный мир

20

4

Итоговое занятие

1

ИТОГО

36

Содержание программы первого года обучения

I.        ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ «МИР ВОКРУГ НАС» (1 ч.)

Уточнить понятие «Мир вокруг нас». Значение и роль его составляющих. Развить интерес к познанию мира.

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «Я И ОБЩЕСТВО», «ПРЕДМЕТНЫЙ МИР» (14 ч.)

  1. Что такое окружающий мир?

Уточнить понятие «окружающий мир», значение и роль его составляющих. Обратить особое внимание на место человека в окружающем мире. Сформировать интерес к познанию мира. Провести игру «Рыбы, птицы, звери».

  1. Наша страна – Россия.

Рассказать детям о столице нашей Родины. Уточнить название нашего государства. Дать определение понятиям «патриотизм», «патриот Родины». Показать место нахождения России на географической карте или глобусе, найти столицу г. Москва.

  1. Малая Родина.

Уточнить понятия «малая Родина», «место жительства» человека. Уточнить у каждого обучающегося данные места жительства: город, улица, номер дома, квартиры, телефона.

  1. Путешествие по Смоленску.

Познакомить детей с историей Смоленска, используя фотоматериалы памятных мест города. Обобщить знания о расположении и названии улиц и площадей. Рассказать об известных людях Смоленщины: М.И. Глинке, Ю.А. Гагарине, Н.М. Пржевальском и др.

  1. Моя семья.

Уточнить понятия «семья», «состав семьи», «фамилия», «имя», «день рождения». Познакомить обучающихся со схемой-иллюстрацией рассказа о своей семье. Составить рассказ о своей семье и рассказать о ней на занятии.

  1. Труд взрослых.

Обобщить и расширить знания детей о профессиях и значении профессий. Провести беседу о многообразии профессий. На закреплении материала провести игры: «Чей инструмент?», «Кто что делает?»; игры-карточки (картинки) на соответствия: профессия – инструмент, человек – место деятельности, человек – предмет деятельности и т.п. Прочитать сказки «Как вылечиться от лени», «Про машины, про станки и две рабочие руки».

  1. Профессия в вашей семье.

Закрепить знания о профессиях людей. Составить рассказ о профессиях членов семьи. Провести деловые театрализованные игры: «Врач и пациент», «Учитель и ученики» и т.п.

  1. Город и мы.

Уточнить понятия «город», «деревня». Назвать отличительные особенности города и деревни. Вспомнить такие понятия, как: «одноэтажный», «многоэтажный», «деревянный», «каменный» дом, магазины, аптеки, мастерские, больницы, школы, детские сады, бассейны, тротуар, обочина, лес, поле. Провести игры: «Я в деревне», «Я – городской житель».

  1. Средства передвижения.

Познакомить обучающихся со средствами передвижения: воздушными, водными, наземными. По иллюстрирующему материалу побеседовать о машинах (название, предназначение). Провести игру «Я – пассажир». Выделить и назвать городской и специализированный транспорт. Прочитать сказку «Не далеко, а совсем близко, не давным-давно, а недавно».

  1. Прогулка по городу.

Уточнить понятия «проезжая часть», «тротуар», «переход». Ответить на вопросы: «Почему переход называется «зебра»?», «Почему ты – пешеход?», «Чаще ты бываешь пешеходом или пассажиром?». Провести игру «Я – пешеход».

  1. Как вести себя на улице.

На иллюстрирующем материале закрепить знания о проезжей части, тротуаре, «зебре», светофоре. В игровой форме изучить светофор и дорожные знаки («телефон», «медицинская помощь», «подземный переход», «осторожно дети!»). Нарисовать в разных дорожно-транспортных ситуациях светофор и сигналы светофора. Решить ситуативные задачи.

  1. Предметный мир: мебель, посуда, кухонные принадлежности.

Уточнить название предметов мебели, посуды, кухонных принадлежностей. Научить сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, понимать значение обобщающих слов. Уметь назвать материалы, из которых они изготовлены. Провести театрализованную игру «Мы на кухне».

  1. Предметный мир: техника, бытовая техника, инструменты.

Уточнить названия предметов техники, бытовой техники, инструментов. Научить сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, понимать значение обобщающих слов. Уметь назвать материалы, из которых они изготовлены. Провести театрализованную игру «Мир техники».

  1. Предметный мир: одежда, обувь, головные уборы.

Уточнить названия предметов одежды, обуви, головных уборов. Научить сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, понимать значение обобщающих слов. Уметь назвать материалы, из которых они изготовлены. Провести театрализованную игру «Мы идём в магазин».

Творческие задания для самостоятельной работы:

  • Выучи название нашей страны и столицы.
  • Нарисуй в домашнем альбоме «портрет» своёй семьи.
  • Выучи свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, квартиры.
  • Уточни у членов семьи: кто, кем работает, как правильно называются их профессии. Попробуйте рассказать о профессии мамы или папы.
  • Продумай, кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Найди картинку с изображением этой профессии и наклей её в альбом.
  • Прогуляйтесь с родителями по городу, понаблюдайте за пешеходами, за работой светофора. Закрепите свои знания о правилах дорожного движения.
  • Побывайте с родителями у крепостной стены, у памятников М.И. Глинке, А.Т. Твардовскому и В. Тёркину и у других памятников. Попробуй нарисовать любой понравившийся тебе памятник истории и по рисунку составь рассказ, а также расскажи о памятнике взрослым.

III.        ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ: НЕЖИВАЯ ПРИРОДА, ЖИВОТНЫЙ МИР, РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. (20 ч.)

  1. Живая и неживая природа.

Уточнить понятия «живая» и «неживая» природа. Научить классифицировать составные части живой и неживой природы. Проследить взаимоотношения и взаимосвязи в природе. Познакомить со сказкой «Что такое подземные богатства?».

  1. Неживая природа.

Дать представления о сезонных изменениях в природе. Научить определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Познакомить с прибором, который измеряет температуру воздуха. Разгадываем загадки о неживой природе.

  1. Природные явления.

Познакомить с природными явлениями: листопад, ледоход, радуга, снегопад, метель, северное сияние, шторм, наводнение, дождь. Изучить природные явления. Прочитать сказку «Куда делась вода после дождика?» и обсудить услышанное. Провести игру «Как называются эти явления природы».

  1. Времена года.

Уточнить времена года: осень, зима, весна, лето. Дать описание временам года. Назвать основные признаки того или иного времени года. Проследить сезонные изменения природы по временам года. Прочитать сказки «Жил да был звездочет», «Однажды ночью» и обсудить услышанное. Провести игру «Времена года».

  1. Осень золотая.

Уточнить понятие «осень», повторить осенние месяцы. Дать описание осеннему времени года, выделить основные признаки. Предложить ребёнку рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Какая осень изображена на рисунке?», «Какую одежду ты выберешь на осеннюю прогулку?» и т.п. Проследить изменения в природе на экскурсии в осеннем парке. Вспомнить осенние праздники. Решить логическую задачу «Разноцветные кораблики».

  1. Зимушка-зима.

Уточнить понятие «зима», повторить зимние месяцы. Дать описание зимнему времени года, выделить основные признаки. Предложить ребёнку рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Чем зима отличается от лета, от осени?», «Что делает человек, когда ему становиться холодно?», «Как животные готовятся к зиме?» и т.п. Проследить изменения в природе на экскурсии в зимнем парке. Вспомнить зимние праздники. Составить рассказ на тему «Зима в городе». Прочитать сказку «Зачем зимой снег?». Решить логическую задачу «Снеговик».

  1. Весна красна.

Уточнить понятие «весна», повторить весенние месяцы. Дать описание весеннему времени года, выделить основные признаки. Предложить ребёнку рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Почему весна – это время пробуждения природы?», «Откуда весной появляется много ручейков?», «Какого цвета становятся шубки зайца и белки весной?» и т.п. Проследить изменения в природе на экскурсии в весеннем парке. Вспомни весенние праздники. Составить рассказ «Весна пришла».

  1. Лето жаркое.

Уточнить понятие «лето», повторить летние месяцы. Дать описание летнему времени года, выделить основные признаки. Предложить ребёнку рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Когда ходят в лес за ягодами?», «Почему летом жарко?», «Почему летом нет снега?» и т.п. Вспомнить летние праздники. Составить рассказ «Как я отдыхаю летом».

  1. Домашние животные и их детёныши.

Дать представление о домашних животных. Выяснить, почему эти животные называются домашними. Уточнить роль и значение домашних животных в жизни человека. Закрепить знания названий домашних животных и их детёнышей, их повадки. Выполнить творческое задание «Взрослое животное и его детёныш». Систематизировать знания о домашних животных в игре «Четвёртый лишний».

  1. Дикие животные и их детёныши.

Дать представление о диких животных, о местах их обитания. Закрепить знания названий диких животных и их детёнышей, их повадки, способы добывания пищи, виды зимовок. Уточнить роль и значение диких животных в природе и в жизни человека. Выполнить упражнения по систематизации и обобщению знаний о животном мире. Прочитать сказку «Жил поживал в дремучем сказочном лесу услужливый сказочный медведь» и обсудить услышанное. Выполнить творческое задание «Взрослое животное и его детёныш». Систематизировать знания о диких животных в игре «Четвёртый лишний».

  1. Мир птиц.

Дать представление о домашних и диких птицах. Познакомить обучающихся с перелётными и зимующими птицами, местами их обитания и способами добывания корма. Закрепить знания названий птиц, уметь отличать перелётных от зимующих птиц, городских и лесных птиц. Уточнить роль и значение птиц в природе и в жизни человека. Выполнить упражнения-иллюстрации по названию птиц. Систематизировать знания о птицах в игре «Четвёртый лишний». Прочитать и обсудить сказки «За лесами, за долами, за высокими горами», «У какой птицы самое лучшее гнездо?», решить логическую задачу «Кто обедал в птичьей столовой».

  1. Мир насекомых.

Дать представление о насекомых, рассказать о разнообразии видов, о значении насекомых в природе и в жизни человека. Рассказать сказку «Шёл я, шёл и сказку нашел» о приспособлениях насекомых в природе. Обобщить знания детей в играх «О стрекозах и жуках», «Четвёртый лишний».

  1. Обитатели водоёмов.

Дать представление об обитателях водоёмов: рыбы, моллюски, земноводные; пресмыкающиеся, об их разнообразии, способах приспособлений в природе, места обитания, о значении в природе. Обобщить и систематизировать знания в играх «Аквариум», «Коты-рыболовы», «Кошки-рыболовы».

  1. Растительный мир.

Дать представление о многообразии растительного мира. Изучить части растения. Уточнить места произрастания и условия, необходимые для роста и развития растений. Изучить значение растений в жизни человека. Провести игру «Что это? Назови».

  1. Деревья и кустарники.

Уточнить роль и значение деревьев  и кустарников в природе и для человека. Дать представление и сравнительную характеристику деревьев и кустарников. Изучить основные породы деревьев, научить различать деревья по силуэту, по коре, по листьям, по плодам. Познакомить с сезонными явлениями в жизни деревьев и кустарников. Выполнить практические  задания по типу: расскажи с какого дерева лист, плоды, что было раньше – веточка с листьями, цветами, плодами, с почками и т.п. Провести работу с дидактическими карточками и игру «Узнай дерево».

  1. Аленький цветочек.

Уточнить какие цветы знают дети. Дать характеристику луговым и декоративным цветам. Рассказать о значении цветов в природе и для человека. Изучить основные виды цветов, уметь различать их, знать периоды цветения. Разгадать кроссворд «Букет для мамы». Провести экологическую игру «Венок».

  1. Овощи, зелень, бобовые, бахчевые, злаковые культуры.

Уточнить у обучающихся знание овощей и где они растут. Сформировать понятие «овощи». Изучить овощи, бобовые культуры, зелень, злаковые и бахчевые культуры. Рассказать о пользе для здоровья человека витаминов и минеральных веществ в овощах, зелени и других культурах. Поработать с дидактическими карточками по теме «Овощи». Научить подбирать обобщающее слово к нарисованным предметам. Разгадать кроссворд в стихах и решить интеллектуально-творческие задачи. Прочитать сказку «Дело было в огороде» и обсудить услышанное.

  1. Фрукты.

Уточнить  у обучающихся знание фруктов и места их произрастания. Сформировать понятие «фрукты». Изучить фрукты и их значение для здоровья человека. Поработать с дидактическими карточками по теме «Овощи, фрукты». Провести игру «Во саду ли в огороде». Научить подбирать обобщающее слово к нарисованным предметам. Разгадать кроссворд-загадку «Овощи, ягоды и фрукты - полезные продукты».

  1. Ягоды.

Уточнить  знания обучающихся о ягодах и местах их произрастания. Сформировать понятие «ягоды». Познакомить с самой большой ягодой в мире. Рассказать о значении ягод для здоровья человека. Поработать с дидактическими карточками по теме «Ягоды». Научить подбирать обобщающее слово к нарисованным предметам. Провести игры «Четвёртый лишний», «Что было раньше?». Разгадать загадки о ягодах.

  1. В царстве грибов.

Уточнить  знания обучающихся о грибах и местах их произрастания. Сформировать понятие «грибы», изучить строение гриба, классифицировать грибы на полезные и ядовитые. Научить определять ядовитые и полезные грибы по силуэту, по картинкам. Нарисовать с помощью трафарета грибы и раскрасить их. Рассказать о роли и значении грибов в природе и для человека. Разгадать кроссворд и узнать, какие грибы у ёжика в кузовке.

Творческие задания для самостоятельной работы:

  • Совершите с родителями прогулку в осенний лес (или парк), понаблюдай за объектами природы (деревья, птицы, кустарники, цветы…), ответь на вопрос: «Что изменилось осенью в природе?» Собери гербарий из осенних листьев понравившихся деревьев и кустарников.
  • Подбери дома картинки о временах года. Попробуй назвать самые характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • В домашних условиях понаблюдай за повадками домашних животных. Нарисуй в домашнем альбоме своё любимое животное и попробуй рассказать о нём.
  • Подбери дома картинки диких животных. Попробуй рассказать о характерных особенностях жизни диких животных. Расскажи родителям: почему у зайца зимой шубка белая, а летом серая.
  • Выучить загадки о животных и загадать их на занятиях.
  • Прочитать стихи А. Барто и С.В. Михалкова о животных.
  • Прочитать произведения В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Гаршина «Лягушка путешественница», русскую народную сказку «Зимовье зверей».
  • Подбери дома картинки, на которых нарисованы разные птицы. Запомни их названия. Сделай дома со взрослыми кормушки для зимующих птиц.
  • Нарисуй в домашнем альбоме насекомых, которые вам нравятся.
  • Нарисуй в домашнем альбоме букет для мамы.
  • Выучить загадки об овощах, фруктах, ягодах и грибах и загадать их на занятиях.
  • Летом с родителями сходите в лес за грибами и за ягодами. В домашнем альбоме нарисуйте найденные вами грибы и ягоды. Запомните их названия.

IV.        ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР». (1 ч.)

Провести в форме интеллектуально-творческой игры-путешествия по типу «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?» и т.п., в форме экскурсии в городской парк, зоопарк, музеи города. Цель - обобщить и систематизировать знания об окружающем мире: неживой природе, растительном, животном и предметном мире.


Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование тем программы

(основные обобщающие учебные элементы)

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Ознакомление с окружающим миром: «я и общество», «я и моё здоровье»

6

3

Ознакомление с природой: путешествие по морям, океанам, материкам; изучение животного и растительного мира материков и океанов

20

4

Экологическая тревога

8

4

Итоговое занятие

1

ИТОГО

36

Содержание программы второго года обучения

I.        ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗДРАВСТВУЙ МИР» (1 ч.)

Уточнить понятие «мир». Сформировать целостную картину мира. Расширить кругозор детей, активизировать познавательную деятельность, познавательный интерес в единстве с развитием мыслительной деятельности, обогащением словаря и формированием связной, развитой речи.

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «Я И ОБЩЕСТВО», «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ» (6 ч.)

  1. Я и общество.

Уточнить у обучающихся название нашей страны, её столицы. Рассказать детям о флаге, гербе и гимне России. Уточнить у обучающихся название родного города, домашний адрес, фамилию, имя, отчество и дату рождения. Уточнить у обучающихся имя, отчество их родителей. Побеседовать о всенародных и государственных праздниках. Нарисовать и разукрасить флаг России.

  1. Общество людей и профессии.

Уточнить знания детей о профессиях людей, о значении каждой профессии в обществе. Составить рассказ и рассказать о профессиях в своей семье. Закрепить знания о профессиях людей через игры на соответствие: человек – предмет деятельности, место деятельности, профессия – инструмент и т.п.

  1. Какие мы (внешнее, внутреннее строение человека).

Уточнить у обучающихся внешнее строение человека. Познакомить с внутренним строением человека. Подробно изучить главные органы жизнедеятельности человека и их функции. Побеседовать о значении каждого органа человека. На рисунке «Внутреннее строение человека» найти расположение основных органов в организме человека: пищевод, лёгкие, сердце, желудок.

  1. Здоровый образ жизни.

Уточнить у обучающихся понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Провести беседу «Береги свое здоровье с детства». Провести игру «Кто вырастит здоровым?»

  1. Я и моё здоровье.

Уточнить как обучающиеся берегут своё здоровье. Что для этого необходимо делать и делается, а что делать нельзя. Побеседовать с обучающимися на следующие темы: «Компьютер, глаза, здоровье», «Ваша осанка», «Зарядка и завтрак – залог здоровья» и т.п. Провести игру «Доктор Айболит».

  1. Береги себя.

Вспомнить с обучающимися правила дорожного движение и правила безопасности поведения на улице с посторонними людьми, дома со спичками, газом. Уточнить к чему приводит несоблюдение (не выполнение) правил безопасности и напомнить номера телефонов скорой помощи, милиции, пожарной охраны, МЧС. Решение ситуативных задач.

Творческие задания для самостоятельной работы:

  • Уточни у родителей, бабушки и дедушки их фамилии, имена, отчества. Назови правильно свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес проживания.
  • Нарисовать в альбоме флаг РФ, найти и наклеить картинку с изображением герба, написать название страны.
  • Побеседуй с родителями о всенародных и государственных праздниках.
  • Выясни какая профессия у мамы, папы, бабушки, дедушки. Пусть они расскажут тебе о своих профессиях.
  • Вместе с родителями прочитайте сказку К. Чуковского «Мойдодыр», нарисуй картинку к понравившемуся отрывку. Выучи отрывок произведения.
  • Вместе с родителями составьте красочный (с картинками) распорядок твоего дня, для того, чтобы не забывать о здоровом образе жизни: делать с утра зарядку, завтракать, гулять на улице, меньше смотреть телевизор,  играть в компьютере и т.д.

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЯМ, ОКЕАНАМ, МАТЕРИКАМ; ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. (20 ч.)

  1. Помощники в путешествии: глобус и карта.

Познакомить детей с понятиями глобус, карта, горизонт, стороны горизонта. Изучить условные обозначения и знаки, используемые на картах и глобусе. Научить различать на карте и глобусе реки, озёра, моря, океаны, горы, равнины, леса, города. Решить ситуативные задачи.

  1. Выбираем транспорт для путешествия.

Повторяем виды транспорта, классифицируем на три основные группы: наземный, воздушный, водный. Провести игру на соответствие: вид транспорта – воздух, земля, вода. Составить рассказ по цветным раздаточным карточкам «Где и как используется данный вид транспорта»

  1. По морям и океанам.

Познакомить детей с понятиями «море», «океан». Рассказать детям об океанах и морях, показать их на карте или глобусе. Изучить моря. Познакомить ребят со сказками «Как по морю голубому», «Откуда в море столько воды». Рассмотреть круговорот воды в природе.

  1. Обитатели морей и океанов.

Дать представление о морских и океанических обитателях, о местах их обитания, о способах питания. Уточнить роль и значение морских обитателей в природе и для человека. Выполнить интеллектуально-творческие задания по систематизации и обобщению знаний о животном мире морей и океанов.

  1. По материкам и островам.

Познакомить детей с понятиями «материк», «остров», усвоить понятия, знать отличительные черты. Дать географическую характеристику материкам; рассказать об особенностях географического положения, климата, растительного и животного мира. Провести игру «Что перепутал художник».

  1. Путешествие на Северный полюс.

Уточнить на карте или глобусе географическое расположение Северного Ледовитого океана и Северного полюса земли. Познакомить обучающихся с суровым климатом на Северном полюсе и его обитателями. Провести игры «Кто чем (кем) питается?», «Что перепутал художник?».

  1. Путешествие по материку Евразия.

Дать определение «материк Евразия», познакомить обучающихся с двумя частями света – Европа и Азия. Показать на карте размеры и протяженность материка Евразии с севера на юг, с запада на восток. Найти на карте нашу страну – Россию и её столицу г. Москва.

  1. Путешествие в тундру.

Изучить растительный и животный мир тундры, способы приспособления к условиям жизни в ней. Рассмотреть значение, роль растений и животных тундры в природе и для человека. Познакомить обучающихся с жителями тундры, их бытом и жизнью. Провести игры: «Кто чем (кем) питается?», «Что перепутал художник?».

  1. Тайга и её обитатели.

Изучить растительный и животный мир тайги, способы приспособления, питания и выживания, значение и роль растений и животных тайги в природе и для человека. Раскрыть понятия «зверь-хищник», «растительноядный». Провести игру на закрепление темы «Хищники и растительноядные животные тайги».

  1. Путешествие в смешанный лес.

Уточнить знания обучающихся о растениях и животных смешанного леса. Значение и роль растений и животных смешанного леса в природе и для человека. Провести беседу «Лес – наше богатство»,  игры «Хищники, растительноядные», «То берёзка, то рябинка».

  1. Степь и её обитатели.

Изучить растительный и животный мир степи, способы приспособления, питания, значение, роль растений и животных степи в природе и для человека. Провести игру «Хищники, растительноядные». Уточнить понятия «почва», «черноземы», «урожай». Провести беседу «Хлеб наше богатство». Рассказать как выращивают хлеб.

  1. Путешествие в г. Москва – столицу нашей Родины.

Найти на географической карте г. Москва. Рассказать о г.Москва,. познакомить с культурно-историческим наследием;провести экскурсию по Кремлю, Третьяковской галерее, посетить большой театр. Игра «Знаешь ли ты Москву?».

  1.   Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушки.

Дать понятия: «промыслы», «глина», «лепка». Рассказать историю возникновения промыслов Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки. Познакомить с характерными особенностями игрушек, выявить причины отличия. Провести игру «Ярмарка». Разукрасить образцы Дымковской и Филимоновской игрушек.

  1. Росписи: городецкая, хохломская, гжельская.

Дать понятие о декоративно-прикладном искусстве росписи. Познакомить обучающихся с искусством росписи городецкой, хохломской, гжельской. Рассказать историю возникновения росписей, познакомить с характерными особенностями. «Расписать» образцы Городецкой и хохломской росписью.

  1. История русского костюма.

Рассказать детям как одевались в старину. Рассмотреть отдельные элементы и составные части русского костюма. Ответить на вопрос «Чем отличается старинная одежда от современной?» Игра-комикс «Что перепутал художник».

  1. Путешествие в Африку.

Уточнить на карте или глобусе географическое расположение материка Африка, рассказать об особенностях природы материка, познакомить с растительным и животным миром. Провести игры «Хищник, растительноядные», «Продукты из Африки», «Какие явления природы встречаются в Африке». Разгадать кроссворд.

  1. Путешествие в Австралию.

Уточнить на карте или глобусе географическое расположение материка Австралия, рассказать об особенностях природы материка и её обитателях. Провести игры: «Где живут эти животные», «Что перепутал художник». Разгадать кроссворд.

  1. Путешествие в Антарктиду.

Уточнить на карте или глобусе географическое расположение материка Антарктида, познакомить с растительным и животным миром материка. Изучить особенности жизни в Антарктиде. Провести игру: «Где живут эти звери, птицы?». Разгадать кроссворд.

  1. Путешествие в Америку.

Уточнить на карте или глобусе географическое расположение материков Южная Америка и Северная Америка, познакомить с природными особенностями, с растительным и животным миром материков. Провести игры: «Хищники, растительноядные», «Продукты из Америки». Разгадать кроссворд.

  1. Итоговое занятие «Игра – путешествие по материкам и океанам».

Обобщить, систематизировать и закрепить в игровой форме знания обучающихся о материках, океанах и их обитателях. Разгадываем кроссворды, выполняем творческое задание «Какие звери здесь нарисованы?» и т.д.

Творческие задания для самостоятельной работы:

  • Рассказать родителям о глобусе, карте и сторонах горизонта. Нарисовать свою карту путешествий (с помощью взрослых).
  • Рассказать родителям о г. Москва. Попросить взрослых рассказать о других городах России.
  • Нарисовать в домашнем альбоме Дымковскую, Филимоновскую или Каргапольскую игрушку.
  • Нарисовать в домашнем альбоме любое животное Африки, Австралии, Антарктиды, Америки, Евразии.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (8 ч.)

  1. Экология – «изучение дома» (греч.).

Познакомить детей с понятием «экология», с предметом изучения. Раскрыть понятия «биосфера», «формы жизни». Провести игру: «Форма жизни – материк, остров, океан».

  1. Экологическая безопасность дома и во дворе.

Познакомить детей с экологическими проблемами дома и во дворе. Рассмотреть пути решения: посадка деревьев и кустарников, уборка мусора и листьев, приёмы бытовой безопасности. Рассказать обучающимся о телевизионной и компьютерной экологии. Провести игру «Один дома» (повторить правила безопасности в случае, если ребёнок остался один дома).

  1. Экологическая безопасность на природе.

Познакомить с правилами безопасного поведения в дикой природе. Изучить ядовитые растения, грибы, ягоды, животных. Вспомнить лесные полезные ягоды, грибы, лекарственные растения. Дать понятия «стихийные бедствия», «ураган», «наводнение», «торнадо», «цунами», «пожар», «землетрясение». Провести игру «Путешествую».

  1. Экологическая тревога - вода.

Провести беседу с обучающимися «Вода – наше богатство». Рассказать способы борьбы с загрязнениями воды, с методами определения качества воды и способами её очистки. Прочитать экологический рассказ «Ядовитые дожди и тающие льды». Познакомить детей со сказками «Разноцветная река», «Сказка о «нефтяной» рыбке».

  1. Экологическая тревога – раненая земля.

Провести беседу «Сохранить землю – сохранить мир». Раскрыть основные причины «ухудшения» почвы: выпахивание, перевыпас, сведение лесов, засоление почв при орошении. Познакомить детей с методами борьбы за сохранение почвы. Провести игру «Что человек должен делать, если…?»

  1. Экологическая тревога – воздух.

Провести беседу «Для чего проветривают комнату?» Рассказать о загрязнениях воздуха и о методах борьбы с ними. Познакомить с экологическим рассказом «Дымоловка».

  1. Экологическая тревога – продукты питания.

Провести беседу «Полезные продукты питания – здоровый образ жизни». Рассказать о целебных свойствах продуктов полей и садов, о небезопасных продуктах питания в магазинах и на рынках. Провести игру «Я пошёл за покупками».

  1. Экологическая мозаика (итоговое занятие).

Обобщить, систематизировать и закрепить в игровой форме экологические знания обучающихся.

Творческие задания для самостоятельной работы:

  • Посадите весной или осенью вместе со взрослыми дерево или кустарник.
  • Следите за порядком в своём дворе.
  • Подбери с родителями картинки лекарственных растений, грибов (съедобных и ядовитых). Запомни их названия.

VI. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ – КОНКУРС «ЭРУДИТ»

Обобщить и систематизировать знания об окружающем мире по основным разделам: я и общество, я и моё здоровье, путешествую по морям, океанам и материкам, я и экология.

Занятие может проходить в форме интеллектуально-творческих игр: «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда» и т.п., в форме викторины, в форме путешествия и т.п.

Совместные мероприятия педагога и родителей:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы.

Совместные мероприятия педагога, родителей и детей:

  • проведение бесед, викторин, конкурсов;
  • день открытых дверей;
  • тематические выставки;
  • праздники: День именинника, осенний бал, Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, выпускной бал (для шестилеток).


СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  2. Арсентьев В.П. Экологическая азбука. – Смоленск, 2005.
  3. Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 2004.
  4. Бианки В. Кто чем поет. – М.: Детская литература, 2001.
  5. Бианки В. Чей нос лучше. - М.: Детская литература, 2001.
  6. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о природе. – Донецк: Веско, 2007.
  7. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о животном мире. – Донецк: Веско, 2007.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Окружающий мир. Здравствуй мир! (1 часть). – М.: Баласс, 2008.
  9. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Окружающий мир. Здравствуй мир! (2 часть). – М.: Баласс, 2008.
  10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2002.
  12. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг них. – М.: Просвещение, 2002.
  13. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 2005.
  14. Гращенкова В.С. Занимательный материал на уроках природоведения. Смоленск, СГПИ, 2003.
  15. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  16. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 2003.
  17. Иванов А. Азбука безопасности. – М.: АСТ-Пресс, 2006.
  18. Костюченков В.Н., Дементьев Н.А., Савченков В.И. Природа, время и мы. – Смоленск: Смядынь, 2001.
  19. Иллюстрированный атлас мира. – М.: Беллси, 2003.
  20. Молодцова А.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2002.
  21. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  22. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  23. Погарский М. Настольное путешествие. – М.: Вечерняя Москва, 2003.
  24. Природа мира.-  Петрозаводск: Карелия, 2004.
  25. Ражнев Г.В. С чего начинается Родина? – Смоленск, 2001.
  26. Смирняков Ю.И., Кощеев А.К., Кощеев А.А. Спутник грибника. – М.: Экология, 2002.
  27. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 2001.
  28. 300 развивающих упражнений(5-6 лет).-М.:Росмен,2005.
  29. Шевченко С.Г. природа и мы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  30. Экология (энциклопедия). – М.: Кристина и Ко, 2004.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  2. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о природе. – Донецк: Веско, 2007.
  3. Вадченко Н.Л. Ответы почемучкам: о животном мире. – Донецк: Веско, 2007.
  4. Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 2004.
  5. Бианки В. Кто чем поет. - М.: Детская литература, 2001.
  6. Бианки В. Чей нос лучше. - М.: Детская литература, 2001.
  7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг них. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Гаршин В.Лягушка-путешественница. - М.: Детская литература, 2001.
  9. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  10. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Иванов А. Азбука безопасности. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
  12. Иллюстрированный атлас мира. – М.: Беллси, 2003.
  13. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2002.
  14. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  15. Чуковский К.И. Мойдодыр. – Смоленск: «Русич», 2002.

Оценка результативности образовательной  программы

«Мир вокруг нас»

Оценка эффективности программы «Мир вокруг нас» предполагает анализ соответствия результатов цели и задачам её реализации.

Было проведено 2 диагностических среза:

– «На выходе» (констатирующая) – в начале обучения по программе.

– «На выходе» (контрольная) – в конце обучения по данной программе.

Результаты диагностики

Первичная диагностика сформированности учебных навыков и умений, развития познавательных интересов, развития волевой сферы.

 (в процентах)

Контрольная диагностика сформированности учебных навыков и умений, развития познавательных интересов, развития волевой сферы.

 (в процентах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...