Конспект НОД «Вода и ее свойства» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фазлова Нурия Растямовна

Программное содержание

 

Образовательные

·                   Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

·                   Обогащать представления о воде, ее ценности и значении, свойствах.

·                   Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям

 

Развивающие

·                   Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

·                   Поддерживать стремление узнавать новое о свойствах и качестве воды через опытно-исследовательскую деятельность.

·                   Развивать активность в познавательной деятельности; стремление по собственной инициативе наблюдать, экспериментировать, выдвигать  проблемы, проявлять сообразительность в процессе их решения.

·                   Развивать коммуникативные навыки детей.

 

Воспитательные

·                   Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

·                   Воспитывать желание сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_-_fazlova_n.r.doc947.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Вода и ее свойства» в старшей группе.

Автор разработки Фазлова Нурия Растямовна воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад « 3 комбинированного вида»

Программное содержание

Образовательные

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  • Обогащать представления о воде, ее ценности и значении, свойствах.
  • Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям

Развивающие

  • Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
  • Поддерживать стремление узнавать новое о свойствах и качестве воды через опытно-исследовательскую деятельность.
  • Развивать активность в познавательной деятельности; стремление по собственной инициативе наблюдать, экспериментировать, выдвигать  проблемы, проявлять сообразительность в процессе их решения.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
  • Воспитывать желание сотрудничества.

Используемый материал:

Глобус

Модель Земли (круг, 3/4части которого заштрихована)

Символическое изображение Марьи - Искусницы в разных эмоциональных настроениях (от сильно расстроенного до радостного)

Цветные кружочки для обозначения настроения

Трехлитровая банка с водой

Стакан

Пипетка

Тарелочка для 3-х капель воды из пипетки

Стаканы с водой для каждого ребенка

Монетки для каждого ребенка

Тарелочки  для каждого ребенка

Символы  капелек из картона

Таз

Кувшин с водой

Лодочка

Трубочка

Лягушка – игрушка

Салфетка

Карточки на согласование существительных с прилагательными (вода и велосипед – водный велосипед, звезды и небо – звездное небо,  дерево и мост – деревянный мост, цветы и поляна – цветочная поляна, гриб и дождь – грибной дождь  и т.д.)

Схема для составления рассказа о воде

     

  Ход НОД.

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня, когда я шла к вам, мне передали письмо. Давайте вместе вскроем конверт и узнаем, что там. Воспитатель вскрывает конверт перед детьми и читает письмо: «Дорогие дети Марья  -  Искусница попала в беду. Морской  царь унес ее в свое подводное царство и заколдовал. Теперь она совсем не смеется, а только плачет и плачет. Расколдовать ее можете только вы. Пожалуйста, помогите!».

Воспитатель: 

- Здесь еще и «фотография». Давайте рассмотрим ее.

- Что можно сказать о настроении Марьи – Искусницы,  какое оно? (Грустное, печальное, тоскливое…)

Воспитатель: 

- Перед вами кружочки разных цветов. Какой цвет соответствует ее настроению? (Темно- коричневый)

- Приложите этот кружок к «фотографии» Марьи – Искусницы. Дети выполняют инструкцию логопеда.

Воспитатель: 

- Ребята, я думаю, мы с вами не оставим Марью – Искусницу в таком настроении? Вы готовы ей помочь? Тогда, начнем!

Чтобы разрушить чары Морского царя, мы должны побольше узнать о его царстве, т.е о воде.

Воспитатель: 

- Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета на глобусе больше, чем остальных? (Синего)

- Как вы думаете, что обозначено синим цветом? (Вода)

- Вода составляет ¾ части нашей планеты, а суши на Земле лишь ¼ часть.

Воспитатель выставляет символическое изображение Земли (круг, разделенный на 4 части, ¾ из которых заштрихованы) Посмотрите, это символ Земли. Земля круглая. Штрихом отмечена ее водная часть, а без штриха – суша.

- Сколько частей на Земле занято водой? (3/4 части)

- Сколько частей остается для суши? (1/4 часть)

- Как вы думаете, всю ли воду, которая есть на Земле, можно употреблять в пищу? (Нет, не всю)

Воспитатель: 

- Да, действительно, не всю воду мы можем использовать в пищу.

Воспитатель подходит к столу, где стоят трехлитровая банка с водой, стакан, пипетка, тарелка.

- Представьте себе, что всю воду Земли, и соленую, и пресную,  мы поместили в трехлитровую банку.  Но пресной воды здесь всего лишь небольшая часть. Один стакан.

Воспитатель отливает из банки в стакан воду.

- Сколько пресной воды в трехлитровой банке? (один стакан)

- Как я сказала про воду, которая в стакане, какая она? (Пресная)

- Какая вода осталась в банке? (Соленая)

Воспитатель: 

- Но и пресную воду всю употреблять в пищу нельзя, т.к. это и чистая, и грязная  вода. Чистой воды, которую можно пить, здесь всего три капли. Воспитатель набирает в пипетку воду из стакана и капает три капли в тарелку.

- Какая вода в пипетке, если ее можно пить? (Питьевая)

- Сколько капель питьевой воды в трехлитровой банке? (Три)

Воспитатель предлагает детям присесть к столам, за которыми стаканы с водой, монеты баночки.

Воспитатель: 

- У каждого из вас на столе стаканы с водой. Отпейте по одному глотку воды. Дети выполняют инструкцию логопеда.

- Есть ли вкус у воды? Воспитатель выкладывает на фланелераф модель в виде капельки, указывающий на определение вкуса воды. (Нет)

- Понюхайте воду и скажите, есть у воды запах? Воспитатель выкладывает на фланелераф модель в виде капельки, указывающий на определение запаха  воды. (Вода без запаха)

- Опустите в стакан с водой монету. Что вы видите на дне стакана?

- Есть ли цвет у чистой  воды? Воспитатель выкладывает на фланелераф модель в виде капельки, указывающий на определение цвета воды. (Вода без цвета)

- Итак, что мы узнали о воде? (Вода занимает ¾ части Земли, она соленая и пресная)

- Какая она,  вода? (Без вкуса, без запаха, без цвета)

Дидактическое упражнение «Игры с водой»

(использование приставочных глаголов)

Воспитатель берет два  стакана – один с водой, другой пустой. Отливает немного воды в пустой стакан.

Воспитатель: 

- Что я сделала? (Отлили воду из одного стакана в другой)

Воспитатель подливает во второй стакан еще немного воды.

- Что я сделала теперь? (Подлили )

Воспитатель сливает воду из одного и другого стакана в третий.

- Что я сделала с водой? (Слили)

Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.

- Что я делаю с водой? (Переливаете)

Воспитатель: 

- Пока мы с вами наливали да переливали, сливали да подливали, принесли новую фотографию Марьи – Искусницы.

- Сравните фотографии и скажите, что изменилось в настроении Марьи - Искусницы? (Исчезли слезы)

- Если исчезли слезы, ее настроение стало хуже или лучше? Каким кружочком можно обозначить ее настроение?

- Приложите этот кружок к «фотографии» Марьи – Искусницы. Дети выполняют инструкцию логопеда.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит кувшин с водой, таз, лодочка, трубочка, лягушка, полотенце.

Дидактическое упражнение «У  воды»

(склонение слова ВОДА по падежам)

Воспитатель: 

- Что у меня в кувшине? (Вода)

- (Воспитатель наливает из кувшина воду в таз)  Что я налила в таз? (Воду)

- Чего много в тазу? (Воды)

- (Воспитатель ставит лягушку далеко от воды)  О чем грустит лягушка? (О воде)

- (Воспитатель опускает лягушку в таз с водой)  Чему радуется лягушка? (Воде)

- Чем я намочила руки? (Водой)

- (Воспитатель опускает лодочку в таз с водой)  На чем держится лодочка? (На воде)

Гимнастика для кистей рук

Воспитатель просит детей сложить кисти рук так, чтобы получилась  лодочка и показать,  как она качается по волнам то вправо, то влево, то вперед, то назад.

Динамическая пауза

Воспитатель просит детей изобразить, весело прыгающую у пруда лягушку.

Воспитатель: 

- Пока мы с вами развлекались у воды, нам принесли еще одну фотографию.

- Сравните фотографии и скажите, что изменилось в настроении Марьи - Искусницы? (Открыла глаза)

- Если Марья – Искусница открыла глаза, ее настроение стало хуже или лучше? Каким кружочком можно обозначить ее настроение?

- Приложите этот кружок к «фотографии» Марьи – Искусницы. Дети выполняют инструкцию воспитателя.

Воспитатель: 

-Водный царь очень хитрый, чтобы заколдовать Марью Искусницу , он использовал разные слова, которые спрятал в карточках. Вот они. Воспитатель достает карточки с изображением предметных картинок, которые нужно согласовать со словом водный.

- Правильно измените слово водный и назовите с предметом, изображенным на вашей карточке.

Дидактическое упражнение «Скажи правильно»

(согласование прилагательного с существительными)

Воспитатель: 

- Незаметно на фланелеграфе появилась еще одна фотография.

- Сравните фотографии и скажите, что изменилось в настроении Марьи - Искусницы? (Брови стали дугой, а были уголком)

- Если у Марьи – Искусницы брови стали дугой, ее настроение стало хуже или лучше? Каким кружочком можно обозначить ее настроение?

- Приложите этот кружок к «фотографии» Марьи – Искусницы. Дети выполняют инструкцию логопеда.

Воспитатель: 

- Может быть, Водный царь использовал для заклятия, сведения о воде, ведь он властелин водных пространств?

Расскажите  все, что сегодня узнали о воде. Поможет  вам вот эта схема. Воспитатель выставляет схему для составления рассказа о воде, объясняет значение каждой карточки и просит детей в последовательности, указанной на схеме  составить рассказ. Дети выполняют задание.

На фланелеграфе появляется фотография улыбающейся Марьи – Искусницы.

Воспитатель: 

- Ребята, мы с вами разрушили  злые чары Водного царя и освободили от них Марью – Искусницу. Посмотрите, как она улыбается. Обозначьте ее настроение соответствующим кружочком. Дети выполняют инструкцию логопеда.

Еще раз посмотрите на фотографии Марьи – Искусницы и расскажите, как менялось ее настроение.

За оказанную ей помощь Марья – Искусница дарит вам эти капельки, чтобы вы всегда помнили, что воду нужно беречь и экономить, потому, что ее не так много как кажется.

А вам, ребята, большое спасибо за вашу доброту и сердечность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе "Увидительные свойства воды"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе "Увидительные свойства воды"...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».

Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...

Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....

Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...