Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа об осени"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; дать знания о  том, как назывались осенние месяцы в старину, какие перелетные птицы улетают осенью.  Учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы воспетое в стихах русскими поэтами. Закрепить правила поведения в лесу. Создавать эмоциональное настроение

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие

    в подготовительной к школе группе

    Беседа на тему «Осень»

    Программное содержание.

    Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; дать знания о  том, как назывались осенние месяцы в старину, какие перелетные птицы улетают осенью.  Учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы воспетое в стихах русскими поэтами. Закрепить правила поведения в лесу. Создавать эмоциональное настроение

    Дети сидят в группе полукругом, на стендах выставлены иллюстрации с изображение времен года.

    Воспитатель. Посмотрите, как много разных иллюстраций с изображением разных времен года я вам выставила. Но говорить мы будем только об одном времени года. А о каком – отгадайте загадку.

    Очень в гости к вам спешила
    И котомку прихватила.
    А в котомке той, ребятки,
    Игры, шутки и загадки.                

      Несу я урожаи,
                Поля вновь засеваю,
                    Птиц к югу отправляю,
                Деревья раздеваю,
                               Но не касаюсь сосен и елочек
        Я …..(осень)

    Да, это действительно осень.

    А найдите иллюстрации с осенней природой (дети находят, остальные воспитатель убирает).

    А давайте вспомним песню про осень (поют первый куплет песни «Про осень»_

    Воспитатель. А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

    Круглый год разделен на четыре части.
                                             - Как вы думаете почему?
                                             - Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

    У каждого времени года есть три сына:
                                              - Что это за сыновья?  (месяцы)
                                              - А как зовут сыновей Осени?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
          Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому :

    Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.  (поставить картинку)    

                             - Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)

                            - А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)

                            - А листопадник? (начинается листопад)

    -  Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник .(поставить картинку)

    -Как вы думаете, почему?        

    - А ноябрь называли  - подзимник, грудень, ворота зимы  

    - Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)

    - А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами) (Поставить картинку)

    Воспитатель  (подзывает всех детей к себе)

    - Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

                            - Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

                            - Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

                            - Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

                            - В октябре семь погод на дворе.

    Молодцы дети!!!

    Физминутка «Дует ветер нам в лицо»

    Воспитатель. Посмотрите на эти иллюстрации. Многие поэты писали стихи про это время года, воспевали красоту осени в своих стихах. Я сейчас прочитаю несколько стихотворений, а вы попробуйте определить, к какому периоду осени оно больше подходит и покажите иллюстрацию

    Осень наступила, высохли цветы,

    И глядят уныло голые кусты.

    Вянет и желтеет травка на лугах,
    Только зеленеет озимь на полях.

    Тучи небо кроет, солнце не блестит,

    Ветер в поле воет, дождик моросит.

    Зашумели воды быстрого ручья,

    Птицы улетели в дальние края.

       

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки елочки темнеют,
    А между кленами синеют в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца.

    Дети находят соответствующие иллюстрации.

    А сейчас еще одна загадка.

    Собрались в небо дружно,
    На юг лететь им нужно

    Далек их путь, мои друзья,
    Туда, где теплые края.

    -  Да, это птицы.

    - Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

    - Какие птицы улетают первыми? ( стрижи и ласточки, они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится меньше и меньше, им не хватает корма) Выставлять иллюстрации птиц.

    - Какие улетают чуть позже? (журавли, кукушки и грачи, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерно)

    - Какие птицы улетают последними? (гуси, утки и лебеди – пока водоемы не начнут замерзать, корма им хватает)

    Воспитатель.  - Когда видишь в небе стаи улетающих птиц, хочется сказать им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то , что деревья защищали от вредителей. Птицам ведь очень жалко расставаться со своими гнездами, со своими родными

    Ребята! Давайте поиграем в веселую игру.

    Проводится  игра на внимание и знание птиц «Птица - не птица.» 


    Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
    "А муха - это кто?"

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи...

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны.,

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    лебеди, куницы,
    Галки и стрижи,
    Чайки и моржи

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Сойки и ужи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чайки, пеликаны,
    Майки и орланы.
    Голуби, синицы,
    Цапли, соловьи,
    Окуни и воробьи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Утки, гуси, совы,
    Ласточки, коровы.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Палки и стрижи,
    Бабочки, чижи,
    Аисты, кукушки,
    даже совы-сплюшки,
    лебеди и утки -
    и спасибо шутке

    Знаете , ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

    Первый месяц – «Сентябрь» - ставим букву «С»

    Второй месяц – «Октябрь» - ставим букву   «О»

    Третий месяц -  «Ноябрь» - ставим букву    «Н»

    Давайте прочтем, что у нас получилось:

    С О Н

    это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)

    воспитатель:

    - Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

    И в нашем зале мы устроим
    Настоящий листопад.
    Пусть закружатся листочки
    И летят, летят, летят.

    А сейчас под музыку постараемся передать настроение осеннего листочка. Вы превращаетесь в разноцветные листья, падающие с дерева.

    Дети изображают падающие и летающие листья под музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь».

    Воспитатель читает в это время стихотворение.

    Озорники.

    Закружился надо мной,
    Дождь из листьев озорной,

    До чего же он хорош,

    Где такой еще найдешь?

    Без конца и без начала,

    Танцевать под ним я стала.

    Мы плясали, как друзья,
    Дождь из листиков и я.

    Л. Разводова.

    Но не всегда бывает хорошо на улице осенью. Бывает и плохая погода.

    Сейчас я вам загадаю загадки про осенние явления.

    • -  Неизвестно, где живет,

    Налетит, деревья гнет.

    Засвистит – по речке дрожь.

    Озорник, а не уймешь. (ветер)

    • --  Бредут мешки дырявые,

    И бывает иногда,

    Из мешков течет вода, Спрячемся получше

    От дырявой ….. (тучи).

    • --- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
      И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

    • Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

     Растворилось молоко — стало видно далеко. (туман)

      Громко стучит, звонко кричит, 
    А что говорит — не понять
    И мудрецам не узнать. (гром).

     Игра «Солнышко и дождик»

    Ребята, а зачем в лес ходят? (собирать грибы, ягоды, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы   и т. д)

    Существуют ли правила поведения в лесу, на природе? (Да)

    Давайте сейчас мы с вами вспомним эти правила.

    Показ презентации «Правила поведения в лесу»

     Рефлексия. После просмотра воспитатель  просит детей рассказать: что мне было интересно на занятии, какие чувства я испытывал, кому и чем помог на занятии?.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ННОД в подготовительной к школе группе по теме "Осенняя мозаика"

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Осенняя мозаика» в соответствии с ФГОС...

    Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

    Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Госпожа Осень». Соответствует ФГОС.

    Это занятие познакомит детей с русским народным костюмом. Формирует ручное умение при использование ласкутков ткани. Развивает творчество, фантазию, чувство цвета....

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»Задачи:Образовательные:·         обобщить представления детей об осени как времени года, ее при...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Волшебное осеннее дерево» с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск смятой бумагой, чай и опилки)

    Цель: учить детей самостоятельно в определенной последовательности, создавать осенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («чай и опилки», «смятая бумага&raq...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".

    Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...