Конспект занятия "Пингвины"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Каташова Вера Михайловна

Дать детям представление об особенностях природы Антарктиды, о ее жителях – пингвинах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pingviny.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

Конспект занятия

в средней группе

по ознакомлению с окружающим миром

+ аппликация по теме

«Пингвины»

(к межмуниципальному

семинару – ярмарке)

Подготовила:

 воспитатель

Каташова В.М.

с. Молчаново

Программное содержание: 

  • Дать детям представление об особенностях природы Антарктиды, о ее жителях – пингвинах.
  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе  ознакомления детей с природой и в результате опытнической и исследовательской деятельности.
  • Развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, познавательный интерес.
  • Воспитывать бережное отношение к миру природы, уважительное отношение к собеседнику.
  • Формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
  • чтение  рассказа А.Снегирева  «Про пингвинов».
  • просмотр мультфиьмов  «Возвращение пингвинёнка  Ло-ло» , «Про мамонтенка»;
  • аппликация на тему «Пингвин»;
  • разучивание стихотворения

Словарная работа: льдина, айсберг, Антарктида, пингвин, пингвиниха, пингвинёнок, пингвиний детский сад.

Оборудование и материалы: 

  • белая коробка
  • яйцо (внутри пингвиненок);
  • макет льдины с пингвинами,
  •  глобус,  
  • интерактивная доска, проектор,
  • перья птиц, покрытые жиром, таз с водой и льдинками,
  •  пингвины – аппликация, клей-карандаш, клеенка, салфетки.
  • ватман с нарисованными льдинами.

Формы деятельности:

  • игра, сказкотерапия;
  • физкультминутки;
  • исследовательская работа;
  • стихотворения;
  • складывание мозаики (яйцо)

Ход занятия.

Деятельность воспитателя на занятии

Деятельность детей на занятии

1.

- Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка, давайте вместе посмотрим, что же внутри?

Загадка:

        «Домик овальный, домик белый,

          И на вид вполне он целый.

          Когда же треснул, наконец,

         На волю выскочил…

  Загадка: «Я недавно из яйца,

                   И похож  я на птенца.

                  Что за птица моя мать?

                  Где её мне отыскать?

                  Я не гусь и не павлин.

                  Догадайтесь! Я …

(открывают коробку)

… (птенец).

…пингвин!

2.

- Ребята, а кто ещё откладывает яйца?

Вывод: Итак, крокодил, черепаха, ящерица и змея – все они могут появиться из яйца.

 1. Яйца откладывают птицы.

 2.Змея и черепаха.

 3. Ещё яйца откладывают ящерица и крокодил.

3.

А действительно ли пингвин  - птица, а не животное? Давайте вспомним схему, из чего состоит птица. (мнемотаблица)

- Какой же мы можем с вами сделать вывод? Пингвин – это кто?

- Почему?

1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза и клюв.

 2. У них есть туловище, покрытые перьями.

 

3. На туловище расположены крылья.

 4. У птиц  2 ноги, 1 хвост.

 5. Все птицы откладывают яйца.

- Пингвин – это птица.

- Потому что у него есть  клюв, туловище покрытое перьями, 2 лапы, хвост, он появился из яйца.

4.

Игра «Верно – нет»

- Ребята,  сейчас послушайте меня и скажите. Что верно, а что нет?

  • Все птицы имеют крылья. Верно?
  • Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?
  • У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

- Почему?

-  Правильно, давайте сделаем вывод: не все, у кого есть крылья, являются птицами.

  • Верно.
  • Верно.

  • Нет, неверно.
  • Бабочка – это насекомое, у нее нет клюва, хвоста и перьев, поэтому бабочка не птица.

5.

- А теперь вернемся к нашему пингвиненку.

  • А кто его папа? Кто – мама?

-У них настоящая семья пингвинов. Нашему малышу нужна семья. Ребята, а где же нам надо искать маму пингвиненка?

Для того, чтобы узнать  точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо.

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало

И вмиг все скорлупки свои растеряло.

Если скорлупки в яйцо соберем,

 Место узнаем, где пингвинёнок живет.

Воспитатель зачитывает слово, показывает на глобусе.

Это место отмечено белым цветом  на глобусе. Что обозначает белый цвет?                                                                                            

- Его папа – пингвин, мама – пингвиниха.

Дети высказывают свои предположения.

Дети подходят к доске.

Скорлупки яйца надо собрать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 5.

(На обратной стороне будет написано «Антарктида»).

Дети проговаривают слово «Антарктида».

-Белый цвет  обозначает снег и лед.

Артем А.

«Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.                                Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном»

6.

-Давайте, ребята, отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь  как мы выяснили с вами, именно там обитают его родственники.  А заодно мы с вами исследуем это место.  В этом нам поможет волшебный экран. Раз там холодно, нам нужно одеться потеплее.

 Слайдовая презентация:

1 слайд: Вот мы с вами в Антарктиде.   В Антарктиде  много снега и льда, здесь

не растут деревья, трава и кустарники. Как вы думаете, почему?

Физминутка (имитация одевания). Теперь крепко закрывайте глаза. (Шум ветра).

Потому что там снег,   лед  и нет земли.

7.

2 слайд:Как же холодно в Антарктиде.

Мы с вами идем вперед,

Очень удивляемся:

Слева лед и справа   лед  -

Где же он кончается?

Антарктида – самое холодное место на земле, здесь никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет  снег  и метут  метели. У нас с вами

4 времени года, а там всегда только зима.

8.

3 слайд

Ребята, послушайте:

     Под промерзшим небосводом

     Ледники сползают в воду.

     И плывут вдали

     Ледяные корабли.

- Что же это за ледяные корабли?

- Такая огромная  льдина называется айсберг. Давайте вместе повторим.  

Льдины.

Айсберг.

9.

4 слайд  А вот и жители Антарктиды  - пингвины. Здесь их  огромное множество.

 Пингвины любят воду.  У пингвинов   есть  крылья, но они не умеют летать.  Пингвин – единственная птица, которая не умеет летать. Но очень хорошо плавает.  Крылья пингвинов  выполняют те же движения в воде, что и у птиц в небе.

Большую часть жизни они живут не в воде и не на суше, а на льдинах.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте, а как живут пингвины – поодиночке или стаей?

- Льдины – отличное место для жизни пингвинов.

   Я – пингвин не один!

  Нас пингвинов стая.

  Мы живём среди льдин

 И не замерзаем.

- Живут они стаями, а не по одному. В холодную погоду они греются, прижимаясь друг к другу.

10.

- А вы не замерзли? Давайте немного погреемся.

Бело-черные пингвины

 Далеко видны на льдинах.

 Вот они шагают дружно,

 Для порядка это нужно.

 Оттопырили ладошки      

 И попрыгали немножко.

 Руки вверх чуть приподняли

 И на место побежали.             

Физминутка «Пингвин»

11.

-  А как вы думаете, кто друзья пингвина?

- Как мы узнаём пингвинью породу?

Все как один…

 5 слайд - Дружно прыгают в воду

6 слайд - Никогда не летают,

 В море страха не знают,

7 слайд - В море быстро плывут,

8 слайд -Стаями дружно живут.

9 слайд - Фраки черные носят,

 - Лучшей жизни не просят.

10 слайд - Любят снежные льдины

Все как один носят имя…?

- Друзья пингвинов – другие пингвины.

Пингвины.

12.

- Дети, а как вы думаете,  почему пингвины купаются в холодной воде и не мерзнут, и выходят из воды сухими?

- Оказывается, перышки пингвинов маленькие плотные, они покрыты слоем  подкожного жира. Поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который их греет в холодной воде.

Исследовательская работа: Для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу.  Для проведения опыта нам понадобятся перья, они покрыты жиром  и сосуд с водой.

Возьмите в руки перышки и опустите их в воду, затем выньте, посмотрите, что происходит с капельками воды.

Наблюдаем и делаем вывод: капельки воды стекают и перо остается сухим. Поэтому пингвины не мерзнут .

Предположения детей.

Дети проделывают опыт, наблюдают и пытаются сделать вывод:

капельки воды стекают и перо остается сухим. Поэтому пингвины не мерзнут.

Дети возвращаются на стульчики.

13.

- Ребята, даже в таком холоде пингвины высиживают яйца, из которых появляются маленькие пингвинята. Давайте посмотрим сюжет.

11 слайд: Папа – пингвин строит гнездо и приглашает маму отложить яйцо. Затем берет яйцо и зажимает его между лапами, пряча в складках живота. Целый месяц папа – пингвин сидит на холоде. А мама ходит за едой,  за рыбкой.

14.

Когда пингвиненок подрастет,

12 слайд: его отправляют в пингвиний детский сад, где малыш находится под присмотром пингвинов-воспитателей. Они следят, чтобы пингвинята себя хорошо вели, не баловались, не дрались и, чтобы их не унесла птица – поморник, или акула. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно много уметь и много узнать. Поэтому пингвины и ходят в пингвиний детский сад.

Там они учатся быть сильными, проворными, ловкими.

Матвей Д.

У мамы у пингвинихи,

У папы  у пингвина

Ребенок появился

Забавный и смешной.

А так как все пингвины                                        Всю жизнь живут на льдине,

То домик пингвиненка

Тоже ледяной.

Он с детства закаляется,

В морской воде купается.

И пусть вода холодная,

Ребенок очень рад.

Он не боится стужи,

С детьми другими дружит,

И вместе с ними ходит

В пингвиний детский сад.

15.

Воспитатель:  Ну что ж, пришло время отыскать маму нашего пингвиненка.

На макете «Антарктида»  на льдине несколько пингвинов.  Пингвиненка помещаем на льдину.

- Какие вы молодцы!  Помогли нашему  пингвиненку найти маму и вернуть его в семью.

Давайте  ПОВТОРИМ ещё раз  все слова: Антарктида, льдина, айсберг.

- А как живут пингвины: поодиночке или как?

Пингвинёнка усаживают на льдину.

Словарные слова:

Антарктида, льдина, айсберг.

- Стаей.

16.

Недавно на занятии мы с вами делали аппликацию «Пингвин».

 Пальчиковая гимнастика «Три пингвина».

Жили-были три пингвина.

Хорошо и дружно жили.

Как – то утром на рыбалку

Зашагали вперевалку.

Наловили много рыбы.

И еще поймать могли бы.

Съели дружно все до крошки

Кроме маленькой рыбешки.

Дружно бросились в драку.

Учинив большую свалку.

Чтобы жить все время дружно

Уступать друг другу нужно.

Звучит песня  «Пингвины».

-Давайте отправим наших пингвинов на льдины. Пусть они живут дружно в своей стае и ходят в свой пингвиний детский сад.

- Ребятки, а что бы вы пожелали нашим пингвинам?

Молодцы,  детки!  А теперь нам пора возвращаться в детский сад.  (Дети закрывают глаза). Сколько нового и интересного мы  сегодня узнали об Антарктиде  и пингвинах!

Дети проходят за столы.

(Хлопки в ладоши)

(Ладошка «моет» ладошку)

(Хлопки)

(Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу)

(Вращение кистей рук к себе)

(Вращение кистей рук от себя)

(Хлопки)

(Хлопки)

(Удары кулачками друг о друга.)

(Удары кулачками о стол)

(Ладошка «моет» ладошку.)

(Ладошка «моет» ладошку.)

Дети наклеивают пингвинов на большие льдины.

- Не болеть.

- Слушаться старших.

- Не драться, уступать друг дружке.

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....