Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "воздух-невидимка" с практическими опытами для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно - исследовательской      деятельности    в старшей группе

Цели:

- закрепление понятия «воздух» -  как части неживой природы, его важного значения для человека, флоры и фауны, планеты в целом.

-  развитие  личного  познавательного опыта  детей.

- поддержание  у детей инициативы, пытливости, активности в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка;

- воспитание интереса детей и бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы:

- целлофановые пакеты, бумажные веры, воздушные шары, одноразовые стаканы с водой и трубочки, бумага белая, голубая гуашь, большой таз с водой и 2-3 бумажных кораблика.

- презентация «Воздух».

                                                  Ход занятия.

                                    (Показ слайдов по ходу занятия)

- Ребята, отгадайте загадку!

Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.

- Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)

Опыт  «Почувствуем воздух»

- Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)

Опыт   «Что в пакете?»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

   - Воздух упругий и прозрачный. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)  

Опыт «Воздушные шары»

Воспитатель предлагает «закрыть»  воздух в шары, как в мяч, в воздушные игрушки ( баллоны для плавания, воздушные матрасы, батут для прыжков).
Надуть  воздушные шарики, поиграть с ними.

Вывод:  воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Опыт «Водные пузыри»

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря из пузырей с воздухом) .

 Вывод:   воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутка «Поймаем воздушные мыльные  пузыри».

Опыт  «Воздух может двигаться»

 А вы знаете, что воздух может двигаться?
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: ветер – это движущийся воздух.

-  Где используется ветер человеком?( Парусные лодки, ветряные мельницы)

Опыт «Ветер для кораблей»

Дети дуют и машут веерами на бумажные кораблики, которые начинают двигаться, плыть.

Вывод: ветер важный и большой помощник в жизни человека. 

 Опыт «Воздух- художник»

Воспитатель предлагает порисовать с помощью воздуха, подуть на каплю гуашевой краски, которая растекается в разные замысловатые узоры.

Рефлексия.

  - Ребята, так что же такое воздух?

  - Какими свойствами он обладает?

  - Как связан с живой природой?

  - Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри?

  - Как и почему надо беречь чистый воздух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....