НОД: "Прогулка в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятия с элементами экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_vesenniy_les.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД: «Прогулка в весенний лес»

                                  Камаева Наталья Николаевна

                               Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида

                                                       Г.Ардатов, Республика Мордовия

Речевые  задачи: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей, развивать творческое воображение, умение отвечать на поисковые вопросы, составлять предложения по вопросам и объединять их в короткий рассказ на основе личного опыта и знаний полученных ранее.

Экологические задачи: Уточнить и закрепить представления детей о роли животного и растительного мира в жизни человека и в природе. Направить мысли и восприятие детей на поиск, открытие закономерностей и связей в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животному миру, к окружающей нас родной природе.

Методические приёмы: Словесно-наглядный, дидактические игры и упражнения, загадки, поговорки, задания детям, рассказы детей, ответы на вопросы, физминутка, сюрпризный момент (леший), чтение стихов о природе и использование художественного слова, использование технических средств (запись пения  птиц»)

Материал и оборудование: лесная полянка, деревья, пеньки, настенное панно(фотообои) «Лес», сигнальные карты-правила поведения в лесу, схема-игра «Значение леса в жизни человека», магнитофон с записью «Голоса птиц», указка, лейка.

Предварительная работа: чтение произведений В.Бианки «Синичкин календарь» и др., разучивание стихотворений ,пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок. Наблюдения за природой во время прогулок, проведение дидактических и подвижных игр, повторение правил поведения в лесу и в природе.

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас вновь приглашаю на весеннюю прогулку. А куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете мою загадку:   Дом со всех сторон  открыт –

                                                                  Он резною крышей крыт –

                                                                  Приходи в зеленый дом –

                                                                  Чудеса увидишь в нём.             Дети: лес.

Воспитатель: Мне кажется, вы ошибаетесь, в этой загадке говорится о каком-то доме, почему вы решили, что это лес.

Дети доказывают: лес – это дом для диких животных, птиц, насекомых, растений и т.д

Воспитатель: Верно, вы меня убедили.

                          (раздаётся стук в дверь, заходит почтальон и передаёт письмо»

Воспитатель: Это письмо для нас (читает) : зелёный дом ждёт вас, он приготовил задания и вопросы, которые вы должны найти и ответить. Проверим ваши знания , ребята.

Задание 1.Вы сказала, что лес – это дом для диких животных, назовите их. Дети поочередно называют : кабан, волк, лиса и др.

Задание 2. Лес – это дом для лесных птиц, назовите их.

Задание 3. Назовите насекомых, живущих в лесу.

Задание 4 Назовите растения, растущие в лесу (деревья, кустарники, цветы)

Игра-классификация: «Что растёт и кто живёт в лесу?»

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.

         А, сейчас я прочитаю следующее задание.

Задание 5. Почему говорят: лес-наше богатство (вывешивается рисунок-схема)

Дети отвечают: лес – это зелёные легкие нашей планеты, растения снабжают живые организмы кислородом,  в лес мы ходим за грибами и ягодами, собираем лекарственные травы.

Воспитатель: Ребята, лес – это и строительный материал. Оглянитесь вокруг себя – сколько нужных и полезных вещей изготовлено из лесной древесины.Поэтому лес и называют нашим богатством:

Лес – весною веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой согревает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите совсем рядом лесная полянка, но попадёт туда тот, кто назовёт предмет, сделанный из древесины. (оконная рама, стол, стул, дверь, шкаф и др.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке, выбирайте себе пеньки, рассаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы в весеннем лесу:

ласково пригревает солнышко( дети протягивают руки),

 теплый ветерок слегка покачивает ветви деревьев (поднимите руки и слегка покачайте )

в траве гудят шмели, (закройте глаза),

 а в воздухе слышно как поют птицы (запись пения  птиц)

( в этот момент воспитатель очень тихо и незаметно раскладывает на поляне желтые цветы)

Воспитатель: как хорошо отдыхать на лесной полянке, но смолкли голоса птиц, стих ветерок.

Откройте глаза, скажите, что вы видите на нашей полянке?

Дети: желтые цветы.

Воспитатель: Да, это расцвели первые весенние цветы – мать-и-мачеха. Это растение лекарственное, поэтому не старайтесь их рвать без надобности. А на нашей полянке цветы не настоящие, поэтому я разрешаю взять каждому по цветочку. На обороте цветка есть  вопрос:

(воспитатель читает и каждый ребенок отвечает на свой вопрос)

- у какого животного есть иголки? (у ежа)

-у какого дерева есть иголки? ( у ели, сосны)

-кто в лесу всю зиму спит? (медведь)

-назови ядовитый гриб(мухомор)

- каким цветом заяц зимой? (белым)

-кто живёт в берлоге? (медведь)

-где живёт белка? ( в дупле)

-кто живёт в норе ? (лиса)

-назови животного – хищника (волк)

-каким цветом белка зимой? (серым)

-кого боится заяц? (волка, лису)

-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

- какое лесное животное называют длинноухим? (зайца)

-Лиса – это дикое или домашнее животное? (дикое)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете и хорошо ответили на мои вопросы

        (входит леший, в карманах мусор – скомканная бумага, банки из-под сока, в руках рогатка.

          Леший идёт по лесу. Целится в птиц, разбрасывает мусор и т.д.)

Воспитатель: Кто это? Дети, вы узнали этого героя?     Дети: это Леший!

Воспитатель: Что с ним случилось? Прошлый раз он был другим, а сейчас я его совсем не узнаю. Лешенька, что случилось? Ты же хозяин леса и природы и вдруг так некрасиво себя ведешь?

Леший: Я теперь не леший, называйте меня лесогубом. Я разоритель птичьих гнезд и муравейников, я теперь враг лесной тишины: -у-у-у (пугает детей). Я – сирота, в детский сад не ходил, правил не учил, никто со мной дружить не хотел и я всех обижать теперь буду. Ух, и нагляделся я как многие люди себя в лесу ведут и с них стал брать пример (бросает мусор)

Воспитатель: Что же делать, ребята? Придумала, надо научить его правилам поведения в лесу и подружиться с ним.

Леший: Подружитесь, научите! Я согласен! А что это у вас? (указывает на сигнальные карты)

Воспитатель: это правила поведения в лесу.

                                                Дид.игра «Правила поведения в лесу»

Леший: я всё понял, я исправлюсь, сейчас соберу мусор (дети помогают). Да пойду дальше.

Задание 6. В-ль: Это ты хорошо сделал, леший. Но ребята хотят тебя проверить и приготовили для тебя  задание: перед тобой четыре тропинки, выбери одну из них по которой ты вернёшься в свой лес (гнездо,муравейник,паутина, костер)

Леший: Я пойду по первой тропинке? (гнездо)

Дети: Нельзя! Здесь птичьи гнезда – по нашим следам может затем пройти хищник или птица почует, что здесь были люди и не вернётся в гнездо и тогда птенцы погибнут.

 Леший: Раз по этой нельзя, тогда пойду по этой тропинке (муравейник)

Дети: Нельзя! Здесь, муравейник, разрушишь их дом, а муравьи – санитары леса.

Леший: Тогда пойду здесь, делает шаг.

Дети: останавливают его, и здесь нельзя. Видишь паук сплёл паутину, её нельзя рвать, это- сеть-ловушка для вредных насекомых.

Леший: А здесь я и сам не пойду. Здесь костёр, ещё обожгусь.

Дети: Здесь и надо пройти, да и костер потушить, лес и его жителей спасти от пожара.

                                         (дети берут лейку и тушат костёр)

Леший: Спасибо, ребята за науку. Пойду я  посмотрю всё ли в порядке в моём лесу. А вам я оставляю корзиночку с грибами, кушайте на здоровье!

Воспитатель: Теперь я вижу, что леший исправился и стал как и прежде, настоящим хозяином леса.

Леший: До свидания ребята.

Воспитатель: Вот и побывали мы с вами в лесу, вспомнили то, что знаем и о чём читали, научили лешего правилам поведения в лесу. Главное то, что мы с вами стали чуточку другими и сделали вывод, что окружающая нас природа (лес) – это наше богатство, наша гордость, краса, наша жизнь. Только от  наших поступков,  зависит её будущее.

Учит нас народная мудрость: Много леса – не губи,

                                                   Мало леса – береги,

                                                   Нет леса – посади!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)

Ведущая:      Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...

Сценарий весеннего развлечения "Прогулка в весенний лес"

Сценарий  весеннего  развлечения "Прогулка  в  весенний  лес"...

Конспект прогулки «Организация и проведение прогулки в весенний период» (средняя группа) Наблюдаем за небом и облаками (март)

Конспект прогулки«Организация и проведение прогулки в весенний период»(средняя группа)Наблюдаем за небом и облаками(март)...

Конспект прогулки в средней группе (4-5 лет) Тема: «Прогулка в весенний лес»

Использование разных средств повышения двигательной активности детей в организованной самостоятельной деятельности....