НОД: "Прогулка в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятия с элементами экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_vesenniy_les.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД: «Прогулка в весенний лес»

                                  Камаева Наталья Николаевна

                               Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида

                                                       Г.Ардатов, Республика Мордовия

Речевые  задачи: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей, развивать творческое воображение, умение отвечать на поисковые вопросы, составлять предложения по вопросам и объединять их в короткий рассказ на основе личного опыта и знаний полученных ранее.

Экологические задачи: Уточнить и закрепить представления детей о роли животного и растительного мира в жизни человека и в природе. Направить мысли и восприятие детей на поиск, открытие закономерностей и связей в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животному миру, к окружающей нас родной природе.

Методические приёмы: Словесно-наглядный, дидактические игры и упражнения, загадки, поговорки, задания детям, рассказы детей, ответы на вопросы, физминутка, сюрпризный момент (леший), чтение стихов о природе и использование художественного слова, использование технических средств (запись пения  птиц»)

Материал и оборудование: лесная полянка, деревья, пеньки, настенное панно(фотообои) «Лес», сигнальные карты-правила поведения в лесу, схема-игра «Значение леса в жизни человека», магнитофон с записью «Голоса птиц», указка, лейка.

Предварительная работа: чтение произведений В.Бианки «Синичкин календарь» и др., разучивание стихотворений ,пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок. Наблюдения за природой во время прогулок, проведение дидактических и подвижных игр, повторение правил поведения в лесу и в природе.

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас вновь приглашаю на весеннюю прогулку. А куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете мою загадку:   Дом со всех сторон  открыт –

                                                                  Он резною крышей крыт –

                                                                  Приходи в зеленый дом –

                                                                  Чудеса увидишь в нём.             Дети: лес.

Воспитатель: Мне кажется, вы ошибаетесь, в этой загадке говорится о каком-то доме, почему вы решили, что это лес.

Дети доказывают: лес – это дом для диких животных, птиц, насекомых, растений и т.д

Воспитатель: Верно, вы меня убедили.

                          (раздаётся стук в дверь, заходит почтальон и передаёт письмо»

Воспитатель: Это письмо для нас (читает) : зелёный дом ждёт вас, он приготовил задания и вопросы, которые вы должны найти и ответить. Проверим ваши знания , ребята.

Задание 1.Вы сказала, что лес – это дом для диких животных, назовите их. Дети поочередно называют : кабан, волк, лиса и др.

Задание 2. Лес – это дом для лесных птиц, назовите их.

Задание 3. Назовите насекомых, живущих в лесу.

Задание 4 Назовите растения, растущие в лесу (деревья, кустарники, цветы)

Игра-классификация: «Что растёт и кто живёт в лесу?»

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.

         А, сейчас я прочитаю следующее задание.

Задание 5. Почему говорят: лес-наше богатство (вывешивается рисунок-схема)

Дети отвечают: лес – это зелёные легкие нашей планеты, растения снабжают живые организмы кислородом,  в лес мы ходим за грибами и ягодами, собираем лекарственные травы.

Воспитатель: Ребята, лес – это и строительный материал. Оглянитесь вокруг себя – сколько нужных и полезных вещей изготовлено из лесной древесины.Поэтому лес и называют нашим богатством:

Лес – весною веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой согревает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите совсем рядом лесная полянка, но попадёт туда тот, кто назовёт предмет, сделанный из древесины. (оконная рама, стол, стул, дверь, шкаф и др.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке, выбирайте себе пеньки, рассаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы в весеннем лесу:

ласково пригревает солнышко( дети протягивают руки),

 теплый ветерок слегка покачивает ветви деревьев (поднимите руки и слегка покачайте )

в траве гудят шмели, (закройте глаза),

 а в воздухе слышно как поют птицы (запись пения  птиц)

( в этот момент воспитатель очень тихо и незаметно раскладывает на поляне желтые цветы)

Воспитатель: как хорошо отдыхать на лесной полянке, но смолкли голоса птиц, стих ветерок.

Откройте глаза, скажите, что вы видите на нашей полянке?

Дети: желтые цветы.

Воспитатель: Да, это расцвели первые весенние цветы – мать-и-мачеха. Это растение лекарственное, поэтому не старайтесь их рвать без надобности. А на нашей полянке цветы не настоящие, поэтому я разрешаю взять каждому по цветочку. На обороте цветка есть  вопрос:

(воспитатель читает и каждый ребенок отвечает на свой вопрос)

- у какого животного есть иголки? (у ежа)

-у какого дерева есть иголки? ( у ели, сосны)

-кто в лесу всю зиму спит? (медведь)

-назови ядовитый гриб(мухомор)

- каким цветом заяц зимой? (белым)

-кто живёт в берлоге? (медведь)

-где живёт белка? ( в дупле)

-кто живёт в норе ? (лиса)

-назови животного – хищника (волк)

-каким цветом белка зимой? (серым)

-кого боится заяц? (волка, лису)

-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

- какое лесное животное называют длинноухим? (зайца)

-Лиса – это дикое или домашнее животное? (дикое)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете и хорошо ответили на мои вопросы

        (входит леший, в карманах мусор – скомканная бумага, банки из-под сока, в руках рогатка.

          Леший идёт по лесу. Целится в птиц, разбрасывает мусор и т.д.)

Воспитатель: Кто это? Дети, вы узнали этого героя?     Дети: это Леший!

Воспитатель: Что с ним случилось? Прошлый раз он был другим, а сейчас я его совсем не узнаю. Лешенька, что случилось? Ты же хозяин леса и природы и вдруг так некрасиво себя ведешь?

Леший: Я теперь не леший, называйте меня лесогубом. Я разоритель птичьих гнезд и муравейников, я теперь враг лесной тишины: -у-у-у (пугает детей). Я – сирота, в детский сад не ходил, правил не учил, никто со мной дружить не хотел и я всех обижать теперь буду. Ух, и нагляделся я как многие люди себя в лесу ведут и с них стал брать пример (бросает мусор)

Воспитатель: Что же делать, ребята? Придумала, надо научить его правилам поведения в лесу и подружиться с ним.

Леший: Подружитесь, научите! Я согласен! А что это у вас? (указывает на сигнальные карты)

Воспитатель: это правила поведения в лесу.

                                                Дид.игра «Правила поведения в лесу»

Леший: я всё понял, я исправлюсь, сейчас соберу мусор (дети помогают). Да пойду дальше.

Задание 6. В-ль: Это ты хорошо сделал, леший. Но ребята хотят тебя проверить и приготовили для тебя  задание: перед тобой четыре тропинки, выбери одну из них по которой ты вернёшься в свой лес (гнездо,муравейник,паутина, костер)

Леший: Я пойду по первой тропинке? (гнездо)

Дети: Нельзя! Здесь птичьи гнезда – по нашим следам может затем пройти хищник или птица почует, что здесь были люди и не вернётся в гнездо и тогда птенцы погибнут.

 Леший: Раз по этой нельзя, тогда пойду по этой тропинке (муравейник)

Дети: Нельзя! Здесь, муравейник, разрушишь их дом, а муравьи – санитары леса.

Леший: Тогда пойду здесь, делает шаг.

Дети: останавливают его, и здесь нельзя. Видишь паук сплёл паутину, её нельзя рвать, это- сеть-ловушка для вредных насекомых.

Леший: А здесь я и сам не пойду. Здесь костёр, ещё обожгусь.

Дети: Здесь и надо пройти, да и костер потушить, лес и его жителей спасти от пожара.

                                         (дети берут лейку и тушат костёр)

Леший: Спасибо, ребята за науку. Пойду я  посмотрю всё ли в порядке в моём лесу. А вам я оставляю корзиночку с грибами, кушайте на здоровье!

Воспитатель: Теперь я вижу, что леший исправился и стал как и прежде, настоящим хозяином леса.

Леший: До свидания ребята.

Воспитатель: Вот и побывали мы с вами в лесу, вспомнили то, что знаем и о чём читали, научили лешего правилам поведения в лесу. Главное то, что мы с вами стали чуточку другими и сделали вывод, что окружающая нас природа (лес) – это наше богатство, наша гордость, краса, наша жизнь. Только от  наших поступков,  зависит её будущее.

Учит нас народная мудрость: Много леса – не губи,

                                                   Мало леса – береги,

                                                   Нет леса – посади!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прогулка в весенний парк" Формирование познавательной компетентности воспитанников посредством конструктивной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."Прогулка в весенний парк" Предлагаемый материал направлен на  формирование представлений де...

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)

Ведущая:      Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...

Сценарий весеннего развлечения "Прогулка в весенний лес"

Сценарий  весеннего  развлечения "Прогулка  в  весенний  лес"...

Конспект прогулки «Организация и проведение прогулки в весенний период» (средняя группа) Наблюдаем за небом и облаками (март)

Конспект прогулки«Организация и проведение прогулки в весенний период»(средняя группа)Наблюдаем за небом и облаками(март)...