Музыкально- экологический проект "Ах, капуста!"
проект (подготовительная группа) на тему

Попова Елена Александровна

Посадка капусты, наблюдение за ростом, ухаживание за растениями, сбор урожая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_ah_kapusta.docx29.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Ступинский детский сад» структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шалакушская средняя общеобразовательная школа».

Музыкально – экологический проект  «Ах, капуста!»

Автор: Попова Е.А.

Подготовительная группа.

Вид проекта. Досугово - познавательный, долгосрочный (апрель – октябрь).

Цель проекта. Формировать социально – активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

Задачи.

Расширять представление о русском народном творчестве, о народных традициях.

Развивать фантазию, воображение, умение передавать характеры персонажей в пении, музыкальных играх, пластике движений.

Участники проекта.

Дети подготовительной к школе группы и их родители.

Педагоги и сотрудники Ступинского д\с  и Дома культуры.

Ресурсы.

Информационный.

Поведение консультаций для педагогов ( «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» ) и родителей ( « Изготовление куклы -  капустницы» ).

Подбор познавательной и художественной литературы по теме.

Создание презентации, буклета, кроссворда.

Оформление приглашений для педагогов, родителей воспитанников и жителей деревни Ступино.

Материальный.

Изготовление костюмов  Капусты, Козла (для взрослых), шапочек-масок персонажей инсценировки (для детей), сарафанов и косовороток для всех участников.

Оформление зала: панно с изображением интерьера русской избы, макет печи, кухонная утварь.

Атрибуты: кочаны капусты, ножи, разделочные доски, миски, фартуки, колпаки, столы.

Технические средства: музыкальный центр, проектор, компьютер, экран.

Продукт проектной деятельности.

Интегрированное музыкально-экологическое развлечение «Ах, капуста!»

Предполагаемые результаты.

Укрепление внутрисемейных отношений.

Привлечение организаций социума как партнеров дошкольного учреждения для совместного решения проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Формирование у воспитанников стремления к исследованию объектов природы, умений делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Этапы проекта

Подготовительный этап (апрель).

Постановка цели и задач, определение направлений и методов работы.

Предварительная работа с педагогами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями, с представителями Дома культуры. Привлечением к работе администрации поселка (для оказания материальной и практической помощи). Подбор оборудования и материалов, обсуждение условий выполнения проектной деятельности, плана и времени проведения мероприятий.

Предварительная работа с детьми и их родителями: посев и выращивание рассады капусты и подготовка грядок на приусадебном участке детского сада.

Основной этап (май-сентябрь).

На данном этапе были проведены следующие мероприятия.

С детьми.

Занятия, беседы и наблюдения за ростом капусты (анализ условий выращивания, сравнение ростков на разных стадиях роста и развития, полив, рыхление, подкормка, борьба с вредителями).

Оформление атрибутов и проведение игр: сюжетно-ролевых («Семья», «Огород»), подвижных («Вершки – корешки», «Раз, два, три, к капусте беги!», «Жмурки с колокольчиком», «Жуки под листочком», «Заяц и капуста», «Капуста», «Огород»), дидактических («Экологические цепочки», «Передай добро по кругу», «Определи на вкус», лото «Огород», домино «Овощи», пазлы «Подумай и сложи», «Что где растет», «Что лежит в корзинке»).

Разучивание загадок, поговорок, песен о капусте, народных игр и танцев (игр-драматизаций «Огород», «Зайцы в огороде», хоровода «Вейся, капуста», инсценировки «Козел», хороводных игр «Колышки», «Капуста»).

Проведение и защита детских исследовательских мини-проектов «Вырастай, капуста!» (см. приложение 1).

Оформление мини-музея «Подворье».

С родителями.

Проведение конкурса «Кукла-капустница».

Оформление выставки «Блюда из капусты».

С педагогами.

Подбор и подшив костюмов.

Изготовление декораций и элементов оформления зала.

С представителями Дома культуры.

Организация развлечения «Солнечные зайчики».

Оформление выставки работ детей и родителей.

Награждение участников конкурсов.

Проведение бесед по теме, рассматривание репродукций картин художников о сельскохозяйственных работах.

Проведение занятий «Волшебная вода», «Где ночует солнышко?», «Весёлое лето».

Закрепление знаний, полученных в ходе работы по проекту.

Проведение музыкально-экологического развлечения «Ах, капуста!»

Заключительный этап (конец октября).

Обобщение результатов работы по проекту.

Проведение педагогического совета.

Анализ отзывов родителей о проведенных мероприятиях.

Результаты работы по проекту (выводы).

Совместная работа музыкального руководителя, воспитателей, преподавателя по физической культуре, родителей и представителей различных учреждений социума способствовала:

- обогащению представлений детей о живой и неживой природе;

- развитию практических навыков в различных видах художественно-творческой деятельности;

- формированию бережного отношения к зеленым насаждениям;

- укреплению внутрисемейных отношений;

- формированию уважительного отношения к труду взрослых;

- повышению уровня коммуникативного общения;

- повышению интереса к устному народному творчеству.

Приложение 1

Исследовательский мини-проект «Вырастай, капуста!»

Цель. Узнать, как растет капуста.

Срок. Апрель – октябрь.

Материал и оборудование. Парник, лейки, палочки для рыхления, совки, грабли. Грядки на огороде. Дневники наблюдений.

Реализация проекта.

Апрель. Устройство парника в уголке природы групповой комнаты.

Май. Наблюдение за прорастанием семян и ростом рассады капусты. Подготовка грядок на огороде. Наблюдение за червяками, беседа об их пользе.

Июнь. Высадка рассады в открытый грунт. Ознакомление с правилами ухода за капустой.

Июль. Полив, подкормка, рыхление почвы, прополка.

Август. Обрывание листьев, борьба с вредителями.

Сентябрь. Наблюдение за ростом капусты.

Октябрь. Сбор урожая. Приготовление капустных пирогов.

Все этапы практической деятельности дети фиксируют в дневниках наблюдений.

Приложение 2

«Ах, капуста!»

Музыкально – экологическое развлечение.

Гости входят в музыкальный зал, оформленный в стиле русской избы, получают буклеты «Ах, капуста хороша!».

Ведущий. Здравствуйте, гости  дорогие! Сегодня мы расскажем и покажем, как на Руси жили, какие традиции чтили, какие запасы на долгую зиму делали. Приглашаем вас на капустную вечеринку.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Открывается занавес.

Дети подходят к избе, где их встречают Ивановна и Петровна (взрослые  русских народных костюмах).

Ивановна. Здравствуйте, гости  дорогие! Здравствуйте, работнички удалые!

Петровна. Мы вас заждались. Добро пожаловать!

Ивановна. У нас для каждого найдётся и местечко, и ласковое словечко.

Петровна. Рассаживайтесь  удобнее! Всем ли видно?  Всем ли слышно? (Да.) Вот и славно!

Ивановна. Осень в этом году урожаем богата.

Петровна. Посели овощи, фрукты – полезные продукты.

Ведущий.

Нужно много потрудиться,

Урожай большой собрать,

Чтоб потом повеселиться,

Песни петь и танцевать.

Первый ребёнок.

Красотой щедра ты, осень золотая,

А ещё богата ты чудо – урожаем.

Огурцы и помидоры,

 Есть морковка и салат,

Лук на грядке, перец сладкий

И капусты целый ряд.

Второй ребёнок.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор:

Кто из них, из овощей, и вкуснее, и нежней?

Кто при всех болезнях всех полезней?

Дети надевают шапочки – маски овощей.

Огурец.

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свеженький огурчик

Всем понравится!

Редиска.

Я, румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко

Мне хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Свекла.

Без меня зимою нету

Ни борща, ни винегрета,

Ни салатов, ни икры

Для больших и детворы.

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи:

Из капусты лучше щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Морковь.

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку.

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Ивановна. Все вы правы! Может быть, спор завершите? (Обращается к зрителям.) Пора о зиме подумать: овощи впрок запасать. Вы, гости дорогие, какие запасы на зиму уже сделали? (Ответы взрослых.)

Петровна. Квашеная капуста полезна и очень вкусна. А есть ли среди вас мастера капусту салить? Покажите нам своё умение.

Родители по желанию подходят к столам, надевают фартуки, шинкуют и солят капусту, складывают её в миски.

Ивановна. Капуста последней с огорода уходит. Вспомните пословицы и поговорки об этом овоще.

Дети. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. Не один род без капусты не живет. Хлеб да капуста голода не допустят.

Ивановна. Ай да молодцы!

Петровна. Как соленые огурцы!

Ивановна. Ой, Петровна, ты все шутишь! Шутки шутками, да пора и за работу браться.

Петровна. Пора и нам огород городить да капусту завивать.

Дети водят хоровод «Вейся, капуста».

Вбегает Хозяин (мальчик с игрушечным топором). Проводится русская народная игра «Капуста».

Дети образуют круг «огород». В середину круга складывают «капусту» - шапки, пояса, платки.

Хозяин (садится рядом с «капустой»).

Я на камушке сижу

Да топор в руках держу.

Остры колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобр и куница,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети вбегают в круг, стараются схватить «капусту» и убежать. Кого Хозяин поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который унес больше всех «капусты», объявляется победителем.

Затем дети в шапочках-масках исполняют инсценировку «Капуста».

Хозяин.

Как то осенью чуть свет

 Пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту.

Входит Капуста (ребёнок в костюме).

Первый заяц.

Что сидеть одной и грустной?

Суп готовится у нас,

Стол накроем мы для вас!

Хозяин.

Капуста отряхнулась, на приглашенье улыбнулась.

Капуста.

Ах, как славно! Хруп – хруп !

Зайцы мне готовят суп.

Хозяин.

Капуста долго наряжалась,

Сто одёжек одевалась,

К обеду лишь управилась.

Наконец отправилась!

Капуста.

Хруп – хруп! Хруп – хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Хозяин.

Повстречал Капусту Ёж.

Ёж. Ты куда это идёшь?

Капуста.

Здравствуй, Ёжик! Хруп – хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ёж.

К зайцам на обед идёшь?

К ним ты в суп не попадёшь?

Капуста.

Ты колюч, а глуп, глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Хозяин.

И пошла лесной тропой

Капуста, гордая собой.

Дуб Капусту увидал.

Ей вдогонку зашептал…

Дуб.

К зайцам?! Ну иди, иди.

В суп, смотри, не попади!

Капуста.

Ты могуч, а глуп, глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Хозяин.

К зайцам в дом зашла Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста.

Добрый день вам, хруп – хруп!

Подавайте, зайцы, суп!

Хозяин.

Ну а зайцы говорят…

Первый заяц.

Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмёт его никто!

(Снимает с Капусты пальто и с ним убегает.)

Второй заяц.

Нарядились-то вы как!

Вы снимите и пиджак!

(Снимает с Капусты пиджак и с ним убегает.)

Третий заяц.

У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!

(Снимает с Капусты пиджак и с ним убегает.)

Четвёртый заяц.

Располагайтесь, отдыхайте

И халатик свой снимайте!

(Снимает с Капусты халат.)

Хозяин.

Зря Капуста наряжалась.

С кочерыжкой лишь осталась.

(Капуста медленно уходит, опустив голову.)

Но Капуста есть Капуста!

Ей ли оставаться грустной?

Вновь Капуста к нам пришла.

Что она нам принесла?

Входит Капуста (взрослый в костюме),

Выносит поднос, накрытый салфеткой.

Капуста.

Простите, что я опоздала,

Всё наряды примеряла.

Не могу удержаться –

Так люблю наряжаться!

Не зря я, огородница,

Зовусь большой модницей.

Принимайте от меня угощение.

Хозяин (снимает салфетку с подноса, показывает пирог). Пирог вкусный, ароматный! Будете пробовать, ребята?

Ивановна. Погоди, Хозяин! И до пирогов дело дойдёт.

Петровна. Пусть Капуста сначала расскажет о себе.

Хозяин ставит поднос с пирогом на стол.

Капуста. Я известна людям с незапамятных времён. (Рассказ сопровождается показом слайдов.) Ещё первобытный человек обнаружил, что дикая капуста – растение с высоким стеблем и небольшим количеством прямых, не завившихся в кочан листьев, - пригодна для питания.

Не сразу дикая капуста превратилась в культурное растение с крупными сочными листьями. Чтобы получить большие бело-зелёные кочаны, людям пришлось немало потрудиться: из года в год выбирать самые крупные семена, сажать их в хорошо удобренную влажную почву в низинах, на заливных лугах, по берегам рек и озёр, обильно поливать всходы.

С древности высоко ценились лечебные свойства капусты. Её соком лечили и кашель, и головную боль, и болезни суставов. И задумались люди: как же сохранить эти сочные листья до весны?

Немало лет прошло с тех пор, как научились заготавливать свежую капусту на зиму: квасить да солить её листья. Потрубят кочаны, соли добавят, в кадки уложат, клюквой да яблоками сдобрят – и в подпол.

Ивановна. Подошло время нашим помощницам работу заканчивать! (Подходит к взрослым, занятым засолкой капусты.) Ай да молодцы! Сразу видно – мастерицы!

Петровна. Капуста сок даст, будет хрустящая да сочная. Что ж, поработали руками, можно и отдохнуть.

Дети поют частушки.

Грядки я свои полола,

Всё боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты –

Любо-дорого глядеть.

В огород козу пустила,

Чтоб капусту сторожила.

К ней козёл пришёл на чай,

Съел капусту невзначай.

Уложу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Про неё спою частушки,

Чтоб хрустела веселей.

Раздаётся стук в дверь.

Петровна. Что за гость торопится?

Резко открывается дверь, вбегает Козёл (взрослый в костюме), пытается напугать детей и зрителей.

Ивановна. Ох, и грозен ты, брат, напугал всех ребят! Как тебя усмирить? Может быть, покормить?

Капуста. Любят детишки мои кочерыжки. Они и тебя угостят.

Проводится игра-аттракцион «Загадочное угощение».

Дети и гости с закрытыми глазами пробуют кусочки овощей и называют их. Козёл пробует овощи, потом начинает прыгать вокруг детей.

Петровна. Перестань, Козёл, резвиться, лучше повесели нас.

Дети исполняют песню-инсценировку «Козёл».

Хозяин.

Как возьму я козла за роженьки.

Привяжу я козла у дороженьки.

Покажи-ка, Козёл, как старики да старушки пляшут.

Козёл.

Вот так, вот так, потихонечку,

Вот так, вот так, полегонечку.

(Танцует, хромая и держась за спину.)

Хозяин. Покажи-ка, Козёл, как добры молодцы да красны девицы пляшут.

Козёл.

Вот так, вот так да вприсядочку,

Вот так, вот так да вприскочечку.

(Танцуют вприсядку, выполняют поскоки по кругу.)

Ивановна.

Веселил нас много раз

Танец – русский перепляс!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг!

Дети исполняют русскую пляску.

Петровна. Добрый семейный праздник в честь капусты подходит к концу.

Ивановна. Вспомните, что мы сегодня узнали, и разгадайте кроссворд.

Дети разгадывают кроссворд, представленный на слайдах.

Петровна. Молодцы! Удачи вам, здоровья, счастья! Будьте дружными и весёлыми!

Ивановна. Приглашаем всех пирогов румяных да чаю сладкого отведать.

Во время чаепития проходит церемония награждения участников конкурсов «Кукла-капустница», «Блюда из капусты».

Литература

Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: Русское слово, 2006.

Ёлкина Н.В. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Коряковцев В.П. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2008.

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.

Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». – М.: Мозаика-синтез, 2008.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения – до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

Пашнина В. М. А у нас перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2005.

Топтыгина Н. Н. Праздники для дошкольников. Игры, пляски, волшебные сказки. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? – М.: ГНОМ и Д, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-экологический проект "С голубого ручейка начинается река"

Проект был создан в 2013г. в рамках года экологии и конкурса "Родничок".Включает в себя планирование на март-апрель и итоговое мероприятие....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

музыкально - экологический проект "Осень - золотая пора"

Главная тема проекта - беречь природу....

Музыкально-экологический проект "Гармония музыки и природы"

Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа» филиал «Лявленская начальная школа - детский сад» Паспорт проекта МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПР...

Музыкально - экологический проект " Теремок"

Совместная образовательн ая деятельность с детьми 5-6 лет(старшая группа)...

Музыкально - экологический проект "Гармония музыки и природы"

Цель: Содействие развитию у детей экологических культуры средствами музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы....

Музыкально -экологический проект "Гармония музыки и природы"

Музыкально -экологический проект «Гармония музыки и природы». напрвлен на приобщение детей к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней....