НОД по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

  Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии  в средней  группе   на тему: «Дикие животные зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologiii.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии  в средней  группе   на тему: «Дикие животные зимой»

Составила:  воспитатель 1 квалификационной категории  МБДОУ № 78  Насифуллина Л.П.

         Этапы работы

                                         Содержание этапа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Программное содержание.

Предварительная работа с детьми.

Дидактическое  обеспечение НОД:

1.наглядный демонстрационный материал.

2.лексический материал.

Структура НОД.

Организация детей.

Ход:

1.Вводная часть.

2.Основная часть.

3. Заключительная часть.

Уточнить  представления детей о времени года - зима.  Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни диких животных, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов),  как передвигаются.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным и прилагательных к существительным в словообразовании. Закрепить полученные знания в  работе на листе бумаги                     ( ориентирование на плоскости).

Воспитывать интерес  к животному миру, бережное отношение к природе.

Рассматривание  иллюстраций по теме «Дикие животные», отгадывание загадок о животных.

Иллюстрации с изображениями диких животных; изображение зимнего леса с жилищами животных (дупла на дереве, норы лисицы, берлоги медведя, логова волка, кустов).

1.Вводная часть.

Цель - Создание интереса , эмоционального настроя к НОД  по экологии , ознакомлению с жизнью диких животных.

1.Вводная беседа. Обращение к имеющимся знаниям детей.

2.Упражнять в словообразовании (прил.+сущ.)

2.Основная часть

Цель – Реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

1.Загадывание загадок о диких животных.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседа о жизни диких животных зимой «Кто как зиму проводит».

4.Игра « Кто кем будет?»- усвоить названия детенышей животных.

5. Физминутка «Кто как передвигается».

6. Игра «Угадай и повтори» - упражнять в словообразовании (подбор существительных к прилагательным).

7.Работа на листе бумаги.

3.Заключительная часть.

Цель – Подвести итог НОД.

Сидя полукругом на стульях, перемещаясь  за воспитателем по группе.

Восп-ль: Ребята, сегодня  мы с вами отправимся на прогулку в лес. И всю прогулку  мы будем стараться говорить правильно, четко отвечая на вопросы. А чтобы попасть в лес надо  отгадать загадку.

 Белые шапки на белых березах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза

По белому лесу на лыжах бегу.

О каком времени года  говорится в загадке? (зима)

- А сейчас, пользуясь иллюстрациями (на доске) ответьте на вопросы.

Зима  (какая?)  (холодная, белая, снежная)

Снег (какой?) (рыхлый, липкий, белый, блестящий)

Мороз (какой?) (трескучий, сильный, жгучий)

Ветер (какой?) (сильный, холодный, пронизывающий)

Деревья (какие?) (голые, сонные)

Дни (какие?) (короткие, холодные, ясные)

Восп-ль вместе с детьми проговаривает все прилагательные, обобщает ответы детей.

-Молодцы, хорошо справились с заданием. Идем дальше.

  Сегодня мы погостим  у животных, живущих в природе.

Это животные, о которых не заботятся люди, им очень трудно жить, их нельзя обижать, им нужно помогать, подкармливать.

Такие животные называются дикими.

-Дикие животные.

Ну, слушайте  загадку о первом лесном жителе.

-Косоглазый, маленький

В белой шубке, в валенках.

-Правильно, заяц. Какой он: голова, уши, лапки, хвостик.

Восп-ль обобщает.  На маленькой голове длинные уши, чтобы слышать о приближающейся опасности. Длинные задние лапки, чтобы убегать от врагов и очень  маленький хвостик, наверное, чтобы лиса или волк не смогли поймать его за хвост.

-Как можно сказать о зайце, какой он?

-Беленький, трусливый, длинноухий.

-А, как же заяц проводит зиму, где он живет? (ответы детей).

Восп-ль: к зиме зайчик побелел, шубку белую надел, очень трудно ему бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питается  заяц корой  деревьев, замерзшими ягодами, что найдет, то на пользу ему идет.

-Где живет заяц? ( Под кустом)

-Давайте посадим нашего знакомого зайца вот под этот куст.

Слушайте следующую загадку.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

-Правильно, это волк. Расскажите, какой он?

Восп- ль обобщает  ответы детей.

Серый, худой, злой, голодный, с облезлым хвостом.

-Как  зимует волк, где живет? (ответы детей).

-Зимой ему живется  очень трудно, еды не хватает, волк голодает, и потому становится худым и злым. А дом волка называется «логово».

Восп-ль остановился у кустов, рядом с норой.

-Ребята, вам не показалось, что в кустах будто пробежал какой- то зверь?

-Рыжая, с пушистым хвостом  

Живет  в лесу под кустом.

-Конечно, это лиса. Кто хочет  рассказать о лисе?

-Красивая, рыжая, с большим пушистым хвостом, с хитрой мордой, ходит на четырех лапах, крадучись, высматривая добычу, Своим хвостом  заметает свои следы.

-Как  готовится  к зиме, как зимует лиса?( ответы детей)

Восп-ль: Запасов на зиму не готовит, одевается  в теплую  зимнюю шубку. Живет в норе, под кустом.

-Посадим  красавицу возле норы, под кустом.

-Ребята, а что это за большой снежный сугроб? Ничего он вам не напоминает?

-Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под  вьюжный  вой

Спит в избушке снеговой.

-Кто желает описать медведя?

-Большой, бурый, лохматый, неуклюжий, С большим туловищем , на большой голове маленькие уши; огромные лапы с большими когтями и маленький хвост.

-Кто напомнит, как называется дом медведя? (Берлога)

-Как вы думаете, медведь готовит  берлогу к зиме?

-Конечно, утепляет травой, мхом, ветками.

-Ребята, а можем ли мы, гуляя по зимнему лесу встретить медведя? (ответы детей)

- Конечно,  нет. Медведь с осени много ест и много пьет - так он копит жир, запасается на зиму.

Зимой медведю одна работа - крепко спать и ждать весны.

(Иллюстрацию медведя - к берлоге)

-Пойдемте, ребята, дальше.

-Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу.  (Белка)

-Рассмотрим и опишем белку.

Восп-ль обобщает:  Красивая, нарядная, ловкая, быстрая, с красивым хвостом. Грызет  орешки, держа их в передних лапках.

-А кто знает, не мешает ли белке передвигаться  такой большой и пушистый хвост?

-Большой, пушистый хвост  не мешает, а даже помогает белке  прыгать с дерева на дерево.

-Как белка готовится к зиме, где живет?

-Всю осень белка готовится к зиме. Домик свой  утепляла, пуха, соломки туда натаскала и припасы себе готовила - орехи, грибы, ягоды, чтобы зимой не голодать.

-А как же называется  домик белки, и где он располагается?

-Дупло, в больших деревьях. ( Дупло)

Повторили.

-Посадим  нашу белочку в дупло.

-Молодцы! А теперь покажите кто, как передвигается .

Заяц - прыгает.

Волк - бежит.

Медведь - вразвалочку.

Белка - прыгает.

Лиса – крадется.

-Молодцы, правильно показали все движения.

-Ребята, у всех наших знакомых диких животных есть детеныши. Поиграем  в игру «Кто кем будет?»

-Лисенок будет…лисой.

-Волчонок будет…волком.

-Медвежонок будет… медведем.

-Бельчонок будет… белкой.

-Зайчонок будет… зайцем.

-Молодцы, ребята! Вы очень точно, правильно  подбирали слова, четко отвечали на вопросы. А теперь выходим из зимнего леса, высоко поднимая колени.  Отдохнем и немного порисуем.

На ваших столах лежат листочки  бумаги и цветные карандаши. Делим лист на четыре части. В правом верхнем углу  нарисуйте того, кого мы не можем встретить в зимнем  лесу.  В левом нижнем – того, кто живет под кустом. В правом нижнем углу нарисуйте того, кто живет в доме под названием  « логово».

И у вас осталась одна клеточка, где она располагается на вашем листочке? ( Левый верхний угол) Нарисуйте  там  белкины припасы на зиму.

 Молодцы, ребята, все справились с заданием.

А, давайте вспомним, что же мы говорили о диких животных.

Игра «Угадай и повтори».

Злой, голодный, серый…волк.

Трусливый, длинноухий…заяц.

Рыжая, хитрая…лиса.

Большой, неуклюжий…медведь.

Рыжая, маленькая, быстрая… белка.

-Сегодня мне очень понравилось, как мы погуляли. Узнали много нового и интересного  о жизни диких животных зимой. Я уверена, что вы будете беречь природу, не станете обижать животных. Все знания эти вам пригодятся в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...