Конспект НОД.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Литераторова Анна Викторовна

Конспект НОД  в старшей группе.

Тема: Деревня. Деревенская изба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в старшей группе.

(Интегрированное)

Тема: Деревня. Деревенская изба.

        

        Воспитатель: Литераторова А.В.

Назначение:

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с русской  деревней, устройством крестьянского дома.
  2. Учить строить макет фасада деревенской избы.
  3. Развивать связную речь детей, мелкую моторику.
  4. Воспитывать патриотические чувства у детей к историческому прошлому русского народа.

Словарная работа

Обогащение словаря: причелина, наличники, ставни, фасад, макет.

Активизация словаря: деревня, деревенская изба.

Предварительная работа:

Беседа о русской деревне, чтение художественной литературы, разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок. Экскурсия в музей «Тульские древности»

Оборудование:

Цветная бумага, картон, клей, карандаши, салфетки, клеенки, кисти для клея, аудиозапись «Светит месяц», иллюстрация с русской избой.

Ход занятия:

(Дети стоят на ковре в кругу.)

Здравствуйте ребята!

                                    Я сегодня буду фея,

                                    Только палочкой взмахну,(машу волшебной палочкой)

                                     Закружу всех сильно- сильно (дети кружатся)

                                      Вот мы попали в старину.

Сегодня я предлагаю вам  отправиться в увлекательное путешествие к нашим истокам. Но сначала, я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»( с мячом)

Старый – (кидаю мяч, ответ детей)

Красивый –(ответ детей)

Веселый –(ответ детей)

Щедрый – (ответ детей)

Трудолюбивый – (ответ детей)

 Честный – (ответ детей)

Молодцы! Предлагаю еще одну игру. Я буду говорить старинные слова, а вы будете говорить современные их названия( игра проводиться так же с мячом)

Око –( ответ детей)

Очи –(ответ детей)

 Чело –(ответ детей)

Перст – ( ответ детей)

Уста – (ответ детей)

Ланита-(ответ детей)

Изба –(ответ детей)

Молодцы, ребята, хорошо играли, немного размялись.

Дети, какое сейчас время года?(ответ детей)А на смену весне что придет?( ответ детей)

Лето- пора отпусков у ваших родителей. Скажите, а вы когда- нибудь отдыхали в деревне? Значит, вы имеете представление о  деревне.

Как вы думаете, почему деревня называется деревней?( ответ детей)

Лесов в России много – поэтому дерево самый доступный для строительства материал.  Для строительства выбирали сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими, очищали от сучьев, коры. Брёвна ставили между собой плотно, так что щелочки не видно. Это делали плотники. На бревнах делали зарубки- порядковые номера, если требовалось, избу могли разобрать и перенести в другое место. Все делалось с помощью одного инструмента – топора. Есть и пословица у русских: «Не взявшись за топор – избы не построишь»

Ребята, а какие вы знаете пословицы о труде? (ответ детей) Вы меня порадовали знанием пословиц о  труде. В них народная мудрость и опыт.

Ребята, посмотрите на картину. Что на ней нарисовано? (ответ детей)

Тепло и уютно в деревенской избе, но человеку мало удобства, душа стремилась к красоте. И избы украшали каждый на свой лад. Крыша как небесный свод, два ската сверху соединялись бревном, на конце которого выстругали голову коня. Конь как и птица, древний образ солнца – света и добра. В старину люди были суеверны, они думали, что образы будут охранять их дом от зла. На причелинах волнистый узор, на концах причелин – солнышко. Некоторые слова вы слышите впервые. Но если мы вспомним знакомое слово –чело, то вы легко запомните слово причелина.

На окнах разные наличники и ставни. Не только для красоты они служили. Они защищали окна от дождя и снега. Ставни закрывали на ночь. С улицы каждый мог видеть: закрыты ставни – значи,т хозяева еще не встали, или их нет, а открыты – значит они дома. Избы стояли как бы хвастаясь друг перед другом. Располагались они всегда лицом к дороге.

Мы с вами сегодня будем строить макет фасада деревянного дома. Но перед началом работы немного отдохнем и поиграем. Русские люди в старину не только работать могли хорошо, но и отдыхать. Какие вы знаете русские народные игры?( ответ детей)  Хорошо давайте поиграем в «Путаницу». Очень хорошую смекалку надо иметь, чтобы ее распутать. Считалочкой выбирается водящий: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, -говори, кто ты будешь такой, говори поскорей не задерживай честных и добрых людей». Водящий отворачивается от детей, а дети встав в круг – перепутываются. По сигналу «раз, два, три – иди!» водящий подходит к детям и распутывает их.

Мы поиграли, отдохнули. Но «делу время, а потехе час». Пора и делом заняться. Сядьте на свои места.

Сегодня мы с вами построим макет фасада деревенского дома из бумажных бревнышек. Бревнышки будем скатывать, наматывая бумагу на карандаш, и склеивать.  Наклеивая бревнышки на лист картона друг над другом – сложим стену дома. Наклеим крышу, украсим ее причелинами, а затем на стену наклеим и окно с наличниками и ставнями, над которыми мы потрудились раньше.

Перед началом работы хочу вам напомнить, что работа с клеем требует большой аккуратности. Помните «Поспешишь – людей насмешишь», «Семь раз отмерь – один отрежь».

Приступайте к работе. А чтобы вам было веселее работать ,я включу русскую народную мелодию «светит месяц»

В конце занятия устраивается выставка детских работ.

Какую красивую деревню мы построили. Стоят дома один другого краше, как бы хвастаясь друг перед другом своим убранством. «Не красна изба углами, а своими пирогами.» А мы –Туляки, и наша изба красна Тульскими пряниками.

У нас сегодня большой праздник – мы деревню построили! Всем миром и праздновать будем.

Дети приглашаются на чаепитие с Тульскими пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....