Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа об осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; дать знания о  том, как назывались осенние месяцы в старину, какие перелетные птицы улетают осенью.  Учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы воспетое в стихах русскими поэтами. Закрепить правила поведения в лесу. Создавать эмоциональное настроение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

в подготовительной к школе группе

Беседа на тему «Осень»

Программное содержание.

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; дать знания о  том, как назывались осенние месяцы в старину, какие перелетные птицы улетают осенью.  Учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы воспетое в стихах русскими поэтами. Закрепить правила поведения в лесу. Создавать эмоциональное настроение

Дети сидят в группе полукругом, на стендах выставлены иллюстрации с изображение времен года.

Воспитатель. Посмотрите, как много разных иллюстраций с изображением разных времен года я вам выставила. Но говорить мы будем только об одном времени года. А о каком – отгадайте загадку.

Очень в гости к вам спешила
И котомку прихватила.
А в котомке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.                

  Несу я урожаи,
            Поля вновь засеваю,
                Птиц к югу отправляю,
            Деревья раздеваю,
                           Но не касаюсь сосен и елочек
    Я …..(осень)

Да, это действительно осень.

А найдите иллюстрации с осенней природой (дети находят, остальные воспитатель убирает).

А давайте вспомним песню про осень (поют первый куплет песни «Про осень»_

Воспитатель. А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

Круглый год разделен на четыре части.
                                         - Как вы думаете почему?
                                         - Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

У каждого времени года есть три сына:
                                          - Что это за сыновья?  (месяцы)
                                          - А как зовут сыновей Осени?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
      Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому :

Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.  (поставить картинку)    

                         - Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)

                        - А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)

                        - А листопадник? (начинается листопад)

-  Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник .(поставить картинку)

-Как вы думаете, почему?        

- А ноябрь называли  - подзимник, грудень, ворота зимы  

- Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)

- А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами) (Поставить картинку)

Воспитатель  (подзывает всех детей к себе)

- Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

                        - Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

                        - Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

                        - Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

                        - В октябре семь погод на дворе.

Молодцы дети!!!

Физминутка «Дует ветер нам в лицо»

Воспитатель. Посмотрите на эти иллюстрации. Многие поэты писали стихи про это время года, воспевали красоту осени в своих стихах. Я сейчас прочитаю несколько стихотворений, а вы попробуйте определить, к какому периоду осени оно больше подходит и покажите иллюстрацию

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.

Тучи небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птицы улетели в дальние края.

   

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Дети находят соответствующие иллюстрации.

А сейчас еще одна загадка.

Собрались в небо дружно,
На юг лететь им нужно

Далек их путь, мои друзья,
Туда, где теплые края.

-  Да, это птицы.

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

- Какие птицы улетают первыми? ( стрижи и ласточки, они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится меньше и меньше, им не хватает корма) Выставлять иллюстрации птиц.

- Какие улетают чуть позже? (журавли, кукушки и грачи, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерно)

- Какие птицы улетают последними? (гуси, утки и лебеди – пока водоемы не начнут замерзать, корма им хватает)

Воспитатель.  - Когда видишь в небе стаи улетающих птиц, хочется сказать им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то , что деревья защищали от вредителей. Птицам ведь очень жалко расставаться со своими гнездами, со своими родными

Ребята! Давайте поиграем в веселую игру.

Проводится  игра на внимание и знание птиц «Птица - не птица.» 


Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке

Знаете , ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц – «Сентябрь» - ставим букву «С»

Второй месяц – «Октябрь» - ставим букву   «О»

Третий месяц -  «Ноябрь» - ставим букву    «Н»

Давайте прочтем, что у нас получилось:

С О Н

это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)

воспитатель:

- Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

И в нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.

А сейчас под музыку постараемся передать настроение осеннего листочка. Вы превращаетесь в разноцветные листья, падающие с дерева.

Дети изображают падающие и летающие листья под музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь».

Воспитатель читает в это время стихотворение.

Озорники.

Закружился надо мной,
Дождь из листьев озорной,

До чего же он хорош,

Где такой еще найдешь?

Без конца и без начала,

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья,
Дождь из листиков и я.

Л. Разводова.

Но не всегда бывает хорошо на улице осенью. Бывает и плохая погода.

Сейчас я вам загадаю загадки про осенние явления.

  • -  Неизвестно, где живет,

Налетит, деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (ветер)

  • --  Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда,

Из мешков течет вода, Спрячемся получше

От дырявой ….. (тучи).

  • --- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

  • Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

 Растворилось молоко — стало видно далеко. (туман)

  Громко стучит, звонко кричит, 
А что говорит — не понять
И мудрецам не узнать. (гром).

 Игра «Солнышко и дождик»

Ребята, а зачем в лес ходят? (собирать грибы, ягоды, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы   и т. д)

Существуют ли правила поведения в лесу, на природе? (Да)

Давайте сейчас мы с вами вспомним эти правила.

Показ презентации «Правила поведения в лесу»

 Рефлексия. После просмотра воспитатель  просит детей рассказать: что мне было интересно на занятии, какие чувства я испытывал, кому и чем помог на занятии?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный мир осени»

Конспект открытого интегрированного  занятия в подготовительной к школе группеТема: «Волшебный мир осени»Воспитатель: СухоруковаМарина АлександровнаПрограммное содержание:...

Конспект ННОД в подготовительной к школе группе по теме "Осенняя мозаика"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Осенняя мозаика» в соответствии с ФГОС...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Госпожа Осень». Соответствует ФГОС.

Это занятие познакомит детей с русским народным костюмом. Формирует ручное умение при использование ласкутков ткани. Развивает творчество, фантазию, чувство цвета....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Волшебное осеннее дерево» с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск смятой бумагой, чай и опилки)

Цель: учить детей самостоятельно в определенной последовательности, создавать осенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («чай и опилки», «смятая бумага&raq...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".

Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по теме «Волшебное осеннее дерево» (нетрадиционные техники рисования)

Цель: учить детей самостоятельно в определенной последовательности, создавать осенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («чай и опилки», «смятая бумага&raq...