Поручения как форма организации труда в младшей группе.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Тимофеева Любовь Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию ещё один небольшой отчёт о моей повседневной работе по трудовому воспитанию.

 Ни для кого из Вас не секрет, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания человека. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе, о товарище, об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка ребенка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет дошкольника в группе. Под влиянием этого интереса, ребенок развиваться как личность, кроме того, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что в дальнейшем улучшает его адаптацию в обществе.

В прошлом учебном году я решила особое внимание уделить такой форме организации  детского труда, как поручения. Трудовые поручения я выбрала потому, что это достаточно  простая форма организации труда детей, но она имеет особое воспитательное значение, особенно  в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Дети младшего дошкольного возраста часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Тогда взрослые привлекают их к труду через различные поручения.

 Планируя работу, я столкнулась с информационной проблемой. Как оказалось, литературы, посвящённой проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста не так уж много. Как ни странно, много полезной информации я нашла в советском учебнике "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.

Итак, что же такое поручения? Изучив литературу по данной проблеме, я выяснила, что поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Я систематически включала детей в трудовые взаимоотношения ежедневно, в первой и во второй половине дня, тем самым воспитывая  у детей положительное отношение к трудовой деятельности. Но у нас всё-таки  преобладали индивидуальные трудовые поручения. Я старалась разнообразить деятельность детей. Разные виды поручений обязательно важны, т.к., при однообразном подходе к этой работе, у детей пропадает интерес вообще что-то делать.

Детки с удовольствием трудились. Научились многое делать.  Итогом нашей работы стал «Дневник добрых дел», в который в течение года я вклеивала фотографии детей, стихи, иллюстрации. Это для педагогов – поручения, труд,  а для детей  - добрые дела!

Поручения были разделены на 3 группы. Ниже описано содержание задачи трудовых поручений.

 

I.                    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом в помещении.

·                   Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование.

·                    Поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы).

·                    Протирать, мыть легко моющиеся игрушки.

·                    Отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки.

·                    Подготавливать рабочее место для ручного труда, по ремонту книг, коробок, для работы вместе с воспитателем.

·                    Расставлять стулья.

·                    Снимать грязные, развешивать чистые полотенца, раскладывать мыло в мыльницы.

·                    Относить и приносить предметы по просьбе взрослого.

·                    Помогать дежурным накрывать столы (полная сервировка).

·                    Помочь дежурным разложить материалы и оборудование на столы, подготовить их к занятию.

·                    По поручению музыкального руководителя разложить материалы и оборудование (убрать), подготовить к занятию для удобства пользования.

·                   Расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте по поручению педагога.

·                    Подготовить коробки с карандашами к занятию (вложить, которых нет, заменить поломанные, исписанные).

·                   Наполнять вазочки водой и расставлять в них цветы, веточки деревьев.

·                    Отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда).

Задачи:

1)                Развивать желание к повседневному труду, бережное отношение к игрушкам, оборудованию, материалам.

2)                Воспитывать гуманные чувства и положительные взаимоотношения между детьми.

3)                Воспитывать интерес к труду, стремление выполнять поручения старательно.

4)                Оказывать в процессе работы друг другу помощь, воспитывать отзывчивость.

5)                Развивать стремление к совместной деятельности, эмоциональное чувство общения.

6)                Вызвать стремление к устранению непорядка.

7)                Развивать старательность, активность, исполнительность, трудолюбие, начала общественного отношения к порученному делу.

8)                Воспитывать стремление трудиться на общую пользу, понимать значимость своего труда для других.

9)                Преодолевать застенчивость и скованность.

10)           Развивать дружные отношения.

11)           Воспитывать желание помогать товарищам в работе, работать дружно.

12)           Охотно выполнять поручения, трудиться для других.

13)           Развивать в работе внимательность, ответственность к поручению.

14)           Вызывать стремление создавать уют. Красоту в окружающей обстановке.

 

II.                Поручения, связанные с хозяйственным трудом на участке.

 

·                    Отбирать игрушки для игр на участке.

·                   Очищать игрушки от песка, мыть.

·                   Убирать игрушки (оборудования) после прогулки на место.

·                   Протирать скамейки.

·                   Расчищать дорожки от снега и делать постройки из снега.

Задачи:

1)                Воспитывать самостоятельность, заботливость о других.

2)                Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

3)                Воспитывать исполнительность.

4)                Воспитывать самостоятельность.

5)                Развивать начала ответственного отношения к делу.

6)                Проявлять в труде старание, активность, трудолюбие.

7)                Трудиться дружно, способствовать развитию радостных чувств от совместного общения.

8)                Формировать волевые качества.

9)                Воспитывать заботливое отношение к товарищам.

III.            Поручения, связанные с трудом в природе.

 

·                   Поливать растения.

·                   Протирать крупные и плотные листья растения влажной тряпочкой.

·                   Опрыскивать мелкие и крупные листья из пульверизатора.

·                    Собирать природный материал.

·                    Подкармливать птиц.

·                    Сеять крупные семена растений (сажать лук, луковичные многолетники).

·                    Поливать грядку, клумбу.

Задачи:

1)                Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием. Развивать любознательность.

2)                Воспитывать дружные взаимоотношения.

3)                Развивать наблюдательность, воспитывать любовь к живому, стремление ухаживать за живыми объектами.

4)                Вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно.

5)                Формировать у детей волевое участие. Проявлять аккуратность, старание, терпение.

6)                Вызывать радостные чувства в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу, дружно работать.

7)                Формировать волевое усилие, чувство удовлетворения от чистоты и порядка, умение работать, беречь свою одежду и обувь.

8)                Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью.

9)                Развивать наблюдательность, эстетическую отзывчивость.

10)           Проявлять заботу о растениях.

11)           Вызывать желание трудиться, развивать наблюдательность, воспитывать дружелюбие, стремление к совместной деятельности.

12)           Развивать желание трудиться сообща, старательно выполнять поручения, проявлять в процессе труда аккуратность.

Рекомендуемая литература:

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

 Иващенко Ф. И.   Труд и развитие   личности школьника. – М., 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)

О организации труда детей дошкольного возраста в детском саду....

Презентация для педагогов ДОУ "Виды и формы организации труда дошкольников"

Презентация "Виды и формы организации труда дошкольников" предназначена для педагогов ДОУ....

Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средств...

Дежурство, как форма организации труда детей

Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятель...

«Формы организации труда в ДОУ»

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Содержание труда реализуется в разных формах организации: пору...

Поручения, как форма организации труда детей

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений,главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Труд дeтeй...