Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы Тема: «Наша Родина - Россия»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ; развивать логическое мышление, внимание, память, речевую и активность детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы
Тема: «Наша Родина - Россия»
Цели и задачи:
- обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней, сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
- познакомить детей с основными неофициальными символами РФ;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речевую и активность детей;
- воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении слова Родина, рассматривание российского флага, герба, слушание гимна; разучивание стихов, песен о России, чтение пословиц, отгадывание загадок.
Словарь: планета, иллюминатор, инопланетянин, гимн, флаг, герб, модель, глобус.
Оборудование: магнитофон, запись муз. произведений: Государственного гимна России, ИВА НОВА «Вдоль по улице метелица метет», «Колокольные звоны» Э.Грига, группа Земляне – «Трава у дома», глобус, географическая карта, изображение герба РФ, флага России, матрешка, костюм инопланетянина.
ХОД НОД
I часть
Под музыку входит инопланетянин.
Инопланетянин: Куда я попал?
Воспитатель: Это планета Земля. А попали вы в детский сад.
Инопланетянин (удивленно): К вам в детский сад? Ребята, а что это такое?
Дети: Это место где мы живем, играем, занимаемся.
Инопланетянин: Я наблюдаю за вашей планетой давно и мечтал побывать на ней.
Воспитатель: Расскажите, как выглядит Земля из иллюминатора космического корабля?
Инопланетянин: Земля круглая и большая ее часть покрыта морями и океанами, только одна шестая часть ее суши. Я даже захватил с собой ее модель (показывает глобус). Но у меня есть еще географическая карта. Скажите, дети, как называется ваша страна и покажите ее на карте.
Ребенок: Наша страна называется Россия. (Показывает, где расположена Россия на географической карте).
Инопланетянин: Да, ваша страна большая и занимает большую территорию.
Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?
Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я – марсианин! Это яркая и красивая планета. Дети, а что означает для вас слово Россия?
Дети: Это страна, в которой мы родились, где живут наши мамы и папы, это наша Родина.
Воспитатель: А чтобы вам было понятнее слова Родина, Россия, наши дети прочитают вам стихотворение.
Родина
Если скажут слово Родина,
сразу в памяти встает
старый дом, в саду смородина,
толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
и ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
над скакалкой топот ног
и большой соседней фабрики
громкий радостный гудок.
Или степь:
от маков красная, Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3.Александрова
Инопланетянин: Вы живете в прекрасной стране России. А чем отличается Россия от других стран?
Воспитатель: Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями. Люди, которые живут в нашей стране, называются…(Дети: Россияне).
На каком языке говорят все россияне? (Дети: русском).У каждой страны есть свое правительство. Дети, как зовут президента РФ? (Дети: Д.А.Медведев). Назовите столицу нашего государства? (Дети: Москва).У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать всегда о какой стране идет речь. Дети, назовите государственные символы России. (Ребенок: Герб. Флаг. Гимн.)
(Демонстрация поочередно государственных символов России).
Воспитатель: (демонстрируя герб России) Что за птица изображена на гербе России?
Ребенок: Двухглавый орел.
Воспитатель: А почему у него две головы? Кто хочет прочитать стихотворение, и тем самым ответить на данный вопрос?
Ребенок:
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он — России дух свободный.
Воспитатель: Что изображено в самом центре герба России?
Ребенок: Герб Москвы.
Воспитатель: Кто изображен на гербе Москвы?
Ребенок: Георгий Победоносец, убивающий копьем змея.
Воспитатель: Что это олицетворяет?
Ребенок: Победу добра над злом.
Воспитатель (демонстрируя флаг России): под флагом сражаются за свою Родину войны, флаг поднимают во время побед, флаги
вывешиваются во время праздников. Сколько полос у флага России?
Ребенок: Три.
Воспитатель: Что означает белая полоса?
Ребенок: Мир, чистоту совести.
Воспитатель: А синий цвет?
Ребенок: Небо, верность и правду.
Воспитатель: А какое значение у красного цвета?
Ребенок: Это цвет силы, огня, отваги. Это кровь, пролитая за Родину.
Воспитатель: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают клятву верности, обещают защищать Родину от ее врагов. Как надо слушать гимн?
Дети: Стоя.
Воспитатель: Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. (Дети стоя слушают первый куплет гимна России).
II часть.
Инопланетянин: Я понял, что гимн прославляет величие, мощь и красоту вашей Родины. Любой русский человек, находясь вдали от дома, при слове «Родина» представляет что-то свое, очень-очень родное. А если я вас возьму с собой в космическое путешествие, что бы вы представляли себе когда услышали бы слово «Родина»? Что каждый из вас считает символом России? (Обращается к воспитателю).
Воспитатель: Для меня это русские народные песни, танцы, пляски. Хотите мы с ребятами станцуем вам под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет»?
Инопланетянин: С удовольствием, и даже постараюсь принять участие.
Физкультминутка
Звучит запись русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет». Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
Инопланетянин: Молодцы, мне очень понравилось. А что еще является неофициальным символом России?
Ребенок: Многие люди символом России считают белоствольную березоньку, потому что таких берез, как у нас, нет больше нигде в мире.
Воспитатель: Правильно, а теперь я хочу загадать вам загадку:
Что мы сначала ломаем,
а потом играем? (Матрешка)
(Если дети затрудняются отгадать, воспитатель загадывает другую загадку).
Они и летом и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки –
И пойдут плясать …(матрешки).
(Демонстрация матрешки).
Инопланетянин: А из чего делают матрешки? (Ответы детей).
Воспитатель: Делают матрешек обычно из липы и других пород дерева. Для каждой из них мастер выбирает дерево. Выбирает его с толком и разумом. А дерево – оно же живое. Оно впитало в себя солнышко да силу земную. Вот и светится матрешка солнечным светом, и греет и силу придает.
Инопланетянин: Как интересно. А еще что, дети, вы представляете себе, когда слышите слово «Родина»? (Ответы детей: Балалайка, русская тройка с бубенцами, русские церкви).
Воспитатель: Одним из главных неофициальных символов России является русская церковь, чьи золотые купола похожи на луковицы.
С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о по жарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смерт ного часа человек слышал колокольный звон.
Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с вол нением слушать колокольные звоны. Колокольный звон - это целая наука.
Послушайте стихотворение:
Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя, против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!
Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века,
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,
Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнку
Вот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас -
Прямо в души.
Слушание музыки «Колокольные звоны» Э. Грига.
Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России, спасибо вам за это. Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.
Воспитатель и дети дарят инопланетянину на память российский флажок.
(Инопланетянин прощается с детьми)
Литература:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников.(Старшая группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003».2010.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2007.
- Логинова Л.В. Что герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) -М.:
«Издательство Скрипторий 2003»,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"
Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"
Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в космос»
План конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема " Путешествие в космос"...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы Тема «Зима»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.Цель занятия: обеспечить условия для создания ...
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Моя малая Родина»
Цель: формирование знаний детей о городах Ивановской области...
Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Поход в магазин» (образовательная область «Познавательное развитие»)
ЦельСформировать представление о знаках > и <, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар.Задачи1. Закрепить умение определять...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы « Ис – наша Родина».
Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком....