Главные вкладки

    НОД по познавательному развитию "Где спрятался воздух?"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Григорьева Елена Владимировна

    Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy.docvozdukh.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД  по познавательному развитию
    «Где спрятался воздух?» в старшей группе

    Григорьева Елена Владимировна, воспитатель
    МБДОУ Д/С №1 «Колосок».

    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

    Задачи:

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

    - развивать навыки проведения опытов;

    - расширять и активизировать словарь детей;

    - поощрять выдвижение гипотез;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

    - воспитывать аккуратность при работе с водой;

    Гипотезы:

    - воздух постоянно нас окружает;

    - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - воздух легче воды;

    - воздух есть внутри предметов;

    - воздух есть внутри людей;

    - без воздуха не возможна жизнь;

    - воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

    - ветер - движение воздуха.

    Оборудование:

    - кукла Воздушинка

    - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

    - спасательные нарукавники;

    - миска (желательно стеклянная) 

    - стакан;

    - игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

    - стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

    - чеснок, чеснокодавилка;

    - веера по количеству детей;

    - песочные часы;

    - воздушные шары по количеству детей.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

    Незнайка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

    Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

    Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

    Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

    Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

    Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

    Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

    Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

    Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

    Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

    Опыт 2. Подводная лодка.

    Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

    Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли ! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

    Незнайка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!

    Опыт 3. Камень.

    Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

    Дети: Из камня выходят пузыри.

    Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

    Физкультминутка.

    Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

    Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

    Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

    Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

    Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

    И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

    Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

    Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

    Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

    Опыт 4. Воздух в человеке.

    Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем.

     Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

     Дети: Нет.

    Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

    Незнайка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

    Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

    Опыт 5. «Не дышу»

    Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

    Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

    Воспитатель: НЕзнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

    Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

    - что воздух постоянно нас окружает;

    - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - что воздух легче воды;

    - что воздух есть внутри предметов;

    - что воздух есть внутри людей;

    - что без воздуха не возможна жизнь;

    - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

    - что ветер - движение воздуха.

    Воспитатель: НЕзнайка куда ты исчез? Что ты там делаешь?

    Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

    Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

     

    |


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект НОД по познавательно-речевому развитию, Тема:" Куда спрятался снежок? "

    Занятие для воспитателей детских садов. Это занятие по разделу " Расширение кругозора "...

    Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

    По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...

    КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

    Конспект в первой младшей группе по познанию...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»

    Непосредственно образовательная деятельностьс детьми средней группыпо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»...

    Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

    В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

    Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....