Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Грибанова Ольга Леонидовна
Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_sayt.docx280.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии города Магадана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида №15»

 

(для детей 3- 5 лет)

Автор –

Грибанова Ольга Леонидовна-

воспитатель МБДОУ№15

Магадан – 2011 год.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Условия формирования программы.
  3. Новизна программы.
  4. Адресность программы.
  5. Рекомендации по использованию и методическому обеспечению программы.
  6. Оборудование, материалы и инструментарий для использования программы.
  7. Перспективный план работы с воспитанниками во II младшей группе (3 – 4 года).
  8. Перспективный план работы с воспитанниками в средней  группе (4 – 5 лет).
  9. План работы с родителями.
  10. План работы с педагогами.
  11. Диагностика детей:
  • 1 год обучения (3 – 4 года);
  • Материалы диагностики;
  • Критерии усвоения материала.
  • 2 год обучения (4 – 5 лет);
  • Материалы диагностики;
  • Критерии усвоения материала.

Пояснительная записка.

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы.

Детский сад - первая ступень. В ней происходит развитие ребенка, приобщение к культуре, развитие интеллекта, охрана и укрепление здоровья. Ведь именно здесь закладывается будущее. Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми,  прежде всего близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, понятный, который они могут непосредственно воспринимать. Воспитание любви к родному, близкому не самоцель, а лишь необходимый педагогический прием воспитания высших нравственных чувств. Природа, самобытность родного края как средство нравственного воспитания младших дошкольников - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Современное состояние образования характеризуется тем, что ребенок рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. В Магадане существует огромный природный и культурный потенциал. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. Дети нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия не только на природу и море, парки, но и в краеведческие музеи. Суровость климата несколько ограничивает непосредственное общение ребенка с живой природой на открытом воздухе. Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края. Для решения данной проблемы необходимы не только знания о природном окружении родного края, его характерных особенностях, методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание детей дошкольного  возраста.

Цель программы: сформировать представления у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

Цель позволила предположить перспективность–создание условий для целенаправленной планируемой педагогической работы по ознакомление дошкольников с родным краем, его природой и особенностями, будет эффективно способствовать нравственному воспитанию и усвоению правил и норм поведения в природе. Теоретическая значимость. В рамках работы изучено влияние ознакомления с природой родного края, его особенностями на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения в природе, что может способствовать развитию теоретических разработок в данной области. Практическая значимость. Результаты данной программы нашли применение в работе с детьми младшего дошкольного возраста и дополнили общеобразовательную программу МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №15».

Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы влияния природы и особенностей родного края на развитие личности, духовное и нравственное становление младших дошкольников в воспитательно-педагогическом процессе.

Условия формирования программы.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

В своей  программе  я опираюсь на  программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними.

Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни).

Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. «Юный эколог» - программа, ведущая идея которого состоит в том, чтобы признать: человека не « царь природы», а её часть. Поэтому он должен жить в согласие с ней и по тем же законам, что и сама природа. Эти законы надо изучать, их познания можно начать с дошкольного возраста на наглядном представленном материале «зеленой зоной» учреждения.  Задачи:

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
  • Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.
  • Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
  • Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Я создала в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания, природный материал, который дети собрали  на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг.

Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью, если рассматриваем жука или бабочку, то лучше это делать летом.  Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям  к более  сложному. На занятиях   знакомимся  как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным моим контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая зимой птиц спасает их от гибель; сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные знания на экскурсиях и  прогулках  дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх.

Самое главное, что можно сделать - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов (в том числе «цветы- бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям - общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы.) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми дети начинают понимать, что:

  • дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) жизни
  • задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей: по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т.д.
  • человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т.д.)

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Формируя  у детей систему знаний  об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы и т.д.). Проводя праздники, утренники, игры экологический направленности  привлекаются к этой работе родителей, что способствует  экологическому воспитанию ребенка и  развитию активного ответственного отношения к природе.

Новизна программы.

Природа является богатейшим источником с точки зрения воспитательных воздействий. Ее явления и объекты всегда использовались как средство воспитания в своей деятельности.

Ребенок может полюбить и научиться беречь только то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. От знакомого и близкого, открывающегося заново как ценность нужно начинать приобщение к ценностно-смысловой, духовно-нравственной культуре. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.  

Через программу «По тропинкам родного края» я добилась решения трех взаимосвязанных задач:

  • расширение знаний своих коллег;
  • увеличение  экологических знаний детей;
  • расширение экологических знаний среди родителей.

Мною были разработаны «Игры и упражнения с природными материалами» на основе регионального компонента. Комплекс мероприятий и создание психолого-педагогических условий подтвердили, что целенаправленное, планируемое ознакомления с родным краем, его природой и особенностями, способствует и является одним из направлений нравственного воспитания детей, усвоению правил и норм поведения.
Развитие экологического воспитания ребенка и его ответственного отношение к природе формируется у детей на основе системы знаний:

  •  особенности приспособления разных видов к среде обитания;
  •  приобщение детей к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход обитателями уголка природы и т.д.);
  • организация  праздников, утренников, игр экологической направленности;
  •  привлечение  к этой работе родителей.

По результатам диагностики видно, что дети значительно  прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений.

Адресность программы.

Программа адресована коллегам,  работающим  с детьми 3 – 5 лет. Систематически целенаправленные наблюдения, явления живой и неживой природы способствует планомерному формированию в сознании ребёнка основ мировоззрения.

И мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.

Рекомендации по использованию и методическому обеспечению программы.

Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна:

  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, кино – и диафильмы);
  • широкое использование художественных произведений;
  • беседы во время прогулок;
  • рассказы  об истории города и его людях;
  • правильно организованная работа, умение  показать красоту родного края;
  • расширение  знаний о родном крае, его особенностях  у детей.

       Занятия являются одной из  форм организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Они позволяют формировать знания о родном крае, в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе. Преимущественное значение в ознакомлении детей с родным краем, его природой имеют наблюдения разного вида, обеспечивающие восприятие объектов природы и формирование конкретных представлений о ней. Для закрепления знаний используются труд и игра.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до мечты, экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Используются  различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения, вопросы-задания (заставляют  детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы).

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. В заключительной  части  экскурсии  воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий. Через 2 – 3  дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

Прогулки. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях. Однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Наблюдение является основным  методом чувственного познания природы. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Дети должны научиться: различать, элементарно обследовать объекты живой и неживой природы; вести наблюдения за ними; выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных  и невербальных средств общения; сравнивать объекты природы в разные времена года по определенному плану; устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений; формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства; знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Игра считается одним из эффективнейших методов в экологическом воспитании дошкольников. Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

        Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения. Дети учатся, играя. Детей не нужно  заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием.

Краеведческие игры сплачивают детей, развивают их активность, любознательность, фантазию, творческие способности, что делает краеведческие игры мощным педагогическим инструментов в экологическом воспитании дошкольников.

Детское экспериментирование является ведущим, эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. При формировании основ научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Таким образом, очень важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край.

Для закрепления знаний используются труд и игра.

Оборудование, материалы и инструментарий для использования программы.

  • техническое оснащение педагогического процесса:
  • магнитная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • дидактические игры для ознакомления с особенностями родного края:
  • игры и упражнения с природными материалами;
  • игры с животными (предметозаменителями);
  • игры с птицами (предметозаменителями);
  • фотографии:
  • город Магадан:
  • Природа Магаданской области:
  • малых форм фольклора:
  • сказки народов севера;
  • загадки о природе и животных Магадана и Магаданской области;
  • пословицы, поговорки, потешки.


Перспективный план работы с воспитанниками

II младшая группа (3 – 4 года)

Мероприятия

Тема

Цель

Дата проведения

Диагностика

СЕНТЯБРЬ

Театрализованное   представление

Полезные дети тундры

Познакомить детей с растениями (ягодами), произрастающими на территории Магаданской области

ОКТЯБРЬ

Театрализованное представление

Зеленая аптека тундры

Познакомить дошкольников с лекарственными растениями, учить бережному отношению к объектам природы.

ОКТЯБРЬ

Занятие

Как человек охраняет природу.

Дать представление о том, что люди стремятся сохранить природу (создают заповедники), познакомить с Красной книгой Северо-Востока России, побуждать к сохранению животных и растений родного края, находящихся под охраной.

ОКТЯБРЬ

Беседа

Поучительная история. Экологическая сказка.

Познакомить детей с видами древесной растительности лесотундровой зоны.

ОКТЯБРЬ

Прогулка, беседа

Что мы знаем о птицах

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

НОЯБРЬ

Экскурсия

Зимний парк

Развитие наблюдательности у детей, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе; развитие речи у детей, первичных умений анализировать и сравнивать.

НОЯБРЬ

Занятие

Подкормим птиц зимой

Закреплять знания о зимних явлениях природы. Формировать желание подкармливать птиц. Расширять представления о зимующих птицах.

НОЯБРЬ

Занятие

У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представление детей о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе грибов и ягод для животного и человека.

НОЯБРЬ

Беседа

Побережье Охотского моря

Расширить представления детей о живых организмах Охотского моря, воспитывать любовь к природе, желание сохранять чистоту окружающей природы.

ДЕКАБРЬ

Беседа

«Мы друзья тундры»

Вызвать интерес к растительному миру  тундры и её охране.

ДЕКАБРЬ

Занятие

Дикие животные

Продолжать знакомить детей классификацией животных(дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Учить слушать внимательно воспитателя, отвечать на вопросы. Повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие.

ДЕКАБРЬ

Прогулка

Что мы знаем о птицах

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

ДЕКАБРЬ

Беседа

Правила поведения в лесу.

Закрепить знания о правилах поведения в лесу

ЯНВАРЬ

Развлечение.

По следам волшебницы Зимы

Закрепить знания о зимних забавах.

ЯНВАРЬ

Занятие.

«Как человек охраняет природу»

Закрепить знания об охранных мероприятиях человека

ЯНВАРЬ

Игра - опыт

«Вода на морозе замерзает»

Продолжать знакомить со свойствами воды, создать условия для того, чтобы дети ощутили (почувствовали) разные состояния воды (холодная, замёршая, лёд гладкий и т.д.)

ЯНВАРЬ

Беседа

«Мы друзья тундры»

Вызвать интерес к животным  тундры и их  охране.

ФЕВРАЛЬ

Дидактическая игра

«Что с начала, что потом?»

Закреплять знания детей о развитии и росте животных

ФЕВРАЛЬ

Занятие.

Насекомые в природе родного края

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

ФЕВРАЛЬ

Игра - опыт

«Хитрый снег»

Дать представление о свойствах воды. Показать детям, что, несмотря на белизну снега, его нельзя есть, он грязный.

ФЕВРАЛЬ

Беседа

«Что мы знаем о птицах?»

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их      жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

МАРТ

Игра- опыт.

«Цветные льдинки»

Показать,  как вода при охлаждении превращается в лёд.

МАРТ

Беседа

Почему так называются эти ягоды?

Познакомить с ягодами родного края

МАРТ

Дидактическая игра

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

МАРТ

Дидактическая  игра

«Птички на                 кормушках»

Уточнить знания детей о зимующих птицах.

АПРЕЛЬ

Занятие

«Дикие животные»

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.

АПРЕЛЬ

Загадки

Загадки о грибах и ягодах

Познакомить с фольклором.

АПРЕЛЬ

Игра - опыт

«Где ночует солнышко»

Обратить внимание на то, что солнышко в течении дня меняет своё положение  на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна , а заход из другого.

АПРЕЛЬ

Диагностика

МАЙ

Перспективный план работы с воспитанниками

Средняя  группа (4 – 5 лет)

Мероприятия

Тема

Цель

Дата проведения

Диагностика

СЕНТЯБРЬ

Театрализованное   представление

Полезные дети тундры

Знакомство детей с растениями (ягодами), произрастающими на территории Магаданской области

ОКТЯБРЬ

Игра - опыт

«Волшебный песок»

Познакомить со свойствами песка

ОКТЯБРЬ

Занятие

Побережье Охотского моря

Знакомство  детей с птицами Охотского моря, воспитывать любовь к природе, желание сохранять

чистоту окружающей природы.

ОКТЯБРЬ

Занятие

«Наши зелёные друзья»

Знакомство детей с видами древесной растительности лесотундровой зоны.

ОКТЯБРЬ

Прогулка, беседа

Что мы знаем о птицах.

Расширить представления детей о знакомых птицах, условиях их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

НОЯБРЬ

Игра - опыт

«Солнышко лучистое»

Расширить представление о свойствах солнечных лучей.

НОЯБРЬ

Занятие

Подкормим птиц зимой.

Продолжать расширять  знания о зимних явлениях природы. Расширять представления о зимующих птицах.

НОЯБРЬ

Занятие

У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Продолжать закреплять  знания детей о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе грибов и ягод для животного и человека.

НОЯБРЬ

Игра - опыт

«Ветер, ветер, ветерок»

Познакомить со способами  определения силы ветра и его направления.

ДЕКАБРЬ

Беседа

«Мы друзья тундры»

Продолжать расширять знания о  растительном мире  тундры и её охране.

ДЕКАБРЬ

Занятие.

Дикие животные

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.

ДЕКАБРЬ

Прогулка

Что мы знаем о птицах

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

ДЕКАБРЬ

Игра - опыт

Наш друг снеговик

Продолжать знакомить со свойствами снега.

ЯНВАРЬ

Развлечение.

«В гостях у снеговика»

Закрепить знания о зимних забавах.

ЯНВАРЬ

Занятие.

«Юные спасатели»

Закрепить знания об охранных мероприятиях человека

ЯНВАРЬ

Занятие.

Домашние животные

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Продолжать рассказывать  о роли взрослого по уходу за домашними животными.

ЯНВАРЬ

Беседа

«Мы друзья тундры»

Продолжать знакомить  с  животными   тундры и их  охране.

ФЕВРАЛЬ

Дидактическая игра

«Что с начала, что потом?»

Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

ФЕВРАЛЬ

Занятие.

Насекомые в природе родного края

Продолжать развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.

ФЕВРАЛЬ

Игра - опыт

«Снег и лёд»

Продолжать знакомить со свойствами воды, изменившей состояние  при воздействии температуры.

ФЕВРАЛЬ

Беседа

«Наши друзья птицы

Продолжать расширять знания детей о птицах,  условиях их      жизни, роли человека в жизни зимующих птиц .

МАРТ

Игра - опыт

«Снег – снежок»

Определение плотности снега

МАРТ

Беседа

Почему так называются эти ягоды?

Продолжать знакомить  детей с ягодами родного края

МАРТ

Дидактическая игра

«Угадай правило»

Продолжать уточнять  поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

МАРТ

Игра - опыт

«Солнечные лучики»

Опыт по выявлению свойства солнечных лучей высушивать предметы

АПРЕЛЬ

Занятие

«Дикие животные»

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.

АПРЕЛЬ

Загадки

Загадки о грибах и ягодах

Познакомить с фольклором.

АПРЕЛЬ

Беседа

Правила поведения в лесу

Закрепить знания о правилах поведения в лесу с огнём.

АПРЕЛЬ

Диагностика

МАЙ

План работы с родителями.

Мероприятие

Тема

Цель

Дата проведения

(1-й год обучения)

Анкетирование родителей

Мы – друзья природы

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны

НОЯБРЬ

Консультация для родителей

Нравственное развитие младших дошкольников

Познакомить родителей с основными способами формирования системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни.

ФЕВРАЛЬ

Анкетирование родителей

По результатам обучения

Удовлетворённость родителей результатами формирования обобщенных знаний о явлениях общественной жизни и природой родного края.

АПРЕЛЬ

(2-й год обучения)

Консультация для родителей

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем

Дать понятие об экологическом воспитании, как  об одном из направлений дошкольной педагогики.

НОЯБРЬ

Консультация.

Особенности родного края и его окружения.

Дать основные понятия об особенностях родного края.

ФЕВРАЛЬ

Анкетирование родителей

По результатам обучения

Удовлетворённость родителей результатами формирования обобщенных знаний о явлениях общественной жизни и природой родного края.

АПРЕЛЬ

План работы с педагогами.

Мероприятия

Тема

Цель

Дата проведения

Анкетирование

Моё отношение к природе города Магадана.

Выявить знания педагогов о природе Магадана.

октябрь

Консультация

Формы и методы работы по ознакомлению  с родным краем

Познакомить с формами  и методами  работы по ознакомлению  с родным краем.

декабрь

Консультация

Основные понятия нравственного воспитания младших дошкольников

Рассмотреть понятие нравственного воспитания, как механизм нравственного становления личности, необходимый для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознано.

февраль

Консультация для воспитателей

Экологическое воспитание дошкольников в современном   ДОУ.

Дать понятие об экологическом воспитании, как  об одном из направлений  современной дошкольной педагогики.

апрель

Анкетирование педагогов

Итоговое

Экологическое воспитание в ДОУ (положительное и отрицательное)

май


Вопросы к диагностике детей.

 1 год обучения (дети 3 – 4  года)

  1. Как называется город, в котором ты живёшь?
  2. Каких зверей ты знаешь?
  3. Чем они питаются?
  4. Где они живут?
  5. Каких птиц ты знаешь?
  6. Чем они питаются?
  7. Где они живут?
  8. Каких насекомых ты знаешь?
  9. Чем они питаются?
  10. Где они живут?
  11.  Что необходимо для того, чтобы животные жили?
  12. Какие деревья ты знаешь?
  13. Какие растения ты знаешь?
  14. Что необходимо, чтобы растение жило?
  15. Какие времена года ты знаешь?
  16. Чем отличается зима от лета?
  17. Чего нельзя делать в лесу?
  18. Что можно делать в лесу?

Критерии усвоения материала.

К концу 1-го   года обучения  дети должны знать и уметь:

  • Иметь  представления о растениях и животных.
  • Знать 5 домашних животных и их детенышей; особенностями их поведения и питания (собака, кошка, лошадь, свинья, корова)
  • Знать  5 диких животных и их детенышей; особенностями их поведения и питания (медведь, лиса, белка, волк, заяц).
  • Знать  5 птиц, нашего края и их птенцов; особенности их поведения и питания (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
  • Знать 5 насекомых  нашего края, их особенностями их поведения (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
  • Знать  5 названий овощей и ягод, основные отличия по внешнему виду; овощи (огурец, помидор, морковь, репа, картофель), ягоды (малина, смородина).
  • Знать 5 деревьев города Магадана  и Магаданской области (берёза, тополь, рябина, сосна, ива)
  •  Знать 5 кустарников города Магадана и Магаданской области (кедровый стланик, ольха, карликовая берёза, шиповник, малина)
  • Знать 5 травянистых растений Магадана и Магаданской области (одуванчик, иван-чай, ромашка, папоротник, можжевельник).
  • Знать времена года, характерные особенности.
  • Знать простейшие взаимосвязи, в живой и неживой природе.
  • Знать  правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
  • Иметь  представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается)
  • Иметь  представления о свойствах песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится)
  • Иметь  представления о свойствах снега (холодный, белый, от тепла – тает)

Вопросы к диагностике детей.

 2-й год обучения (дети 4 – 5  года)

  1. Как называется город, в котором ты живёшь?
  2. Каких диких зверей Магаданской области ты знаешь?
  3. Где они живут?
  4. Чем они питаются?
  5. Каких птиц Магаданской области ты знаешь?
  6. Где они живут?
  7. Чем они питаются?
  8. Каких пресмыкающихся  Магаданской области ты знаешь?
  9. Где они живут?
  10. Чем они питаются?
  11. Какие деревья Магаданской области ты знаешь?
  12. Какие кустарники Магаданской области ты знаешь?
  13. Какие растения Магаданской области ты знаешь?
  14. Какие овощи ягоды растут в Магаданской области?
  15. Чем отличается осень от весны?
  16. Как ты считаешь, необходимо ли охранять природу?
  17. Как необходимо охранять природу?
  18. Кто должен охранять природу?

Критерии усвоения материала.

К концу 2-го   года обучения  дети должны знать и уметь:

  • Иметь  представления о растениях и животных.
  • Иметь представления об условиях, необходимых для жизни животных, растений (воздух, вода, питание, среда обитания).
  • Знать представителей пресмыкающих  нашего края, их  внешним видом и способами передвижения.
  • Знать 8- 10 домашних животных и их детенышей; особенностями их поведения и питания.
  • Знать  8-10 диких животных и их детенышей; особенностями их поведения и питания.
  • Знать  8-10 птиц, нашего края и их птенцов; особенности их поведения и питания, подкармливать их зимой.
  • Знать 8-10 насекомых  нашего края, их особенностями их поведения.
  • Знать  8-10 названий овощей и ягод ,основные отличия по внешнему виду.
  • Знать 8-10 деревьев города Магадана  и Магаданской области.
  •  Знать 8-10 кустарников города Магадана и Магаданской области (кедровый стланик, ольха, карликовая берёза, красная и чёрная смородина, жимолость, голубика, шиповник, малина)
  • Знать 8-10 травянистых растений Магадана и Магаданской области.
  • Знать времена года, характерные особенности.
  • Знать простейшие взаимосвязи, в живой и неживой природе.
  • Знать  правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
  • Иметь  представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается)
  • Иметь  представления о свойствах песка (сухой - рассыпается, влажный -  лепится)
  • Иметь  представления о свойствах снега (холодный, белый, от тепла – тает)

Список литературы.

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1977.
  2. Печерога А.В.Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. - 192 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Сказки народов Севера / Сост. В. В. Винокурова, Ю. А. Сем; Худож. А. М. Гусаров. 335 с: ил.
  4. Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.) Изд. 3-е.
  5. Николаева С.Н.  Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду \ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 3-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Николаева С.Н Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. — М„ 1996.
  8. Николаева С.Н Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга воспитателей детского сада. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "По дорогам родного края" для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направле...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

Викторина «По тропинкам родного края»

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:          1) родители являются первыми педагогами. ...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...

Методическое пособие «По тропинкам родного края».

Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...

Проект "Тропами родного края"

Цель: Узнать больше о природных памятниках на реке Исеть и проложить  маршруты к ним.Задачи:1.Составить план действий.2.Расспросить  взрослых о туризме в нашем городе.3.Рассмотреть разн...

Беседа "Тропинками родного края".

Цель: развивать интерес у детей к своему родному краю;систематизировать сведения о живой и неживой природе Республики Мордовия; формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, обще...