«Как звери зимуют» Конспект по ознакомлению дошкольников с природой. /подготовительная группа/
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_zimuyut_k-t_tit_v_kontse.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

«Как  звери зимуют»

Конспект по ознакомлению дошкольников с природой.

/подготовительная группа/

Воспитатель: Анисимова Н.Е.

г. Нижневартовск

        ЗАНЯТИЕ

По ознакомлению дошкольников с природой в подготовительной группе

ТЕМА:  Обобщающая беседа  «Как звери зимуют».                                                  

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как зимуют заяц, белка, еж, медведь, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Дать новые знания: в феврале у медведицы рождаются 2-4 медвежонка, в конце февраля большая синица запоет свою веселую песенку – конец зиме. Воспитывать активность на занятии, желание и умение отвечать полно и точно на постоянные вопросы, внимательно слушать и дополнять ответ товарищей.

        Индивидуальная работа.        

 Активация словаря: зимовать, зимующие, дупло, берлога, нора, лежка, логово, медведь –шатун.                                                                                                                                                      Предварительная работа:                                                                                                                               1. Рассматривать диких животных на картинках, наблюдение за белкой, ежом.                         2. Беседа об изменениях в неживой природе.                                                                                        3. Разучивание загадок о диких животных.                                                                                              4. Просмотр диафильма «Проказы старухи- зимы».                                                                                       5. Разучивание стихотворения Квитко «Медведь в лесу».                                                                     6. Чтение природоведческой литературы: Горлов «Акимушкин «По следам»;             Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь»; Садкоа  «Сорочьи тараторки», сборники «Жизнь леса»; Скрибитский  «Четыре художника»; Клыков «Беседы о животных».                                                                                                                                                                                                                Оборудование:                                                                                                                                                1. Картины Комарова из серии «Лесные обитатели» (еж, белка, медведь, волк, заяц, лиса).                                                                                                                                                                                                                          2. Пластинка с голосом большой синицы.                                                                                                       3. Раздаточный материал на каждого ребенка – картинка с изображением дикого животного (для игры).

             Ход занятия.                                                                                                                                                                                                          1.Чтение начала рассказа К.Ю. Ушинского «Проказы старухи-зимы» (из книги «Четыре времени года»). «Разозлилась старуха-зима»… до слов: «Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и

посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее- зверей пугают, но не испугались звери…»                                                                                                                                           Почему же звери не испугались зимы? Как они приготовились зимовать?                           Как зимуют звери - вот об этом и поговорим сегодня на нашем занятии.                                                             2. Ребенок  загадывает загадку о зайце (готов заранее).                                                                                      

Что за зверь лесной встал.                                                                                                                   Как столбик под сосной.                                                                                                                 И стоит среди снегов, прячется                                                                                                          от лис и от волков…                                                                                                                                        Кто же это? Расскажите, как заяц подготовился к зиме? Почему заяц в се время прячется? Есть ли у зайца логово или нора? Как называется место, где он отдыхает? Как прячет заяц лежку?  Чем кормится заяц зимой? Ведь корма он не припас, как другие звери.                                                                                                                                       Еще осенью заяц  меняет свою серую рубашку на белую. Белый мех гуще, чем летний, поэтому он будет спасать зайца от холода, от зимних морозов. Шкура у него зимой белая, только концы ушей черные. У зайца в лесу зимой много врагов: и лисица и волк, и охотник, и ястреб, и сова. А белая шкурка помогает ему спрятаться среди снега и остаться незамеченным).                                                                              Лапы у зайца к зиме становятся сильно опущенными, поэтому кажутся толстыми. Шерсть на лапах помогает не проваливаться в снегу, а скользить, как на лыжах, легко прыгать, мех греет лапы зайца. Зайцы не делают себе ни нор, ни логова. Они спят, отдыхают в какой ни будь  ямке или около пенька, заяц любит забираться под сугроб, это у него лежка – там тепло и не так опасно.                                                                          Заяц запутывает свои следы: он по следу туда-сюда не раз пройдется, потом вдруг прыгнет вбок, да постарается перепрыгнуть через куст, то кругами пройдет, то восьмерками на петляет так, что трудно распутать его следы. Зимой зайцы  грызут кору с молодых  деревьев, веток. Любят забраться в сады и полакомится сладкой корой фруктовых деревьев: яблони, сливы. Зайцы имеют острые, крепкие зубы.                              Говорю, есть пословица: « Труслив как заяц». Верно ли это? (Уточнение). Заяц не теряет надежды на спасение даже в самом без выходном положении. Бывает свора собак вот-вот настигнет косого, а он до последнего мгновения пытается спастись: юркнуть куда-то, запрыгнуть, сбить со следа преследователей. Вот поэтому в народе другая поговорка: «Заяц не трус. Себя бережет».                                                                      

             3. Загадка о белке (Ребенок готов заранее).                                                                                                Хвост пушистый, дугой.                                                                                                                              Вам знаком зверек такой.                                                                                                                           Острозубый, остроглазый.                                                                                                                             По деревьям любит лазить.                                                                                                                      Строит дом он свой в дупле,                                                                                                                    чтоб зимою жить в дупле.                                                                                                                         Кто это? Как белка зимует? Можно ли ее встретить в лесу зимой?  Как она подготовила свое гнездо к зиме? ( Белка осенью готовилась к зиме: собирала шишки сосны, елки, кедра, сушила грибы. Надкусит белка грибок: вкусен ли? Потом наколет его на сучек : пусть сохнет до зимы. Осенью  белка меняет свою шкурку: рыжую на серо- голубую, зимнюю, более теплую и не яркую, под цвет хвои. Готовит и свое гнездо: выстилает гнездышко лишайником, мхом, волосами и шерстинками, чтобы тепло было. Белка готовит и кладовые с орешками, да не одну, а несколько, чтобы запасов хватило на всю зиму. Если кто-нибудь растащит один тайник , то другие останутся. В сильные морозы белки по лесу не бегают, в дупле прячутся: ляжет клубочком,  хвостиком закроется- тепло, а в теплую зимнюю погоду она прыгает по веткам, ищет свежий корм.                                                                                                

    4. Физ. минутка:                                                                                                                                               Руки в сторону, в кулачек,                                                                                                                               Разожмем и на бочек,                                                                                                                                  Сначала буду маленьким,                                                                                                                            К коленочкам прижмусь,                                                                                                                               Потом я вырасту, до мамы дотянусь.                                                                                                   5. Говорю: «Каждый по своему готовится к зиме. Послушайте, какой разговор белки и ежа я подслушала осенью: ( читаю рассказ « Что рассказал еж белке». Каждый по – своему  готовится к зиме: прыгает непоседа – белка, собирает орехи, желуди, рассовывает по дуплам, а если найдет на земле грибок, сорвет  его и повесит сушится на дерево – зимой ей это очень пригодится. Целый день работала  белка и посматривала на соседа – старого ежа, который к осени ленивый, толстый и                    неповоротливый стал. «Что- то ты, Еж, совсем разленился, - говорит Белка, -  почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь. Зимой есть не чего будет».  Рассмеялся Еж  и что-то тихо сказал Белке.                                                                                                                      

          Как вы думаете, что он сказал? Как он подготовился к зиме? Как проводит зиму? Расскажите об этом мне и ребятам. (У ежа нет теплой шкурки, как у белки или зайца, поэтому он свое логово сильно утепляет сухими листьями, травой, мхом. Всю осень еж копит жир, много ест. В день съедает столько, сколько сам весит. Потому что должен накопить жир. Гнездо свое он делает под корнями какого- нибудь старого дерева и ложится в зимнюю спячку в зимнее жилище пораньше, потому что еж не переносит холодов. Во время спячки еж ничего не ест и не двигается, потому ему не нужно заготовлять еду на зиму. А весной от теплого воздуха он просыпается. У нас в группе тоже живет еж, но он почему- то не в спячке. Что с ним случилось? ( в доме еж изменил свои повадки: здесь тепло, достаточно корма, поэтому он не спит).                                                                                                                                                                         6. Ребенок загадывает загадку о медведях ( заранее подготовлен).                                                        Зимой спит,                                                                                                                                        Летом ульи ворошит.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Какой он медведь? Как готовится к зиме?  Какая у него зимняя берлога? Почему иногда зимой встречаются медведи? Кто знает стихи о медведе?  Квитко: «медведь в лесу» ( медведь покрыт, как шубой, мехом. Голова у медведя большая, шея толстая и короткая, морда туповатая. Глаза маленькие, зрение слабое. Ноги очень сильные с голубыми ступнями. Осенью медведь накапливает много жира, ведь ему надо без пищи прожить всю зиму. С осенними холодами медведь забирается в берлогу, она у него теплая. Медведь утеплил ее сухими листьями, мхом, ветками. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь, прижмет к телу свои ступни ( они у него голые), спрячет их в густой шерсти, чтобы не замерзли.                                                            Но все- таки охотники иногда встречают зимой медведя. Такие медведи или не ложились на зимнюю спячку, не накопили жира или их кто-то потревожил. Это медведи- шатуны, они очень опасны для людей, потому, что очень злые и могут напасть.(Чтение стихотворения Квитко « Медведь в лесу»).                                                               Дополнение воспитателя: В феврале, в самую стужу, у медведя появляются один- два медвежонка. Они очень маленькие, величиной не больше щенка. Лежа на боку,  она осторожно держит их около груди, кутает их в косматой шерсти. Молоком вскармливает она медвежат до весны, а весной они будут весело бегать за своей мамой- медведицей.                                                                                                                                      7. А теперь мы поиграем в игру: «Отгадай загадку, подскажи отгадку». Вы по очереди будете загадывать загадку о лесном диком животном, а у кого на столе отгадка, тот ее покажет.                                                                                                                                 Почему лесу, волка, зайца, медведя, ежа, белку называют дикими животными? (Потому что они живут в лесу, человек за ними не ухаживает). Трудно живется суровой зимой диким зверям: еды мало, глубокий снег, холодно, и звери с нетерпением ждут весны. Послушайте песню большой  синицы, она сообщает о приходе весны. В конце февраля она запоет: зиме- конец, весне- начало. (Включаю пластинку).                                                                                                                                                            Итог занятия:                                                                                                                                                      Оценка работы детей.                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

ознакомление дошкольников с малыми фольклорными группами.

занятие по развитию речи в средней группе детского сада...

"Методическое обеспечение по ознакомлению дошкольников с ДЦП старшей группы с книжной культурой"

Данный материал содержит конспект совместной деятельности педагога и детей (план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками с ДЦП старшего возраста) по ознакомлению с книжно...

«Зимушка - зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

конспект НОД "Зимушка-зима" Цель:углубление восприятия музыки, через интеграцию  различных видов искусств...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.

Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...