КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Цветы - первоцветы». у детей с особыми образовательными потребностями (6-7год жизни)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кулагина Светлана Владимировна

Конспект занятия на экологическую тему расширит знания о первых весенних цветах, о том как беречь природу, не уничтожать растения. Для лучшего усвоения материала использованы элементы театрализации, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Цветы - первоцветы».

у детей с особыми образовательными потребностями

(6-7год жизни)

 

Воспитатель: Кулагина С. В.

МДОУ, д/с № 15

2015г.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с первыми весенними дикорастущими цветами: мать-и–мачехой, медуницей, ветреницей, перелеском; формировать обобщающее понятие подснежники, первоцветы.

Развивающие:

  1. Закреплять знания об условиях существования цветов, их значении в жизни леса, названия частей цветка.

Коррекционные:

  1.  Развивать творческие способности через элементы театрализации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

  • элементы костюмов для артистов;
  • презентация на тему «Первоцветы»;
  • звукозапись пения птиц;
  • пиктограммы: почему нельзя рвать цветы;
  • плоскостные части цветка.

Ход занятия:

Дети находятся в зале, оформленном в виде леса. Начинается театрализация под слова воспитателя:

Воспитатель: - Жила - была девочка. Однажды послала её мачеха в лес за подснежниками и домой без них сказала не возвращаться. А девочка, даже не знает какие они подснежники. Идёт она и горько плачет. Ребята,  поможем девочке, поищем с ней в лесу подснежники.

Вошла она в лес, а в лесу, на пеньке сидит Старичок-Лесовичок опечаленный.

Лесовичок: - Куда идёшь, девица, куда идёшь, красавица?

Девочка: - Послала меня мачеха за цветами, за подснежниками.

Лесовичок: – Никаких в моём лесу цветов-то нет. Все цветы злая Баба Яга уничтожила. Да ещё потом сказала, что  мой лес некрасивый и поганый. И с тех пор в моём лесу всё плохо.

Воспитатель: Ребята, а почему в лесу плохо без цветов? (дети отвечают с помощью пиктограмм).

  • Без  цветов нет красоты (не красиво).
  • Без цветов погибнут насекомые.
  • Без насекомых погибнут птицы.
  • В лесу не будет слышно птичьего пения.
  • Без птиц лес погибнет.

Лесовичок: Вот если бы нашлись такие люди, которые сказали о лесе добрые слова. Может он ожил бы и показал  свои цветы и всю свою красоту.

Воспитатель:  – Ребята, давайте вспомним о лесе хорошие слова, (дети подбирают эпитеты). Как только вы сказали о лесе так красиво, как на опушке появились цветы, смотрите (на экране появляется мать-и-мачеха).

Девочка обрадовалась:

Девочка: – Это подснежники?!

Воспитатель:  – Ребята, как называются эти цветы?  Рассказ воспитателя о цветке:

Одним из самых первых цветков ранней весной можно наблюдать мать-и-мачеху. Жёлтое "солнышко" на толстой ножке пробивается сквозь плотный слой прошлогодней пожухлой травы. Но, когда туча скроет солнышко, цветы закрываются.  Мать-и-мачеха довольно оригинальное растение - сначала выносит на толстом чешуйчатом стебле жёлтый цветок, который затем превращается в белый пушистый шарик с волосистыми семенами. А когда  отцветёт, выпускает широкие, почти круглые листья. На внешней своей стороне они темно-зелёные, гладкие и прохладные, как злая мачеха. Снизу же листья покрыты серо-белым, мягким пушком, как мама тёплым. Поэтому и назвали люди цветок мать-и-мачеха.

 Дети рассказывают стихотворение о мать-и-мачехе.

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.

Пошла девочка дальше. Вдруг между деревьями показались белые цветы.

Девочка: – Может это подснежники?

Цветы: – Девочка, нас называют ветреница.

Воспитатель:  – Как вы думаете, ребята, почему их так зовут? (от дуновения ветерка они покачиваются). В лесу их растет, видимо- невидимо. Какой формы лепестки? Сколько их? Какого цвета серединка?  Посмотрите на их зелёные листья, какие они резные.

Стихотворение о ветренице.

Упали облака с небес,
Вмиг посветлел угрюмый лес.
Там где упали лоскутки,
Весною проросли цветки.
Цветов так много там и тут,
И Ветреницами их зовут.
Они взошли после снегов
Из нежно-белых облаков.

Игра «Собери цветок». Дети собирают на коврике (на полянке) из частей цветок, называя части (бутон, стебель, листья, корень).

Пошла девочка дальше. Вдруг между деревьев что-то засинело. Подошла она поближе, а это цветы.

Девочка: – Цветочки, может вы подснежники?

Цветы:  – Нас называют, перелески. Мы растём в лесу между деревьями. Насекомых привлекаем голубыми лепестками. Мы  зацветаем в апреле, одновременно с самыми первыми весенними цветами — мать-и-мачехой. Только сквозь голые ветки пробьётся солнышко и согреет землю, мы тут-как-тут.

Цветки.

Наши синие цветки ………..Соединяют чуть согнутые ладони –

                                                                                                         «бутон».

Распускают лепестки,……..Разводят пальцы в сторону, запястья

                                               соединены – «раскрылся бутон».

Ветерок чуть дышит,……... Тихонько дуют на «цветок».

Лепестки колышет…………. Шевелят пальцами.

Наши синие цветки…………. «раскрытый бутон»

Закрывают лепестки,………. Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».

Головой качают,…………… Покачивают «бутоном» вправо-влево.

 

Тихо засыпают……………… Сомкнутые соединённые ладони

                                                  складывают в кулачки – «цветки спят».

Утром ранним все цветки…... Вновь делают «бутон», постепенно

                                                   поднимают его вверх.

Вновь распустят лепестки…… Разводят пальцы рук в стороны – «бутон

                                                                                                            расцвёл»

 Дальше пошла девочка. Вдруг слышит, жужжит кто-то. Ей на встречу, пчела летит.

Пчела: -  Что ищешь, девочка? (цветы). Я покажу тебе очень хорошие цветы, посмотри. (На экране – медуница). Эти цветы зовутся медуница. Они не обычные.

Воспитатель:  – Как вы думаете, ребята, почему? (на одном стебельке разного цвета цветы).

Пчела: - Мы, пчёлы очень любим их. В середине цветка находится сладкий сок, нектар. Больше всего нектара в синих цветах, мы об этом знаем и летим к ним. А в розовые цветы мы и не заглядываем, они молодые и нектара там мало. Когда же цветы станут голубыми, значит, нектара там уже нет, они отцветают.

Девочка:И это не подснежники. Что мне делать?

Отправилась девочка дальше и чуть не наткнулась на Старичка-Лесовичка.

Лесовичок: – Ну что, девочка, нашла ты подснежники? (нет). Странно, ведь в лесу их видимо- невидимо, посмотри.

И показал Лесовичок на все встреченные девочкой цветы.

Воспитатель:  – Почему Старичок-Лесовичок назвал эти цветы подснежниками? (потому что все эти цветы распускаются весной, после таяния снега). Назовите, какие цветы распускаются после таяния снега? (дети называют названия цветов). Как о них сказать, одним словом?

- Собрала тогда девочка немного цветов и пошла домой. Почему она собрала немного цветов, а не целую охапку?  (закрепление знаний по пиктограммам).

А мы, ребята, запомним, что чрезмерно рвать цветы нельзя. Надо беречь лес и всю нашу планету. Под музыку и слайды читается стихотворение:

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клёны, берёзы и ёлки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчёлки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями

Цель. Формировать у детей интерес к явлениям природы.Коррекционно-образовательные задачи: - учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...

Конспект подгруппового занятия по рисованию для детей с особыми образовательными потребностями в старшей группе Тема: «Рыжий кот»

Конспект подгруппового занятия по рисованию для детей с особыми образовательными потребностями в старшей группе. Тема: "Рыжий кот" ...

Конспект совместного открытого занятия по физической культуре для здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) в подготовительной группе. Улыбка - как форма общения. «Засмейся, и весь мир засмеётся вместе с тобой»

Детский сад комбинированного вида № 81"Гульчачак города Набережные Челны посещают здоровые дошкольники и дети с особыми образовательными потребностями — это 2 группы с ЗПР (задержка психического разви...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

Конспект открытого индивидуального занятия для студентов по РСВ и ОП детей с особыми образовательными потребностями с нарушениями слуха в младшей группе

Цели: - Формирование и развитие речевого слуха детей;- Формирование потребности в устном общении;- Сопряженное и отраженное воспроизведение устной речи;- Самостоятельное воспроизведение выученного реч...