Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

 Описание материала: материал содержит конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, с применением методов экспериментирования.

 Участники: воспитанники средней группы (4-5лет). Материал может применяться педагогами ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми средней группы, а также в качестве элемента родительского собрания.

Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой.

Форма образовательной деятельности: интегрированная.

Задачи: 1.Закрепить содержание сказки "Заюшкина избушка", побуждать детей, правильно воспринимать и сопереживать героям сказки.

 2.Учить детей делать предположения и проверять их с помощью экспериментирования. 3.Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, связную речь, воображение, внимание, память, творческие способности.

 4. Продолжать формировать умение детей отгадывать загадки, называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;

5. Воспитывать отзывчивость у детей, любовь к сказкам, обогащать словарь; Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; ширма-домик; куклы зайца и лисы; лист бумаги, сложенный домиком, снежные домики, деревянные брусочки, 3 подноса, 3 лейки, блюдца; цветные модули; стулья – пенёчки по количеству детей; большая мягкая игрушка лисы и книжки со сказками.

Организация деятельности

Содержание. Дети заходят в зал и становятся рядом с воспитателем.

  - Ребята, посмотрите, как необычно выглядит наш музыкальный зал. Как вы думаете, куда мы попали? на что это всё похоже? (на сказку) А вы любите сказки? (Да) Я тоже! Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал здесь. Давайте спросим у наших гостей, кто это был? (воспитатель обращает внимание на дорожку со следами)

 Дети спрашивают у гостей -Вы здесь никого не видели?

Воспитатель загадывает загадку. Тогда отгадайте мою загадку, и вы сможете узнать, кто это был:

-кто рано встаёт, голосисто поёт, детям спать не даёт? (Петух)

 -вот он Петя-петушок золотой гребешок, масляная головушка, шёлкова бородушка! А какого цвета его следы? (Серые) - В какое время года следы петуха вдруг могут стать серыми? (Наступит весна, растает снег, петушок пойдёт по талому снегу и запачкает лапки.)  (На проекторе появляется картинка петушка).

Воспитатель обращает внимание на дорожку со следами

-А это чьи следы, как вы думаете? Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь. Как зовут его? (Медведь) - А какого цвета следы медведя? (зелёные) -почему? (Дети рассуждают: Наступило лето, медведь ходил по зелёной траве и оставил зелёные следы. на экране проектора появляется картинка медведя.

 Обращает внимание на дорожку со следами:

-А это уже другого зверя следы. Как вы думаете, чьи они? По снежку зимой бежала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто это? (Лиса) -Посмотрите на экран правильно ли вы отгадали загадку, вот она наша лисичка – хитрая сестричка! Какого цвета следы лисы? (жёлтые) А почему? (Предположения ребят: Наступила осень. Лиса бегала по опавшим листьям и оставила свои следы.) -Как лиса ходит? (на носочках, хвостиком машет, лапочки впереди держит).  На экране проектора появляется картинка лисы.

 Обращает внимание на дорожку со следами.

-Интересно, ну, а это кто здесь наследил? Всех боится он в лесу: волка, филина, лису. Бегает от них, спасаясь, с длинными ушами…? (Заяц) - Вот он зайчик! Какого цвета следы зайца? Почему они белые? (Предположения ребят: Правильно, наступила зима, и зайчик бегал по снегу.) Показывает на экран) Следы зайца приводят к дому. Воспитатель, показывая на домик

 - Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (мы попали в сказку «Заюшкина избушка»).

- кто хозяин этого дома? (Дети рассуждают: заяц)

 - Я вас приглашаю присесть на пенёчки-стульчикии отдохнуть. Дети сидят на стульчиках

 - Ребята, что случилось? Почему Лиса у Зайчика в домике живет? И где же сам Зайчик – хозяин дома? (Дети рассказывают часть сказки, где Заяц плачет и говорит: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у Лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!) - как вы думаете, Лисичка хорошо сделала, выгнав Зайчика из его дома? (Дети отвечают, что лиса плохо поступила) Лиса скверно поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Что же мы можем сделать, что бы помочь и лисе и зайчику? (мы можем построить лисичке новый дом! ) Дети подходят к воспитателюи вместе с выполняют физминутку «Я хочу построить дом»

 -Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

 Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

 Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

 Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

 Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

 Дети стоят рядом с воспитателем Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили - настоящий или воображаемый? (Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе.)

 - А что нужно, чтобы построить настоящий дом для Лисы (подобрать материал; ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на полянки.

Ой, посмотрите, здесь три полянки.

-что лежит на первой полянке? (бумага),

 -значит эта полянка какая?(«Бумажная»)

 - Ребята, из чего сделан этот дом? (Из бумаги) -значит он какой? (бумажный) (На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)

 - Как вы думаете, что будет с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? (Ответы детей) Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? (он улетел)

 -почему? (потому, что бумага лёгкая)

А что будет с таким домом, если пойдёт дождь? (он промокнет и сломается)

 -давайте проверим ваше предположение, Саша, полей из лейки на домик) (Льёт из лейки на бумажный дом)

- Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет)

 Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)

-что находится на второй полянке? (снег)

 -значит эта полянка какая?(«Снежная») (На столе поднос, на нём домики из снега, снег, лейка)

 -из чего сделан этот домик? (Из снега)

-Значит он какой? (Снежный, красивый) Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный, колючий)

 - как вы думаете, что будет с домиком из снега, если подует ветер? (предположения детей) -давайте проверим (Вместе дуют, ничего не происходит) - Никакой ветер не страшен такому дому! -А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (предположения детей),

 -я предлагаю проверить, Арина, полей из лейки на домик) Что происходит? (Дом тает).

 -А как вы думаете дом из снега по температуре какой? Тепло, уютно ли лисе будет в этом доме? (нет)

-почему? (потому, что он холодный)

-Подойдёт снег для строительства дома Лисы? (Нет, не подойдёт, дом может растаять и он холодный)

Подходят к третьей полянке Воспитатель демонстрирует деревянный домик Маша поливает из лейки на домик какой?

 -что лежит на этой полянке? (дерево), значит она какая? ( «Деревянная»), - (На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка) -Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева) Значит, домик какой? (Деревянный) Можно ли, Лисе жить в таком доме? (да) Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит)

 -Почему? (Дерево крепкое) А сейчас, возьмите в кулачок в одну руку деревянный брусок, а во вторую кусочек льда и сравните их по температуре.(Дерево теплее, чем снег)

 -А если вдруг пойдёт дождь, что будет с таким домом? (предположения детей)

 -я предлагаю проверить, Маша, полей из лейки на дом)

-Что происходит? Домик промок только снаружи, а внутри он сухой. Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево крепкое, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)

 -Молодцы, ребята, а подойдёт ли по размеру этот дом лисичке? (нет, этот дом маленький, места ей будет мало)

 -а большой дом из дерева мы ей не можем построить, как вы думаете, почему? (это долго)

 -как же нам быть? Обращает внимание на модули, стулья и предлагает ребятам смоделировать из этого дом для лисы.

 Ребята, как вы думаете, для чего у нас стоят разноцветные модули? -давайте из них, построим дом для Лисы! Конструирование из модулей дома под музыку. - Молодцы! Какой у нас дом получился? (Ответы детей: большой, просторный и т.д.) Теперь в этом доме будет жить Лиса из сказки! (Воспитатель садит игрушку лисы в дом) Вот мы и помирили Зайчика с Лисичкой! Славно потрудились! Но как говорится в пословице: кончил дело: гуляй смело!

Рефлексия. Игра с мячом. Теперь мы будем играть! Вышли дружно на лужок, встали в маленький кружок.

-по чьим следам мы ходили?

 -какую сказку мы сегодня вспомнили? -что мы строили?

 -для кого?

 -Какие материалы мы исследовали для строительства дома лисы?(бумага, снег, дерево)

 -как мы определили какой материал подойдёт для лисичкиного домика? (провели опыты: мы на них дули, воду поливали)

-Какой материал подошёл для строительства дома лисы? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым),

 -А почему же нам не подошли другие материалы: бумага и снег? (Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Дом из снега может растаять и в нём будет холодно) Сюрпризный момент. Ой, ребята, смотрите, что это за мешок? (Воспитатель быстро открывает спрятанный сюрприз под белой тканью – сугробом) (Дети смотрят: в мешке книжки со сказками) Наверное, лисичка хочет, чтоб мы ещё и с другими сказками познакомились, давайте пройдём в группу и посмотрим какие книжки она нам подарила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayushkina_izbushka.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

 Описание материала: материал содержит конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, с применением методов экспериментирования.

 Участники: воспитанники средней группы (4-5лет). Материал может применяться педагогами ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми средней группы, а также в качестве элемента родительского собрания.

Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой.

Форма образовательной деятельности: интегрированная.

Задачи: 1.Закрепить содержание сказки "Заюшкина избушка", побуждать детей, правильно воспринимать и сопереживать героям сказки.

 2.Учить детей делать предположения и проверять их с помощью экспериментирования. 3.Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, связную речь, воображение, внимание, память, творческие способности.

 4. Продолжать формировать умение детей отгадывать загадки, называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;

5. Воспитывать отзывчивость у детей, любовь к сказкам, обогащать словарь; Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; ширма-домик; куклы зайца и лисы; лист бумаги, сложенный домиком, снежные домики, деревянные брусочки, 3 подноса, 3 лейки, блюдца; цветные модули; стулья – пенёчки по количеству детей; большая мягкая игрушка лисы и книжки со сказками.

Организация деятельности

Содержание. Дети заходят в зал и становятся рядом с воспитателем.

  - Ребята, посмотрите, как необычно выглядит наш музыкальный зал. Как вы думаете, куда мы попали? на что это всё похоже? (на сказку) А вы любите сказки? (Да) Я тоже! Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал здесь. Давайте спросим у наших гостей, кто это был? (воспитатель обращает внимание на дорожку со следами)

 Дети спрашивают у гостей -Вы здесь никого не видели?

Воспитатель загадывает загадку. Тогда отгадайте мою загадку, и вы сможете узнать, кто это был:

-кто рано встаёт, голосисто поёт, детям спать не даёт? (Петух)

 -вот он Петя-петушок золотой гребешок, масляная головушка, шёлкова бородушка! А какого цвета его следы? (Серые) - В какое время года следы петуха вдруг могут стать серыми? (Наступит весна, растает снег, петушок пойдёт по талому снегу и запачкает лапки.)  (На проекторе появляется картинка петушка).

Воспитатель обращает внимание на дорожку со следами

-А это чьи следы, как вы думаете? Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь. Как зовут его? (Медведь) - А какого цвета следы медведя? (зелёные) -почему? (Дети рассуждают: Наступило лето, медведь ходил по зелёной траве и оставил зелёные следы. на экране проектора появляется картинка медведя.

 Обращает внимание на дорожку со следами:

-А это уже другого зверя следы. Как вы думаете, чьи они? По снежку зимой бежала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто это? (Лиса) -Посмотрите на экран правильно ли вы отгадали загадку, вот она наша лисичка – хитрая сестричка! Какого цвета следы лисы? (жёлтые) А почему? (Предположения ребят: Наступила осень. Лиса бегала по опавшим листьям и оставила свои следы.) -Как лиса ходит? (на носочках, хвостиком машет, лапочки впереди держит).  На экране проектора появляется картинка лисы.

 Обращает внимание на дорожку со следами.

-Интересно, ну, а это кто здесь наследил? Всех боится он в лесу: волка, филина, лису. Бегает от них, спасаясь, с длинными ушами…? (Заяц) - Вот он зайчик! Какого цвета следы зайца? Почему они белые? (Предположения ребят: Правильно, наступила зима, и зайчик бегал по снегу.) Показывает на экран) Следы зайца приводят к дому. Воспитатель, показывая на домик

 - Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (мы попали в сказку «Заюшкина избушка»).

- кто хозяин этого дома? (Дети рассуждают: заяц)

 - Я вас приглашаю присесть на пенёчки-стульчикии отдохнуть. Дети сидят на стульчиках

 - Ребята, что случилось? Почему Лиса у Зайчика в домике живет? И где же сам Зайчик – хозяин дома? (Дети рассказывают часть сказки, где Заяц плачет и говорит: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у Лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!) - как вы думаете, Лисичка хорошо сделала, выгнав Зайчика из его дома? (Дети отвечают, что лиса плохо поступила) Лиса скверно поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Что же мы можем сделать, что бы помочь и лисе и зайчику? (мы можем построить лисичке новый дом! ) Дети подходят к воспитателюи вместе с выполняют физминутку «Я хочу построить дом»

 -Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

 Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

 Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

 Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

 Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

 Дети стоят рядом с воспитателем Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили - настоящий или воображаемый? (Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе.)

 - А что нужно, чтобы построить настоящий дом для Лисы (подобрать материал; ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на полянки.

Ой, посмотрите, здесь три полянки.

-что лежит на первой полянке? (бумага),

 -значит эта полянка какая?(«Бумажная»)

 - Ребята, из чего сделан этот дом? (Из бумаги) -значит он какой? (бумажный) (На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)

 - Как вы думаете, что будет с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? (Ответы детей) Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? (он улетел)

 -почему? (потому, что бумага лёгкая)

А что будет с таким домом, если пойдёт дождь? (он промокнет и сломается)

 -давайте проверим ваше предположение, Саша, полей из лейки на домик) (Льёт из лейки на бумажный дом)

- Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет)

 Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)

-что находится на второй полянке? (снег)

 -значит эта полянка какая?(«Снежная») (На столе поднос, на нём домики из снега, снег, лейка)

 -из чего сделан этот домик? (Из снега)

-Значит он какой? (Снежный, красивый) Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный, колючий)

 - как вы думаете, что будет с домиком из снега, если подует ветер? (предположения детей) -давайте проверим (Вместе дуют, ничего не происходит) - Никакой ветер не страшен такому дому! -А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (предположения детей),

 -я предлагаю проверить, Арина, полей из лейки на домик) Что происходит? (Дом тает).

 -А как вы думаете дом из снега по температуре какой? Тепло, уютно ли лисе будет в этом доме? (нет)

-почему? (потому, что он холодный)

-Подойдёт снег для строительства дома Лисы? (Нет, не подойдёт, дом может растаять и он холодный)

Подходят к третьей полянке Воспитатель демонстрирует деревянный домик Маша поливает из лейки на домик какой?

 -что лежит на этой полянке? (дерево), значит она какая? ( «Деревянная»), - (На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка) -Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева) Значит, домик какой? (Деревянный) Можно ли, Лисе жить в таком доме? (да) Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит)

 -Почему? (Дерево крепкое) А сейчас, возьмите в кулачок в одну руку деревянный брусок, а во вторую кусочек льда и сравните их по температуре.(Дерево теплее, чем снег)

 -А если вдруг пойдёт дождь, что будет с таким домом? (предположения детей)

 -я предлагаю проверить, Маша, полей из лейки на дом)

-Что происходит? Домик промок только снаружи, а внутри он сухой. Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево крепкое, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)

 -Молодцы, ребята, а подойдёт ли по размеру этот дом лисичке? (нет, этот дом маленький, места ей будет мало)

 -а большой дом из дерева мы ей не можем построить, как вы думаете, почему? (это долго)

 -как же нам быть? Обращает внимание на модули, стулья и предлагает ребятам смоделировать из этого дом для лисы.

 Ребята, как вы думаете, для чего у нас стоят разноцветные модули? -давайте из них, построим дом для Лисы! Конструирование из модулей дома под музыку. - Молодцы! Какой у нас дом получился? (Ответы детей: большой, просторный и т.д.) Теперь в этом доме будет жить Лиса из сказки! (Воспитатель садит игрушку лисы в дом) Вот мы и помирили Зайчика с Лисичкой! Славно потрудились! Но как говорится в пословице: кончил дело: гуляй смело!

Рефлексия. Игра с мячом. Теперь мы будем играть! Вышли дружно на лужок, встали в маленький кружок.

-по чьим следам мы ходили?

 -какую сказку мы сегодня вспомнили? -что мы строили?

 -для кого?

 -Какие материалы мы исследовали для строительства дома лисы?(бумага, снег, дерево)

 -как мы определили какой материал подойдёт для лисичкиного домика? (провели опыты: мы на них дули, воду поливали)

-Какой материал подошёл для строительства дома лисы? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым),

 -А почему же нам не подошли другие материалы: бумага и снег? (Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Дом из снега может растаять и в нём будет холодно) Сюрпризный момент. Ой, ребята, смотрите, что это за мешок? (Воспитатель быстро открывает спрятанный сюрприз под белой тканью – сугробом) (Дети смотрят: в мешке книжки со сказками) Наверное, лисичка хочет, чтоб мы ещё и с другими сказками познакомились, давайте пройдём в группу и посмотрим какие книжки она нам подарила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»

Цель - формирование нравственно-моральных качеств у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка»; развитие исследовательской деятельности детей....

Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования и обж»

Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования и обж»Составила:  Глухова Галина Андреевна, воспитатель МБДОУ «Тевризский детский сад №1»Название рабо...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»

Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией  Т. Н. Дороновой.В процессе о...

Конспект итоговой НОД в средней группе Путешествие по сказке «Заюшкина избушка»

Конспект итоговой НОД в средней группе "Путешествие по сказке Заюшкина избушка"...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...