Конспект по ознакомлению с природой «Здравствуй, лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Голышева Надежда Ивановна

Автор: Воспитатель МДОУ «Детский сад №6» г. Пугачева Голышева Надежда Ивановна.

Программное содержание:

- Закрепить знания о хвойных и лиственных деревьях;

- Познакомить с понятием «смешанный» лес и с «уровнями» деревьев (полог, подлесок, лесная подстилка);

- Дать понятие, что такое лес и какую пользу он приносит;

- Познакомить с лекарственными растениями;

- Закрепить знания о животных леса (травоядные и хищники);

- Воспитание любви к Родине и к природе, бережного отношения к ней, закрепить правила поведения в лесу

 

Демонстрационный материал.

Картинки с изображениями смешанного леса, ели, березы, дуба, осины и т.д., кустарников, трав (подорожника, луговой ромашки, мать-и-мачехи), животных леса.

Герои: лесовичок, клоун Клёпа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_les.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с природой «Здравствуй, лес».

Автор: Воспитатель МДОУ «Детский сад №6» г. Пугачева Голышева Надежда Ивановна.

Программное содержание:

- Закрепить знания о хвойных и лиственных деревьях;

- Познакомить с понятием «смешанный» лес и с «уровнями» деревьев (полог, подлесок, лесная подстилка);

- Дать понятие, что такое лес и какую пользу он приносит;

- Познакомить с лекарственными растениями;

- Закрепить знания о животных леса (травоядные и хищники);

- Воспитание любви к Родине и к природе, бережного отношения к ней, закрепить правила поведения в лесу

Демонстрационный материал.

Картинки с изображениями смешанного леса, ели, березы, дуба, осины и т.д., кустарников, трав (подорожника, луговой ромашки, мать-и-мачехи), животных леса.

Герои: лесовичок, клоун Клёпа.

Здравствуй, лес.

1 часть.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Что же такое Россия? (это наша Родина)

- Что такое Родина? (Это край, где мы родились, где живем, это все то, что нас окружает)

Воспитатель:

Россия! Какое красивое слово.

И роса, и ветер, и синее что-то.

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы

И до земли ей поклонись.

И вот сегодня мы с вами поговорим о самом простом и доступном для всех - о природе России. Попробуем попасть в один из самых живописных уголков нашей страны – в лес. (Работа с картой. Дети показывают расположение леса). На чем же мы с вами отправимся?  (на поезде).

Дети садятся в «вагон», занимая соответствующие места. Вбегает Клёпа.

Клёпа: Куда это я попал? ( в вагон поезда)

А куда мы отправляемся? (в лес)

Возьмите меня с собой, пожалуйста!

Дети берут его с собой, помогая занять место. Звучит музыка «голубой вагон».

2 часть.

Воспитатель с детьми и клоуном Клёпой прибывают в лес.

Ребята:

Как хорошо, что есть в лесу

Пригорки и низины.

Что я грибы домой несу

И кузовок малины.

Как хорошо, что есть в лесу

И норки и бергоги.

Что в нем живут енот, барсук

И заяц быстроногий.

Клёпа: Ой, а куда это мы попали? Сколько много деревьев и все они какие-то разные. Как они называются? (Дети называют породы деревьев и обобщают их одним словом: хвойные)

Ребята: Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – это хвоинки. Они опадают не все сразу, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Клёпа: А вот эти листочки на дереве не колючие!

Воспитатель:

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ребята: Это береза.

Воспитатель: Народ с любовью называет ее «березонькой», «кудрявою», «белоствольной». Береза растет на вырубках. Живет она долго. К 40 годам дерево может достичь высоты 30 метров.

А вот вам, ребята, еще одна загадка:

А из крошки-бочки вылез

Корешок пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

В лесу растут еще осина и ольха. Как одном словом можно назвать эти деревья? (лиственные). Почему?

3 часть.

Воспитатель: В лесу растут и хвойные и лиственные деревья. Как можно назвать этот лес? (смешанный).

В таком лесу различают несколько уровней деревьев.

«Крыша» леса – это листья и ветки самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц: кукушки, синицы, дятлы, иволги, дрозды.

Клёпа: Ой, какие маленькие деревья и как много их в одном месте! Что это? (кустарники)

Воспитатель: Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Этот уровень кустов называют подлесом.

Клёпа: Чем они отличаются от деревьев?

Воспитатель: В лесу немало различных кустарников: малины, смородины, орешника, шиповника и других. Плоды их собирают, многие из них идут на изготовление лекарства. В самом низу – лесная подстилка.

Клёпа: Из чего она состоит? (из опавших листьев).

Воспитатель: Вы уже знаете, что в природе нет ничего  лишнего, случайного. Значит, эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно увидеть торчащие из земли кучки. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно увидеть множество червей и других организмов. Они очень важны, так как поедают опавшие листья. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.

4 часть.

Воспитатель: Кто питается растениями? (животные). Лесной великан – лось, как его можно назвать? (травоядное животное).

А кто охотится на травоядных? (хищники)

Кто к ним относится? (Рысь, куница, волк, лиса).

А как мы назовем медведя? (всеядный).

Медведя называют хозяином леса. Все уступают ему дорогу. Даже злобные и нахальные волки, поджав хвосты, убегают от медведя.

Как вы думаете, кого в лесу больше, хищников или травоядных?  

5 часть.

Воспитатель: Лес живет своей жизнью, и если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось. Говорят: « Лес – наше богатство». Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! (Звучит музыка «голоса птиц»).

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? (Оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит).

Без растений мы бы просто задохнулись, вот почему надо беречь каждое дерево, каждую травинку.

6 часть.

Воспитатель: Люди часто ходят в лес просто погулять и собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях, и вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить их дому.

Выходит Лесовичок и проводит с детьми закрепление правил поведения в лесу.

Ребята: Жить в земном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком

Шустрым бегает зверьком.

В облепихе кружит птицей

Скачем по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг.

7 часть.

Дети выходят на полянку. Клёпа собирается нарвать цветы (одуванчик, ромашку, ландыш). Не нравится – выкидывает.

Воспитатель: Клёпа, ты себя неправильно ведешь в лесу. Нельзя бесцельно рвать много цветов и выбрасывать их.

Дети танцуют с цветами.

Воспитатель: А какие растения можно назвать лекарственными? (подорожник – им хорошо лечить разбитые коленки. Его называют еще земным бинтом. Луговая ромашка – лучший доктор. Отвар из ромашки – когда болит горло. Мать-и-мачеха – это противовоспалительное средство, отхаркивающее средство при заболевании дыхательных путей).

Наши предки верили, что эти и другие растения спасают человека от разных бед и напастей. Знали они и полезные свойства многих цветов и трав, больных они лечили травяными бальзамами и настоями, чай из разных трав. Вот и мы с вами приготовим сегодня не только вкусный, но и полезный чай, заварим эти листья (малина, смородина, земляника, мята), зальем их кипятком и настоим. А пить будем после занятия и угостим наших гостей.

Заключительная часть.

Дети возвращаются в группу и подводят итог, что они узнали нового на занятии, делают выводы.

Ребенок читает стихотворение:

Где красота, там доброта

Их разлучить ничто не сможет.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

А нам без них не обойтись,

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по ознакомлению с природой, предметным и социальным окружением "Знакомство со свойствами воды"

Конспект по ознакомлению с природой, предметным и социальным окружением "Знакомство со свойствами воды" 1 младшая группа...

Конспект по ознакомлению с природой в младшей группе «Знакомство с водой»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по ознакомлению с природой  в младшей группе «Знакомство с водой»...

Конспект по ознакомлению с природой (образовательная область «познание - экология»), тема: «Жизнь диких животных весной»

Занятие «Жизнь диких животных весной» поможет: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;развивать умение уста...

Конспект по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (с 4 до 5 лет) Тема: «У медведя во бору»

Конспект по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (с 4 до 5 лет) Тема: «У медведя во бору»Задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать пре...

Конспект НОД ознакомление с природой.

Тема:"Спасём Черное море" ...

Конспект по ознакомлению с природой во второй младшей группе "Лесные животные".

Обогатить представления детей о лесных животных и их детенышах ( отмечать характерные признаки представителей животных. Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный слов...

Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект по  ознакомлению с природой в подготовительной группе  "Зимующие птицы"Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах.Задачи: Образовательные: р...