Экологическая викторина "Умники и умницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Уточнить, расширить и закрепить знания детей о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  викторина :« Умники  и  умницы »

 Камаева Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида

Г.Ардатов, Республика Мордовия

Цель: уточнить, расширить и закрепить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, развивать логическое мышление, память, находчивость, внимание, речь, быстроту реакции. Воспитывать чувство товарищества , уважения к партнёрам и соперникам по игре.

Дети делятся на две команды : мальчики – команда «Звери» ( 6 человек),

                                                     Девочки – команда «Птицы) (6 человек)

Жюри оценивает команды так : если команда сделала всё быстро и дала правильный ответ, то получает 3 балла. 1 балл от общих очков отнимается в случае неправильного ответа. Ещё 1 балл отнимается за, то если команда прибежала последней.

Ход занятия:

                                                                           

1 ТУР – ЗАГАДАЛКИ (домашнее задание- выучить  загадки ). Каждый ребёнок загадывает своему сопернику загадку о диком животном или птице, отгадавший получает лепесток-картинку с отгадкой. Оценка 3 балла.

Команда «Звери» (мальчики) загадывают команде «Птицы» (девочкам)

Загадки о птицах:

1 Что за птица над рекой резвится,

    В воду кидается, рыбой питается?  (Чайка)

2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.  (Цапля)

3.Серосиний, красногрудый.

В зимних рощах обитает,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

4. Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

5.Хоть я и не молоток – по дереву стучу,

В нём каждый уголок обследовать хочу,

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.  (Дятел)

6.Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет – крошки собирает,

В полях ночует – зерно ворует (Воробей)

Команда «Птицы» загадывает  загадки о диких животных команде «Звери»:

  1. Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

2.Зимой спит, летом улья ворошит? (медведь)

3.Не мышь, не птица, - в лесу резвится,

На деревьях живёт и орешки грызёт? ( Белка)

4.Нам нужны иголки для шитья,

А кому нужны иголки для житья ? (ежу)

5.Угадай-ка, кто такая : вся горит ,как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой? (Лиса)

6.Под пятачком торчат клыки, страшнее нет клыков

И смогут только смельчаки сказать, кто он таков? ( Кабан)

2 ТУР – РАССУЖДАЛКИ.   Д.И. Кому что по вкусу?»

Каждая команда получает карточку-круг с заданием – подобрать каждому животному/птице корм по вкусу. Оценка 3 балла – за скорость + 3 балла за безошибочные ответы.

Команда «Птицы» составляет пищевые цепочки : Чайка питается рыбой, цапля питается лягушками, снегирь – рябиной, воробей – зерном, сова ловит мышей, дятел питается жуками-короедами.

Команда «Звери» составляет пищевые цепочки: Медведь питается малиной, белка – орешками\. Кабан – желудями, Лиса ловит мышей, волк ловит зайцев, ёж питается жучками.

3 ТУР – ДОГАДАЛКИ. Игра «Выбери правильно дорожку»

        

Ведущий: Прошла половина нашей игры, я прошу Вас не переживать тем кто проигрывает. А сейчас давайте встанем в колонны по одному и продолжим игру. Представьте , перед вами лес и чтобы пройти в этот лес впереди находятся 4 тропинки. Определите по какой тропинке мы должны пройти и обоснуйте свой выбор. Жюри оценивает правильность ответа – 3 балла.

  1. Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьёв.

2.По узкой тропинке тоже нельзя идти – между деревьями паук сплёл свою паутину.

3.Возле третьей тропинки растёт кустарник, а на нём – гнездо с птенцами. Здесь можно пройти, но очень тихо и не трогать птенцов.

4.На четвёртой – большой костёр.

Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по четвёртой тропинке, но сначала нужно потушить костёр ( водой или засыпать песком, землёй)

Ведущий: Молодцы, ребята, Костер мы потушили и теперь я могу назвать следующий тур нашей игры:

4 ТУР – ДОГОНЯЛКИ.      Д.И.»Живая и неживая природа» Жюри оценивает скорость – 3 балла  +  3 балла если вся команда выполнила без ошибок задание.

Команды встают в колонны по одному и получают задания:

«Звери» – найти  и принести  картинки с объектами неживой природы,

«Птицы» - найти  и принести картинки с объектами живой природы.

Дети бегут по одному к столу, находят нужную карточку и убегают в конец своей колонны.

5 ТУР – НАЗЫВАЛКИ (для капитанов команд)  Д.И. «Кто последний?» Оценка 3 балла.

Капитаны соревнуются в назывании животных (Диких или домашних), побеждает тот, кто последний назвал животного. Допускается один раз помощь команды и один раз помощь зала.

6 ТУР – ОБГОНЯЛКИ. Жюри не прибавляет баллы, а отнимает от общего набранного количества баллов за каждый неправильный ответ   отнимает 1 балл .

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего. Хоровые ответы детей.

Вопросы для команды «Звери»:

1.У какого животного есть иголки? ( у ежа)

2.Кто в лесу всю зиму спит? (медведь,ёж)

3.В какое время года на деревьях распускаются листья ? (весной)

4.Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)

5. Какое животное можно назвать длинноухим -? (зайца)

6.Какого цвета листья на деревьях осенью? (желтого)

7.Чем покрыто тело птицы? (перьями)

8.Сколько ног у жука? (6)

9.Назовите детёныша коровы. (теленок)

10.Что растёт в огороде? (овощи)

11.Назовите домашних птиц, которые умеют плавать . (утки,гуси)

12.Где живёт рыба? ( в воде)

13.Назовите время года, идущее после осени ? ( зима)

14.Какое дерево летом и зимой остаётся зелёным ? (ель, сосна)

15.Каким цветом белка зимой? (серым)

16. Назовите съедобный гриб.

17. Кто строит гнездо? (птица)

18.Назовите любое насекомое.

19. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью)

20.Береза – это растение или животное? (растение)

21.Назовите детёныша овцы. (ягнёнок)

22.Назовите хищную птицу.

23. Лось – это хищное или травоядное животное? (травоядное)

                       

                                                                                                                                 

Вопросы для команды «Птицы» :

1.У какого дерева есть иголки ? (ели,сосны)

2.Каким цветом заяц зимой? (белым)

3.Сколько ног у птицы? (две)

4.В какое время года собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

5.Назовите любое лекарственное растение.

6.Кто живёт в норе? (лиса)

7.Назовите ядовитый гриб .

8.У каких животных есть рога и копыта? (корова, лошадь, лось, олень и др.)

9.Слон – это хищное или травоядное животное? (травоядное)

10.Как называется красненький жучок с черными точками? (Божья коровка)

11.Назовите время года, идущее после весны? (лето)

12.Назовите детёныша собаки. (щенок)

13.Кто живёт в берлоге? (медведь)

14.Где живёт белка? (в дупле)

15. Назовите лиственное дерево с белой корой . (береза)

16.Назовите зимующую птицу.

17.Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй)

18.Назовите животного грызуна (белка,заяц, мышь)

19.Где растут овощи? ( в огороде)

20.Как ещё называют нос у птицы? (клюв)

21.Какого цвета листья на деревьях летом? (зелёного)

22.В какое время года птицы прилетают к нам с юга? (весной)

23.Назовите птицу, которая не высиживает свои яйца, а подкладывает их в чужие гнезда?

                                              (появляется кукушка)

Ведущий:Кукушка, а ты что тут делаешь?

Кукушка: А я услышала, что вы меня зовёте, вот и прилетела к вам, принесла я вам ,ребята,

Яички да не простые а с сюрпризами.

Ведущий: Молодец, кукушка, это ты хорошо сделала. Наши ребята это заслужили.

Кукушка: Но, я их вам не отдам, пока не услышу песню

Ведущий: Ребята, споём кукушке  нашу песню «Просьба»

Ведуший: А пока мы песню поём, жюри должно подсчитать очки и определить команду-победителя нашей игры-викторины «Умники и умницы»,

Далее  дети читают стихи:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету,

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей!

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами ,цветами,

Такая планета нужна нам с Вами.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним, тогда мы на Земле  и сами сохранимся!

Все: Мы обращаемся к народу – берегите ВЫ природу!!

                                                                   

Кукушка: Ребята, как вы хорошо сказали, я с вами согласна, что надо беречь всех живых существ и растения и животных, и жить только в согласии с природой. И за это я хочу вам раздать яички, они не простые, а с сюрпризом.

Далее жюри объявляет команду – победителя.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашей игре вы показали свои лучшие знания и умения и оправдали название нашего занятия «Умники и Умницы». Скоро вы пойдете в школу и я хочу пожелать, чтобы вы оставались такими же умными и знающими, добрыми и милосердными ко всему тому, что вас окружает, берегите и охраняйте братьев наших меньших.

Запомните, ребята,  будущее нашей Земли зависит только от наших с вами поступков!

Берегите эти Земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                                                                             (Евтушенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Экологическая викторина "Умники и умницы" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина поможет закрепить у детей знания о весенних приметах, расширить представление о первых весенних цветах....

Экологическое развлечение для подготовительной группы «Умники и умницы»

Экологическое развлечение для подготовительной группы«Умники и умницы»Цель: вызвать интерес к познанию экологии.Программные задачи:v  Сформировать необходимые экологические...

Экологическая викторина «Умники и умницы»

Цель: сформировать знания о родной природе.Задачи: вызвать интерес к познанию, закрепить знания о животных,растениях, птицах, записанных в Красную Книгу Российской области;выявить знание детей о худож...

Экологическая сказка «Как Умница, Ёлочка, Тихоня и Шалун лес спасли и детей уму разуму научили». Автор-Ушакова М.А.

Все дети любят сказки. Прочитайте им экологическую сказку. Это позволит им не только послушать интересную историю, но и углубить знания экологической направленности....