Мини- музей.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

М
ини - музей "Народные промыслы", "Русская изба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Мини- музей.

Название мини –музея.  «Народные промыслы».

Цели создания.  Расширять и углублять у детей знания о русском народном промысле. Познакомить с историей дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи. Формировать знания об особенностях колорита, основных элементах узоров изделий.

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Обратить внимание на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества. Создать условия для развития детского творчества на основе полученных знаний.

 

Расположение и оформление композиций. Экспозиция мини- музея находится в кабинете изодеятельности и разделена на несколько зон, каждая из которых имеет определенное направление:

*дымковская игрушка;

*городецкая роспись,

*хохломская роспись.

*творчество детей и взрослых.

Разделы и экспонаты в них.

*Раздел «Дымковская игрушка».

-разные варианты глиняных игрушек:

 городские и сельские барышни;

 кони, олени, козлики;

 петухи, индюки, уточки.

-настольные игры, книжки-раскраски, иллюстрации, художественная литература.

*Раздел «Городецкая роспись».

-изделия из дерева: посуда, игрушки, разделочные доски;

-изделия из глины: свистульки;

-настольные игры, художественная литература, иллюстрации.

*Раздел «Хохломская роспись».

-изделия из дерева: посуда, игрушки, доски;

-настольные игры, открытки, альбомы, художественная литература.

*Раздел « Творчество детей и взрослых»

-изделия из глины по мотивам дымковской игрушки,

-папье-маше и роспись изделий городецкой и хохломской росписью,

-роспись досок по мотивам народных промыслов;

-изделия из бумаги – аппликация, художественный труд.

-рисунки детей.

Формы и методы использования мини-музея.

                      Организованная деятельность (старший возраст)

Перечень форм и методов    работы.

                             Содержание

Тематика бесед, экскурсий.

«Волшебная Дымка».

«Игрушки на ярмарку».

«Золотая хохлома».

«Хохломской букет».

«Веселый Городец»

«В гостях у мастеров Городца».

Занятия с использованием экспонатов мини-музея.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим:

- чтение В. Крупинин «В Дымковской слободе»;

-Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома»;

-разучивание стихов, потешек, прибауток, загадок;

-сочинение сказок «Чудо-конь», «Жар-птица».

Занятия по изодеятельности:

- рисование по мотивам городецкой и хохломской росписи.

- лепка из пластилина и глины по мотивам дымковской игрушки и роспись изделий.

- аппликация коллективная в технике мозаики «Золотая рыбка»,панно «Городецкие мотивы».

Мини-выставки одного экспоната.

«Дымковские барышни- городские и сельские»

«Птицы хохломские и городецкие »

 

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.

Совместная деятельность педагога с детьми по созданию и оформлению экспозиций, изготовление экспонатов для разделов мини-музея.

-Изготовление из папье-маше тарелок, блюд и роспись готовых изделий по мотивам хохломской и городецкой росписи;

- лепка из глины и роспись готовых изделий по мотивам дымковской игрушки.

Результаты детского творчества в экспозиции мини-музея.

-Роспись деревянных досок.

-Лепка из соленого теста «Чудо-пряники», роспись изделий элементами дымковской росписи.

-Лепка из глины «Дымковские игрушки»,

                             «Пасхальные яйца».

Экспресс-выставки семейных композиций, проектов.

- Оформление альбома «Народные промыслы».

- Изготовление игры «Найди пару» (дымка)

- Панно «Золотая хохлома» (папье-маше)

Музейные праздники.

«Веселая ярмарка».

«Где живет перо Жар-птицы».

«Путешествие в Городец».

КВН «Знатоки народных промыслов» (совместно с родителями)

Подготовка сообщений об экспонатах детьми вместе с родителями.

Выставка-презентация детских работ, выполненных с родителями, с использованием разного изобразительного материала (домашнее задание) «Золотая рыбка»

Приглашение родителям посетить мини-музей

Дорогие  мамы и папы!

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

На полках расписная посуда –

Посмотрите на это чудо!

Игрушки, вазы и бочата

Нравятся и взрослым и ребятам!

Приходите, не стесняйтесь,

От души повеселитесь!

Дети группы.

Уголок вопросов для детей и их родителей по коллекции мини- музея.

Игрушечный сундучек, в который можно бросать рисунки-вопросы детей и записки родителей.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Игротека.

«Чудо-узоры» (хохлома),

«Узнай элементы узора»,

«Составь узор» (городец),

«Найди пару» (дымка),
«Найди лишнее»,

«Трафареты» (дымка),

 пазлы, фланелераф.

Лаборатория.

Эксперименты с краской, глиной.

Творческая студия «Сделай сам»

Книжки-раскраски.

Альбом самоделок.

Схемы этапов работы.

Художественный и практический материал для иэготовления поделок, рисунков.

Читальный зал.

Н. Бедник. « Хохлома».

Л. Яхнин. «Веселое слово хохлома»

В. Крупн. «В Дымковской слободе».

Альбомы, набор открыток.

Методический материал.

Сказочный герой, представляющий мини-музей.

Сестрица-мастерица.

Архив музея.

Альбомы, иллюстрации с изображением изделий народного промысла.

Конспекты экскурсий, бесед, занятий.

Схемы, образцы.

Картотека стихов,потешек.

Библиотека.

*Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка»;

*Шпикалова Т. Я.,Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» .Рабочая тетрадь по основам народного искуства.;

*Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы»;

*Орлова Л.В. «Знакомство с хохломской росписью»;

*Матвеева Т.А. «Резьба и роспись по дереву».

*Соломенникова О. А. «Радость творчества»

Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством»

               

 

Название мини-музея. «Русская горница».

Цель создания.  Знакомство детей с богатством культурного наследия, с самобытностью и своеобразием русской народной культуры, которые выражаются через народные обряды, фольклор, быт, традиции. Организация доброжелательного, непринужденного, содержательного общения детей, родителей и педагогов.

Расположение и оформление экспозиций.  Небольшая комната, обставленная старинной мебелью, которую помогли собрать родители, педагоги и местные жители: стол с резными ножками, комод, сундуки, трюмо, лавки, имитация печки, бытовая утварь.

Разделы и экспонаты в них.

*Раздел «Народные промыслы»

-рукотворные предметы декоративного искусства: роспись, чеканка, вязание, вышивка;

*Раздел «Русские народные музыкальные инструменты»

-ложки, трещетки, бубны, гусли;

*Раздел «Народные праздники, обычаи, обряды».

-русские народные костюмы, украшения.

*Раздел «Русская кухня. Традиции русской трапезы»

-бытовая утварь, муляжи.

*Раздел «Фольклор»

-альбомы, сборники песен, стихов, потешек, прибауток.

Формы и методы использования мини-музея.

Организованная деятельность  (старший возраст).

Перечень форм        методов работы.

                             Содержание.

Тематика бесед и экскурсий.

«Бабушкин сундук»

«Как жили на Руси»,

«Русские ремесла»,

«Русская кухня»,

«Как встречали весну на Руси»,

«В гостях у Матрены»,

 «В гости к хозяюшке».

Занятия с использованием музейных экспонатов.

*Занятие по ознакомлению с окружающим «Хлеб всему голова».

*Занятия по развитию речи- разучивание прибауток, закличек, потешек, пословиц, приговорок.

*Занятия по ознакомлению с художественной литературой- чтение русских народных сказок, былин.

*Художественный труд- аппликация на ткани «Петушок –Золотой гребешок»,

*Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».

*Лепка из глины «Дымковские игрушки».

*Рисование «Красный молодец и девица-красавица»

*Музыкальное занятие «Звончатые гусли»

Мини выставки одного зкспоната.

«Русский народный сарафан».

«Народная вышивка»

«Дымковская барышня»

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.

Совместная деятельность педагога с детьми по созданию и оформлению экспозиций.

*Аппликация на ткани «На лугу», «Уточки на озере»,»Мухоморы», «Весенний букет».

*Изготовление и украшение кокошника.

 *Лепка из глины и роспись готовых изделий «Чудо-пряники», по мотивам дымковской росписи.

Результаты детского творчества в экспозиции мини- музея.

Лепка из теста «Калачи, баранки, пряники», «Каравай».

Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок.

 

Экспресс-выставки семейных композиций, проектов.

 Вышивка на ткани «Русские мотивы».

Поделки из дерева.

Панно по мотивам хохломской росписи

Вернисаж

Вечер общения с родителями

«Посиделки»

«Имянины»

Музейные праздники.

 «Свистунья»

«Масленица»,

Подготовка сообщений об экспонатах детьми вместе с родителями.

«Русская вышивка»,

«Волшебные кружева»

Приглашение родителям посетить мини-музей с ребенком и советы о том, как это сделать.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось.

Рукоделием своим

На весь мир прославилась.

Приходите, посмотрите,

За русским хлебосольным столом посидите.

Свое умение и мастерство покажите.

Дети группы

                         Самостоятельная деятельность детей.

             

Игротека.

м/д игра «Угадай на чем играю»,

муз. шумовые инструменты,

дид. Игра «Найди лишний»,

мозаика «Русский орнамент»,

пазлы, разрезные картинки

Лаборатория.

Экспериментирование с краской, глиной, тестом, бумагой.

Творческая студия «Сделай сам».

Трафареты, печати,

альбомы-самоделки,

книжки-раскраски,

разнообразный изобразительный материал

Читальный зал.

Русские народные сказки, потешки, приговорки, загадки

репродукции картин,

иллюстрации.

                          Методический материал.

Сказочный герой.

Домовенок Родя и его друзья: Сестрица-Мастерица, Веселый Карандаш.

Архив музея.

Картотека загадок, пестушек, закличек, приговорок.

Подборка русских народных сказок.

Сборка народных традиций, праздников, обрядов.

Библиотека.

М. А. Викулина «элементы русской народной культуры»

А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»

Э. П. Костина «Родина моя – Россия».

И.Е. Шевчук «Дети и народное творчество».

И. Я. Богуславская «Дымковская игрушка»

О.А. Соломенникова «Радость творчества».

Перспективы развития мини-музея:

Коллективное оформление книги «Русские народные потешки».

Изготовление муляжей, кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...

Мини -музей «МУЗЕЙ ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»

Эту презентацию я изготовила для родителей , чтобы познакомить  с мини музеем нашей группы....

Мини-музей: музей Карандаша и Краски.

Представлены фотографии достопримечательностей г.Воронеж с их кратким описанием....