"Кладовая земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кудабаева Сандугаш Слямовна

Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kladovaya_zemli.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

"Кладовая Земли"

подготовительная группа

Программное содержание: 

  • Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых.
  • Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.
  • Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.
  • Знакомство детей с новым ископаемым: пемза.
  • Познакомить с природным явлением  - вулкан.
  • Продолжать совершенствовать умения детей  включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания своего мнения.
  • Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
  • Развивать аккуратность и взаимопомощь.

Предварительная работа:

  • Чтение сказа П.Бажова «Медной горы хозяйка»,
  • Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф.Кривину;
  • Дидактические игры: «Определи, какой знак», «Определи на ощупь», игры со схемами и др.;

 Беседы:

  • «Какие бывают камни?»,
  • «Как образуются камни?».

Словарная работа:

  • Полезные ископаемые
  • вулкан,
  • пемза.

Оборудование: 

  • Лупы
  • Пемза
  • Галька
  • стаканы с водой
  • модель вулкана
  • кувшин.

Методы и приёмы: 

  • Организационный момент.
  • Д/игра «Живое не живое».
  • Д/игра «Твёрдое, жидкое, газообразное».
  • Экспериментирование.
  • Физминутка.
  • Сюрпризный момент.
  • Итог.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, поздоровайтесь с гостями.  Теперь вспомним наш девиз:

 С голубого ручейка начинается река

 А занятие начинается с улыбки.

Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.  

-  Ребята, скажите мне, что нас окружает?  (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).

— Правильно, я проверю ваши знания  на примере игры.

«Живое не живое».

Воспитатель. Я буду называть разные объекты природы, а вы  поднимаете руки  - если живое, а если неживое - руки остаются в исходном положении.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы уже говорили?

(Песок,  каменный уголь, соль, мел, нефть).

- Для чего используется песок? Уголь? Соль? Нефть?

- Какие полезные ископаемые добываются в нашем регионе? (Нефть, торф, газ, песок).

-Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какие виды полезных ископаемых существуют? (Твердые, жидкие, газообразные).

Назовите мне твёрдые ископаемые. (Уголь, торф, соль и т.д.).

Назовите жидкие. (Нефть).

Назовите газообразные. (Газ).

- А теперь давайте поиграем ещё в одну игру «Твердое, жидкое, газообразное»

«Твердое, жидкое, газообразное»

«Твердое» - дети становятся в круг, взявшись за руки. «Жидкое» - двигаются друг за другом – ручейки. «Газообразное» – разбегаются.

Молодцы ребята,  сейчас я предлагаю вам вновь превратиться в учёных и пройти в нашу  научную лабораторию.

Экспериментирование.

(На столе стоят миски с водой, речная галька  и кусочки пемзы на каждого ребенка, лупы).

Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой? (Если дети затруднятся ответить, что это пемза, то назвать его). Предлагаю вам немного пофантазировать. Как вы думаете, чем пахнут камни? Можете взять в руки и понюхать. (Дети нюхают и делятся своими ощущениями.)

Воспитатель: А мне кажется, что галька пахнет морем, а пемза— землей. Почему? (Галька привезена с моря, а пемзу добыли из-под земли).

Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Пемза - камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем. Возьмите в руку гальку, что вы видите? Какая она на ощупь? (Гладкая, ровная, твердая.)

А теперь пемзу. Какая она? (Шершавая, неровная, колючая, пористая.) Постучите пемзой друг об друга, какой вы слышите звук? (Глухой, тихий.)

 А теперь постучите галькой. (Звук звонкий, громкий.)

Давайте потрем камни друг об дружку, то же самое проделайте с пемзой. Что происходит? (пемза крошится, а галька нет). 

Давайте рассмотрим их под лупой. (Дети рассматривают их под лупой).

Воспитатель: Отличаются они? Чем?

Дети: В пемзе очень много дырочек.

Воспитатель: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

Дети: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Воспитатель: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой.

 Есть ли пузырьки?

Плавает или тонет пемза?

Почему?

А обычный камешек?

Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.        В камне дырочек нет, он тяжелее пемзы, поэтому он затонул.

Воспитатель: Характерная черта пемзы - пористость. Кусочки пемзы напоминают застывший поролон или синтетическую губку. Воздуха в ее застывших пузырьках бывает так много, что куски пемзы не тонут в воде. Она появляется на свет в результате вулканической деятельности. Натуральная пемза, как природный  материал используется при строительстве, ею шлифуют дерево, даже металлы. Его используют и как лечебное средство, из пемзы готовят лечебный порошок, который обладает  отхаркивающим действием.

Традиционный метод - использование кусочков пемзы в качестве терок для очищения кожи пяток и стоп. Я думаю у каждого из вас, в ванной комнате, есть пемза.  Им же можно делать массаж. Вот сколько нового мы узнали о пемзе.

Теперь немного отдохнём.

Физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагаем)

Много камешков нашли.

Присели (сели), собрали (встали)

Дальше пошли.

Дети прошли и сели на место.

(В это время, раздаются какие – то шорохи)

Воспитатель: Что такое? Ребята, вы слышали? (В это время опять слышен шум и он слышится из кувшина, стоявшего на столе. Воспитатель обращает внимание на необычный кувшин).

- Откуда же взялся такой необычный кувшин? И какой-то пыльный. Вытирает пыль с кувшина. Звучит таинственная музыка, слышен голос:

Джинн: Приветствую вас, о прекрасные и мудрые дети!

Воспитатель: Да кто же это?

Джинн: Я - апчхи! - из этого сосуда. Перед вами всемогущий и прославленный джинн Гасан Абдурахман ибн Хоттаб, для вас просто Хоттабыч.

Воспитатель Хоттабыч?

Джинн: Хоттабыч. Я, несчастный джинн, прогневал самого Сулеймана ибн Дауда, который повелел заключить меня в этот глиняный сосуд. Он был запечатан, а вы выпустили  меня. Да продлятся ваши дни! О, я несказанно счастлив, познакомиться с вами! Пока сидел в кувшине узнал много интересного. За то, что вы освободили меня,  я вам покажу сюрприз. Вы говорили про пемзу, что это камни вулканического происхождения. А сам вулкан вы видели?

Дети: Нет, только на картинках.

Джинн: Очень хорошо, мои маленькие друзья, значит мой сюрприз будет кстати. Что перед вами находится?

 Дети: Гора.

Джинн: Это не просто гора. Это вулкан. Сейчас он спит, хотите его разбудить?

Воспитатель: Конечно, а это не опасно?

Джинн: Если вы будете соблюдать необходимые правила, делать только то, что в описании, то нет.

Воспитатель: Ну что ребята, попробуем разбудить вулкан? Знакомится с описанием опыта. Показывает детям карточку, которая обозначает, что опыт проделывает только взрослый.

Сюрпризный момент.

Воспитатель  проводит опыт (заранее наполнить бутылку внутри вулкана водой почти доверху; насыпать в бутылку пищевой краситель (красный); налить несколько капель любого жидкого моющего средства; добавить 2 столовые ложки соды). Медленно влить в бутылку уксус. Начнется "извержение".

Джинн: Понравился мой сюрприз?

Дети: Да.

Джинн:  Ну а мне пора, спасибо вам ещё раз ребята. (Слышится звук ветра и тишина).

Воспитатель: Ну, вот и всё ребята, джинн улетел, а вам пора возвращаться в группу. Вы сегодня хорошо потрудились. Кому мы помогли? (Джинну)

Что было самое интересное, запоминающееся?

С каким новым ископаемым вы сегодня познакомились? (Пемзой).

И я уверена ребята, что когда вы станете взрослыми, кто-то из вас обязательно откроет новое месторождение нашего края. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Кладовая земли"

Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"

Раздел "Познание".  Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием че...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....

Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"

Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...