Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы Тема: «Наша Родина - Россия»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Прихидько (Горулько) Надежда Александровна

    Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ; развивать логическое мышление, внимание, память, речевую и активность детей;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект19.35 КБ

    Предварительный просмотр:


    Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы

    Тема: «Наша Родина -  Россия»

                                                                                                                      

                Цели и задачи:

    • обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней, сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
    • познакомить детей с основными неофициальными символами РФ;
    • развивать логическое мышление, внимание, память, речевую и активность детей;
    • воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине

    Предварительная работа:

    Беседа с детьми о значении слова Родина, рассматривание российского флага, герба, слушание гимна; разучивание стихов, песен о России, чтение пословиц, отгадывание загадок.

    Словарь: планета, иллюминатор, инопланетянин, гимн, флаг, герб, модель, глобус.

    Оборудование: магнитофон, запись муз. произведений: Государственного гимна России, ИВА НОВА «Вдоль по улице метелица метет», «Колокольные звоны» Э.Грига, группа Земляне – «Трава у дома», глобус, географическая карта, изображение герба РФ, флага России, матрешка, костюм инопланетянина.

    ХОД НОД

    I часть

    Под музыку входит инопланетянин.

    Инопланетянин: Куда я попал?

    Воспитатель: Это планета Земля. А попали вы в детский сад.

    Инопланетянин (удивленно): К вам в детский сад? Ребята, а что это такое?

    Дети: Это место где мы живем, играем, занимаемся.

    Инопланетянин: Я наблюдаю за вашей планетой давно и мечтал побывать на ней.

    Воспитатель: Расскажите, как выглядит Земля из иллюминатора космического корабля?

    Инопланетянин: Земля круглая и большая ее часть покрыта морями и океанами, только одна шестая часть ее суши. Я даже захватил с собой ее модель (показывает глобус). Но у меня есть еще географическая карта. Скажите, дети, как называется ваша страна и покажите ее на карте.

    Ребенок: Наша страна называется Россия. (Показывает, где расположена Россия на географической карте).

    Инопланетянин: Да, ваша страна большая и занимает большую территорию.

    Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

    Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я – марсианин! Это яркая и красивая планета. Дети, а что означает для вас слово Россия?

    Дети: Это страна, в которой мы родились, где живут наши мамы и папы, это наша Родина.

    Воспитатель: А чтобы вам было понятнее слова Родина, Россия, наши дети прочитают вам стихотворение.

                                             

    Родина

    Если скажут слово Родина,

    сразу в памяти встает

    старый дом, в саду смородина,

    толстый тополь у ворот.

    У реки березка-скромница

    и ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    над скакалкой топот ног

    и большой соседней фабрики

    громкий радостный гудок.

    Или степь:

    от маков красная, Золотая целина…

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

                                                      3.Александрова

    Инопланетянин: Вы живете в прекрасной стране России. А чем отличается Россия от других стран?

    Воспитатель: Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями. Люди, которые живут в нашей стране, называются…(Дети: Россияне).

    На каком языке говорят все россияне? (Дети: русском).У каждой страны есть свое правительство. Дети, как зовут президента РФ? (Дети: Д.А.Медведев). Назовите столицу нашего государства? (Дети: Москва).У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать всегда о какой стране идет речь. Дети, назовите государственные символы России. (Ребенок: Герб. Флаг. Гимн.)

    (Демонстрация поочередно государственных символов России).

    Воспитатель: (демонстрируя герб России) Что за птица изображена на гербе России?

    Ребенок: Двухглавый орел.

    Воспитатель: А почему у него две головы? Кто хочет прочитать стихотворение, и тем самым ответить на данный         вопрос?

    Ребенок: 

    У России величавой на гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.

    Сильный, мудрый он и гордый,

    Он — России дух свободный.

    Воспитатель:  Что изображено в самом центре герба России?

    Ребенок:  Герб Москвы.

    Воспитатель: Кто изображен на гербе Москвы?

    Ребенок:  Георгий Победоносец, убивающий копьем змея.

    Воспитатель: Что это олицетворяет?

    Ребенок: Победу добра над злом.

    Воспитатель (демонстрируя флаг России): под флагом сражаются за свою Родину войны, флаг поднимают во время побед, флаги

    вывешиваются во время праздников. Сколько полос у флага России?

    Ребенок: Три.

    Воспитатель: Что означает белая полоса?

    Ребенок: Мир, чистоту совести.

    Воспитатель: А синий цвет?

    Ребенок: Небо, верность и правду.

    Воспитатель: А какое значение у красного цвета?

    Ребенок: Это цвет силы, огня, отваги. Это кровь, пролитая за Родину.

    Воспитатель: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают клятву верности, обещают защищать Родину от ее врагов. Как  надо слушать гимн?

    Дети: Стоя.

    Воспитатель: Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. (Дети стоя слушают первый куплет гимна России).

    II часть.

    Инопланетянин: Я понял, что гимн прославляет величие, мощь и красоту вашей Родины. Любой русский человек, находясь вдали от дома, при слове «Родина» представляет что-то свое, очень-очень родное. А если я вас возьму с собой в космическое путешествие, что бы вы представляли себе когда услышали бы слово «Родина»? Что каждый из вас считает символом России? (Обращается к воспитателю).

    Воспитатель: Для меня это русские народные песни, танцы, пляски. Хотите мы с ребятами станцуем вам под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет»?

    Инопланетянин: С удовольствием, и даже постараюсь принять участие.

    Физкультминутка

    Звучит запись русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет». Дети под музыку выполняют танцевальные движения.

    Инопланетянин: Молодцы, мне очень понравилось. А что еще является неофициальным символом России?

    Ребенок: Многие люди символом России считают белоствольную березоньку, потому что таких берез, как у нас, нет больше нигде в мире.

    Воспитатель: Правильно, а теперь я хочу загадать вам загадку:

    Что  мы сначала ломаем,

    а потом играем?     (Матрешка)

    (Если дети затрудняются отгадать, воспитатель загадывает другую загадку).

    Они и летом и зимой

    Любят жить одна в одной.

    Принесите им сапожки –

    И пойдут плясать …(матрешки).

    (Демонстрация матрешки).

    Инопланетянин: А из чего делают матрешки? (Ответы детей).

    Воспитатель: Делают матрешек обычно из липы и других пород дерева. Для каждой из них мастер выбирает дерево. Выбирает его с толком и разумом. А дерево – оно же живое. Оно впитало в себя солнышко да силу земную. Вот и светится матрешка солнечным светом, и греет и силу придает.

    Инопланетянин: Как интересно. А еще что, дети, вы представляете себе, когда слышите слово «Родина»? (Ответы детей: Балалайка, русская тройка с бубенцами, русские церкви).

    Воспитатель: Одним из главных неофициальных символов России является русская церковь, чьи золотые купола похожи на луковицы.

    С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о по жарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смерт ного часа человек слышал колокольный звон.

    Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с вол нением слушать колокольные звоны. Колокольный звон - это целая наука.

    Послушайте стихотворение:

    Слышу вас, колокола,

    Над землёю.

    Против горя, против зла

    Вы со мною

    Сколько веры и тепла!

    Сколько силы!

    До чего же вам мила

    Мать-Россия!

    Вам и роща дорога,

    И былинка,

    И дорога на века,

    И тропинка,

    И могучий богатырь,

    И старушка,

    Златоглавый монастырь

    И церквушка,

    Вы слышны и мудрецу,

    И ребёнку.

    Вы летите ко дворцу

    И в избёнку

    Вот, гудя, ударит бас:

    Слушай! Слушай!

    Словно с неба Божий глас -

    Прямо в души.

    Слушание музыки  «Колокольные звоны» Э. Грига.

    Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России, спасибо вам за это. Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.

    Воспитатель и дети дарят инопланетянину на память российский флажок.

    (Инопланетянин прощается с детьми)

    Литература:

    1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-    патриотическое воспитание дошкольников.(Старшая группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003».2010.
    2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2007.
    3. Логинова Л.В. Что герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) -М.:

    «Издательство Скрипторий 2003»,2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

    Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"

    Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в космос»

    План конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема " Путешествие в космос"...

    Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы Тема «Зима»

    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.Цель занятия: обеспечить условия для создания ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы « Ис – наша Родина».

    Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств  в процессе знакомства с родным поселком....

    Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Моя малая Родина»

    Цель: формирование знаний детей о городах Ивановской области...