система работы по ознакомлению с животными в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Абросичкина Наталья Алексеевна

первичные представления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_oznakomleniya_s_zhivotnymi.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ознакомления с животными (первичные представления) в  средней группе.

Начиная со средней группы знакомство с животными сделали «направленными», т.е. формировали конкретно направленные представления об отдельных видах животных, рассказывали  в какой среде живёт каждое конкретное животное. С этой целью проводили  и повседневные наблюдения, и специальные занятия. Для наблюдений использовали  любую возможность, которая представилась воспитателю. Особенно важными являлись наблюдения за кроликами, козой, коровами в летние время, когда детям можно было показать многие их особенности, как домашних животных.

Знакомство с животными на занятиях в этот период проходили примерно по такому плану:

С домашними животными

С дикими животными

  • Рассматривание внешнего вида животного; выделение отдельных частей тела; определение его формы размера; чем (какого цвета) покрыто тело животного.
  • Определение  поведения животного; двигается или неподвижна; если двигается, то как (ходит, бегает, прыгает и т.д.); разрешает до себя  дотрагиваться или  нет.
  • Где живёт, кто построил для него помещение.
  • Чем и как питается, от кого получает корм.
  • Подведение животного под категорию домашнего на основе сообщенных на занятии признаков.

  • Особенности  внешнего вида  животного; выделение отдельных частей тела; определение его формы размера; чем (какого цвета) покрыто тело животного.
  • Особенности поведения (если знакомство идёт с живым объектом).
  • Где и как живёт животное,  определяется место обитания (в лесу, на деревьях,  на земле, в болоте, в почве и т.д.); называется жилище животного (гнездо,  нора, логово, дупло и т.д.).
  • Чем питается и как  добывает себе корм  летом, как ведёт себя и чем  кормится с приходом зимы.
  • Как относится  к человеку в условиях естественного окружения.
  • Подведение животного под категорию дикого на основе сообщенных на занятии признаков.

Главной зависимостью, определяющей возможность существования животных, как и всех других живых существ, является их неразрывная связь с внешней средой. У каждого живого существа имеются определённые жизненно важные потребности. Удовлетворить их можно только посредством  контакта с внешней средой. Однако домашние и дикие животные удовлетворяют свои потребности в принципиально различной внешней среде.

Домашние животные делают это при помощи людей. Они живут в среде, созданной человеком и в большей степени организованной. Многовековая практика одомашнивания наложила на внешний облик поведение и образ жизни домашних животных. Они сильно изменились: перестали бояться человека, подпускают его к себе, позволяют ему производить с собой те или иные действия (доить, запрягать и т.д.). Размеры, формы, пропорции, а также окраска животных в пределах одного вида приобрели большое многообразие (примером могут служить породы собак). Изменилось также строение частей тела (рогов, ушей, хвоста). Очень важным моментом является то, что все домашние животные обрели возможность размножаться в условиях, созданных человеком.

            В отличии от домашних, дикие животные живут в естественной среде и сами без помощи человека заботятся об удовлетворении своих потребностей. Они хорошо приспособлены к условиям, в которых живут. Их строение, поведение, образ жизни, как нельзя лучше соответствуют среде обитания.

             Работа над формированием у детей обобщённого представления о диких животных проводилась аналогичным образом, но в более замедленном темпе, т.к. само понятие «дикие животные» по некоторым существенным признакам сложнее, чем понятие «домашние животные».

             К наиболее существенным признакам диких животных относятся следующие:  дикие животные живут самостоятельно (а не вместе с человеком) в определённых природных условиях, они боятся человека; животные (особенности строения их тела, поведение) хорошо приспособлены к условиям в которых живут; они могут приручаться и жить вместе с человеком.

             Для нормального существования и удовлетворения потребностей дикому животному необходимы совершенно конкретные природные условия .
           В отличии от домашних животных, для которых  человек создаёт схожие  одинаково надежные условия, различные виды  диких  животных  нуждаются в разных и порой совершенно несхожих условиях (для белки нужен лес, для крота – подходящая почва и т.д.).  Это происходит потому, что любое дикое животное хорошо  приспособлено только  к тем условиям, в которых живёт.  Обитая среди постоянных опасностей, дикие животные становятся пугливыми, настороженными или даже агрессивными.  Они с недоверием относятся ко всему незнакомому. Человек в этом  плане не является для них исключением. Но некоторые животные могут ужиться  с человеком. В отдельных случаях они даже приручаются.

             На первый взгляд прирученные дикие животные ничем не отличаются от домашних. Но сходство  это обманчиво. Как  правило, почти полностью сохраняются признаки  диких сородичей.  Они по-прежнему  с недоверием  относятся к человеку (а порой проявляют  агрессивность),  меняют окраску в зависимости от сезона,  запасают корм,  впадают  в спячку   или  оцепенение,  хотя  все это не имеет значения в условиях,  созданных  человеком.                                                        

                Ребята с удовольствием изображали  животных в рисунках, лепке, аппликации. Хорошо, если появится игрушка, изображающая знакомое животное.      

При посещении зоопарка детям среднего дошкольного возраста организовывали три наблюдения, каждое продолжительностью 20-25 минут, с отдыхом между ними 10-15 минут. Через 2-3 дня после посещения зоопарка, когда впечатления от увиденного ещё  свежие,  старались расширить представления детей о животных. Для этого подбирали художественную литературу, в которой освещаются особенности поведения или внешнего вида животных, увиденных детьми в зоопарке, читали биологические сведения о них. Оживив в памяти детей приятные воспоминания, читали или рассказывали сказку, стихотворение, в которых говорится об этом животном. Давали сведения о природоохранном назначении зоопарков.    

Чтобы закрепить полученные представления и повысить интерес детей, в процессе занятий и наблюдений, использовались небольшие литературные произведения: А. Барто, «Пёс», Р. Селянина «Наш котёнок», О. Высотская «Корова», К. Чуковский «Крики животных», М. Клоков «Белые гуси», а также рассказы К. Д. Ушинского. Широко применялось чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

При таком знакомстве у детей средней группы формировался ряд чётких, конкретных, но уже направленных представлений.

В средней группе рекомендуется чтение такой литературы о дикий животных:  Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», « Лисята»; Г. Цыферов «В медвежий час», обр. Булатова « лисичка-сестричка и серый волк», обр. И. Соколова - Микитова  « Зимовье» и др.                                    

При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту. Общение детей с природой – это взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не только интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

Конспект НОД по ознакомлению с домашними животными «Котёнок» (средняя группа)

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних и диких животных.Задачи: Учить детей узнавать котенка, выделять некоторые особенности внешнего вида, познакомить с особенностями поведения. Дать ...

Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.

Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера....

Конспект организованной образовательной деятельности «Дикие животные в осеннем лесу» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с природой) в средней группе

Программное содержание:1. Дать детям представления о жизни диких животных поздней осенью- учить замечать изменения в жизни животных поздней осенью;- формировать интерес к окружающей природе.2. Продолж...

КТП по теме : "Весенние работы на приусадебных участках. Животные водоемов". Средняя группа

Цели проекта: уточнить знания детей о труде людей весной.Задачи: Расширять представления об орудиях труда. Систематизировать знания о процессе посадки. Формировать практические навыки посадки растений...

Система работы по ознакомлению детей средней группы с миром диких животных

Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро стоит вопрос: «Быть или не быть человеку на земле?» Люди должны понимать прямую связь между существованием животных, растений и благополу...