Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д. 

 

Задачи:  Область «Познание»

 

·         Расширять знания детей об осени.

·         Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.

·         Продолжать закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.

·         Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.

·         Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД в подготовительной  группе на тему «Осень»

 

Цель: Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д. 

Задачи:  Область «Познание»

  • Расширять знания детей об осени.
  • Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.
  • Продолжать закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
  • Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.
  • Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения. 

 

Область «Коммуникация» 

  • Учить отгадывать загадки; 
  • Воспитывать желание помочь другу.

Область «Художественное творчество» 

  • Развивать воображение, креативное мышление.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Область «Социализация» 

  • Воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи. 
  • Воспитывать бережное отношение к природе, осознание ее важности в жизни человека.

Оборудование и материалы:

  • Презентация в картинках и анимациях.
  • Картинки с овощами фруктами.
  • Клей (на каждого ребёнка); 

Предварительная работа:

  • Создание дидактического альбома «Наш гербарий»
  • Рассматривание и изучение картин разных художников с изображением осени.
  • Беседы о важности подготовки людей животных и птиц к наступающей зиме; 
  • Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики  о осени, чтение художественных произведений; 
  • Совместное ведение календаря погоды; 
  • Раскрашивание и рисование на тему: «Осень». 

 

Формы организации НОД

  • Сюрпризный момент
  • Обсуждение
  • Наблюдение
  • Рассматривание интересующих нас объектов.
  • Обведение по точкам и раскрашивание.

 

Ход мероприятия:

Звучит звонок, дети садятся за парты.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь. Я хочу рассказать Вам стихотворение Алексея Николаевича  Плещеева  

Осень наступила,
Высохли цветы.
И шумят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет 
Озимь на полях.
Зашумели воды
Быстрого ручья.
Птички улетели,
В дальние края.

Воспитатель: О каком времени  года идет речь в этом стихотворении.

Ответы детей: (Осень).

Воспитатель: Правильно ребята в этом стихотворении автор рассказывает об осени. Вообще в произведениях разных авторов осень описывается как очень интересное время года «Осеняя пора, очей очарованье» или «Ах, осень, эта рыжая девица!  Каких же красок только нет в тебе». Ребята а может и вы мне расскажете стихи о осени.

И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли...
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты.

Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч... (В Степанов)

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Потемнели ветви,
От воды туман.
Гонит тучи ветер,
Из холодных стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Клюкву на болоте,

Ищет старый лось. (И. Демьянов)

Воспитатель: Но не только поэты воспевали осень в своем творчестве. Но и художники не обошли стороной это время года. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот это картина Ильи Остроухова, а это произведенье Аркадия Рылова, этот пейзаж Леонида Алферова.

Воспитатель: Вам понравились работы художников

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: Чем же они Вам понравились?

Ответы детей: (Они красивые ярки, красочные).

Воспитатель: А вот это работы, каких художников Вы узнали? (появляются на мониторе рисунки детей).

Ответы детей: Да это мой рисунок.

Воспитатель: Давай с тобой произнесем полное имя художника.

Ответы детей: Гордеева Ева, Дейнека Никита, Говорова Кира.

Воспитатель: Очень красивые работы. Спасибо нашим художникам. Интересно вы знаете осенние месяцы?

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени.

Ответы детей: Необычно частые грозы в сентябре - к теплой осени.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Октябрьские сильные и долгие холода - к суровой зиме.

Гром в октябре обещает зиму без снега.

В ноябре много снега - к богатому хлебу.

Появилась мошкара в ноябре - к теплой зиме.

Воспитатель: Очень интересны осени приметы. Ребята, а хотите сыграть со мной  в игру, она называется «Что тут лишнее?».  

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, а как готовятся птицы к предстоящей зиме.

Ответы детей: Они улетают на юг и называются перелетные.

Воспитатель: Ребята, каких перелетных птиц Вы знаете?

Ответы детей: Ласточка, скворец, журавль.

Воспитатель: А то знает стихи про перелетных птиц?

Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом.  (Т. Белозеров)

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Воспитатель: А кроме перелетных птиц еще, какие есть птички.

Ответы детей: Зимующие, которые остаются зимовать с нами.

Воспитатель: Назовите их.

Ответы детей: Голубь, воробей, ворона, синичка.

Ответы детей: Молодцы ребята, а теперь давайте на несколько минут  превратимся в птичек, вставайте со своих мест.

Физкультминутка «Шустрая синица».

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,

(прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири,

(прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Присаживайтесь по своим местам. Ребята, а мы можем помочь зимующим птицам, пережить зиму.

Ответы детей: Да мы можем повесить кормушки и сыпать туда зерно.

 Воспитатель: Да ребята правильно наши с вами кормушки очень помогут зимующим птицам. У меня для вас заготовлена еще одна игра и называется она «Огород». Слушайте правила внимательно. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают, и очень трудный вопрос как убирают топинамбур.

Воспитатель: Ребята расскажите мне, пожалуйста, а в какое время года люди собирают урожай с огородов?

Ответы детей: Осенью.

Воспитатель: А какую, очень трудную работу мы проделываем с вами  каждую осень на своих участках, и нам конечно в этом очень помогают грабли.

Ответы детей: Убираем участок от листьев ( на мониторе фото нашей уборки).  

Воспитатель: Правильно убираем листву с участка, а трудная она по тому, что ветер хулиган срывает с деревьев новые листочки и снова выстилает осенний ковер. У меня, кстати, есть загадка об этом.

Листья жёлтые кружатся,
Наземь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется? (Листопад)

Воспитатель: быстро догадались, а еще отгадать сможете.

Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (дождь)

Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (ветер)

Уж не солнце ль виновато,
что висит на небе вата? (облака)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Видно стало далеко. (туман)

В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает,

А потом на травке тает. (Первый снег).

Воспитатель:  Молодцы ребята все загадки отгадали.

И все-таки я считаю, что всю красоту осени можно увидеть только в лесу ( на мониторе появляется картинка осеннего леса и в конце появляется белка с орехами).  Ой, ребята, а это кто.

Ответы детей: Белка. Орехи к себе в дупло несет.

Воспитатель: А зачем?

Ответы детей: К зиме готовится.

Воспитатель: У меня есть знакомый зайчишка трусишка, он тоже очень интересно готовится к зиме, кто знает как?

Ответы детей: Меняет шубку с серой на белую.

Воспитатель: Вы правы он меняет свою шубку с серой на белую. Вы знаете, мой дружочек зайчишка трусишка загрустил. Красавица осень играла с ветерком в догонялки, и ветер сорвал все листочки с деревьев, и унес. И лес стал голый, вот зайчишка и загрустил. Давайте, порадуем зайку. Расскажем ему наш любимый стишок.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Лист у клена и каштана – 
(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой) 
Как ладони великана. 
(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами) 
У березки, у березки – 
(Показать руками «стволы») 
Белый ствол и листья – слезки. 
(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.) 
А у тоненькой рябинки 
Листья – сложные картинки. 
(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) 
Приходи! ( зажимаем кулаки по очереди) 
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) 
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) 
Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям) 
Солнце нас уже не греет, 
(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) 
Ветер дует все сильнее, 
( синхронно наклоняем руки в разные стороны) 
Полетели к югу птицы, 
( «птица» из двух скрещенных рук) 
Дождик к нам в окно стучится 
( барабанить пальцами  по одной, то по другой ладони) 

 Воспитатель: Молодцы хорошо рассказали, а еще подарим ему в подарок альбом, пестрящий осенними красками.

Ответы детей: Да подарим.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста,  перед вами лежат белые листочки, переверните их. На них изображены листья с разных деревьев, их надо обвести по пунктирной линии простым карандашом, затем раскрасить их цветными карандашами. Но перед тем как приступить, я предлагаю нам вспомнить с какие листочки, с каких деревьев и какого цвета они могут быть и в этом нам поможет наш гербарий. (Рассматриваем гербарий, вспоминаем, кого цвета могут быть листья с разных деревьев). Приступаем к работе.

Воспитатель: Вот какой живописный получился наш альбом. Сегодня я пойду на почту и отправлю его нашему другу зайчику, в лес.

Спасибо Вам ребята. Самое главное чуть не забыла, у меня есть для Вас особый осенний подарок от зайчика. И раздаю всем морковку.

Игра «Чучело»

Дети идут по кругу и произносят слова «В огороде чучело, чучело стоит, огурцы нам чучело трогать не велит.

Подходят ближе со словами «Мы тихонько подойдем и огурчиков нарвем».

Чучело – Огурцы не дам вам рвать буду я вас догонять.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...