"Дом в котором я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Каркавина Людмила Дмитриевна

представлены планы - конспекты занятий по обогащению социального опыта детей 3-4 лет содержащихся в учреждениях закрытого типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

«Полысаевский дом ребенка «Родничок»

Каркавина Л.Д.

        

Дом, в котором я живу

(примерный план занятий на обогащение социального опыта

детей 3 – 4 года жизни)

                                        

Полысаево 2015

Тема: «Идем в гости к главному врачу»;                                                         («Идем в гости к ст. воспитателю»);                                                        («Идем в гости к ст. медсестре»)

Цель. Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в доме ребенка.

Дать детям понять, что в доме ребёнка окружающие их взрослые всегда готовы обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, подарить игрушки.           Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. «Мы идем в гости к главному врачу».
  2. Основная часть. «Что нужно сделать перед тем, как идти в гости?» (привести в порядок внешний вид, не забыть о правилах поведения в гостях - приветствие, обращение по имени отчеству, вести себя спокойно, отвечать на вопросы и т.д.)
  3. Знакомство с должностью главного врача, краткая характеристика работы главного врача. Активизировать в речи детей слова - главный врач, кабинет, телефон, мебель.
  4. Диалог главного врача с детьми.
  5. Подарок игрушки от главного врача, научить детей благодарить за подарок, сказать: «До свидания».
  6. В группе заключительная беседа. «К кому мы ходили в гости?»; «Как зовут главного врача?»; «Чем занимается главный врач?»; «Что вы увидели в кабинете?»; «Как вы думаете, вы себя правильно вели в гостях, ничего не забыли сделать?»
  7. Подводя итог занятия, воспитатель благодарит детей за активную работу в процессе занятия, находят место для игрушки - подарка, чтобы после игры поставить на место.

Тема: «Идем в гости к работникам кухни»

Цель. Формировать у детей представление о труде взрослых на кухне, о профессиях работников кухни (повар, кухонный работник, диет, сестра, кладовщик), умение приготовить вкусную пишу и угостить детей  чем - нибудь вкусным.

Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку, показать заботу и внимание работников кухни к детям, показать их любовь и защиту.

Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. «Что мы кушали на завтрак?»; «Кто нам приготовил вкусный завтрак?»
  2. Основная часть. Обсудить с детьми правила поведения на кухне, культуру поведения в гостях, закрепить вежливые слова, обращения, умение задавать вопросы взрослым людям и отвечать на вопросы по мере своих умений и навыков.
  3. Знакомство с кухней, с работниками кухни, с оборудованием кухни, наглядный процесс приготовления пищи. Активизировать в речи детей слова: повар, печь, посуда, продукты сырые, вареные и т.д.
  4. Угощение детей поваром чем - нибудь вкусным. Дети благодарят работников кухни за интересную экскурсию, прощаются и уходят в группу.
  5. В группе воспитатель проводит заключительную беседу, дети делятся своими впечатлениями и полученными знаниями, воспитатель следит, чтобы дети использовали в речи новые слова, и полные предложения.
  6. В итоге занятия воспитатель благодарит детей за активное участие в экскурсии, умение вести себя в гостях, используя примеры других детей. Воспитатель подчеркивает важность профессии повар, и в благодарность стараться съедать пищу приготовленную поваром.

Тема: «Идем в гости в прачечную»

Цель. Формировать у детей элементарные представления о процессе стирки белья - (стирка, сушка, глажение белья), о работе сотрудников прачечной, о назначении и использовании оборудования прачечной - (стиральная машина, сушилка, гладильная доска, утюг).

Дать понять детям, что в доме ребенка работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, заботу, содержать их одежду чистой и опрятной.

Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. Воспитатель обращает внимание на стук в дверь. В гости приходит кукла Даша в грязном платье, просит помочь ей, она нечаянно упала и запачкала платье, и теперь ей не в чем идти в гости. Воспитатель выясняет у детей способы помочь кукле Даше. Если дети не предлагают обратиться к помощи прачечной, то воспитатель предлагает этот вариант.
  2. Основная часть. Предварительная беседа с детьми о правилах поведения и культуре поведения в гостях.
  3. Знакомство и наблюдение за работой прачки со стиральной машиной, сушилкой, за работой на гладильной доске.
  4. Беседа прачки с детьми. Воспитатель дополняет и корректирует беседу.
  5. Дети отдают в стирку платье куклы, а прачка обещает детям принести чистое и выглаженное платье, благодарят, прощаются и идут в группу.
  6. В группе дети делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы воспитателя: «Кто работает в прачечной?»; «Какие машины вы увидели в прачечной?»; «Для чего нужна прачечная в доме ребенка?».
  7. Подводя итог занятия, воспитатель благодарит детей за активное участие, умение вести себя в гостях, поддерживает желание детей содержать свою одежду в чистоте.

        

Тема: «Путешествие по старшей группе. Остановка «Раздевалка»

Цель. Вызвать у детей интерес к шкафчикам для одежды, которые являются «собственностью» каждого ребенка, и желание красиво располагать там свою одежду, головные уборы и обувь. Создавать игровую мотивацию, способствующую появлению у детей желания следить за порядком размещения вещей, их состоянием. Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. В гости приходит клоун Кузя, приветствует детей и просит научить его одеваться на прогулку и раздеваться после прогулки, следить за порядком в своем шкафчике.
  2. Основная часть. Воспитатель вместе с детьми знакомит клоуна Кузю с тем, что шкафчик - это «домик для одежды», в котором для каждого вида отведены специальные «комнаты», расположенные на разных этажах. На первом этаже «живет» обувь, на втором - одежда и т.п., а на верхнем, третьем этаже - «живут» головные уборы.
  3. Воспитатель добивается понимания детьми в речи предлогов: на, над, под, разницы в величине: маленькая, большая.
  4. Воспитатель предлагает 2-3 детям на примере показать клоуну Кузе как необходимо складывать вещи в шкафчик.
  5. Проведение дидактической игры «Найди место этому предмету»
  6. Предложение воспитателя проверить порядок в шкафчиках одежды игрушек, рассмотреть её назвать и навести порядок.
  7. Подведение итога занятия, поблагодарить детей и предложить поиграть в игру «Подберем одежду для наших игрушек».

Тема: «Путешествие по старшей группе. Остановка «Книжный уголок»                    Цель. Познакомить детей с книжным уголком и объяснить, как правильно пользоваться имеющейся литературой. Показать детям книги, с которыми предполагается знакомить их в течение учебного года. Вызвать у детей чувство радости от восприятия обилия ярких обложек, красочных иллюстраций, желание беречь и с аккуратностью относиться к каждой книге. Формировать у детей навык работы с книгой.                                                                                        Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. Привлечь внимание детей яркой, красочной иллюстрацией Ю.Васнецова к стихотворению А. Прокофьева «Шел кот - скороход». Обратить внимание детей на красивую одежду козы и кота. Выяснить у детей где нарисована эта картинка? (В книге).
  2. Основная часть. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у книг тоже есть свой «домик», и называется он «Книжный уголок», в этом уголке «живут» книги. Дети рассматривают книжный уголок. Воспитатель рассказывает, что книги лежат и стоят на полках, это для того чтобы было видно какие есть книги, и какую книгу можно выбрать для чтения и рассматривания.
  3. Предложить детям взять в руки понравившуюся книгу и рассмотреть иллюстрации в ней. Воспитатель тоже берет книгу и рассматривая её рассказывает о правилах обращения с книгой, о значении книги в жизни человека.
  4. Дидактическая игра «Поставь сказку на полку» (на столе лежат книги - сказки, журналы, раскраски, тетради - ребенок должен выбрать сказку и поставить эту книгу на полку).
  5. В заключительной части воспитатель подводит итог - «Где живут книги?»; «Для чего нужны книги детям?»; «Как с ними надо обращаться?». Поблагодарить детей за хорошую работу на занятии.

Тема: «Путешествие по группе. Остановка «Туалетная комната»

Цель. Формировать у детей представление к предметному содержанию ближайшего непосредственного окружения. Вызвать интерес к дополнительной информации об уже знакомых предметах гигиены, приобретать и совершенствовать практические навыки в их использовании.                                                                      Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. Воспитатель делает вид, что наводит порядок в кукольном уголке и находит куклу Ваню. Смотрит на него и произносит:

Ах, ты гадкий, ах, ты грязный, Неумытый поросенок, полюбуйся на себя... Затем обращается к детям, что Ваня специально спрятался, он не знает где можно умыться. Как ему помочь? Дети высказывают свои предложения, воспитатель обобщает и приглашает детей вместе с Ваней в туалетную комнату.

  1. Основная часть. «Как эта комната называется?», «Для чего эта комната нужна детям?», «Что в туалетной комнате находится?»
  2. Воспитатель обращает внимание детей на приятный запах мыла, полюбоваться чистотой сантехнического оборудования. Вызвать желание вымыть руки, тщательно вытереть их.
  3. Воспитатель предлагает детям помыть Ваню, дети помогают воспитателю в умывании, озвучивают действия словом.
  4. Дидактическая игра «Четвертый лишний». (Воспитатель выкладывает одновременно 4 предмета, три принадлежат туалетной комнате, а 1, например, игрушка или книга. Ребенок находит и убирает лишний предмет.)
  5. В заключительной части воспитатель закрепляет у детей и у «Вани» правила гигиены, напомнить о том, что каждый ребенок должен иметь свои предметы гигиены и пользоваться только ими.

Тема: «Путешествуем по спальне»

Цель. Формировать у детей представление о назначении спальной комнаты, о месторасположении своей кровати, знать постельные принадлежности и научить различать их. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, предоставить возможность получить удовольствие от чистого и выглаженного постельного белья, чистой пижамы.                                                                                           Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. Фрагмент мелодии «Спят усталые игрушки» доносится из спальни. Воспитатель приглашает детей в спальную комнату. Спрашивает у детей как называется эта комната?
  2. Основная часть. Воспитатель приглашает детей подойти к своей кроватке. Затем предлагает найти и рассмотреть толстый матрас, простынку, одеяло, подушку, потрогать и погладить их рукой. Активизировать в речи слова: сверху, внизу и предлогов: на, под и т.д. Рассказать детям о том, как надо себя вести в спальне, чтобы не мешать другим детям спать.
  3. Дидактическая игра «Приготовь кроватку кукле для сна» (последовательно застелить кукольную кроватку для сна, по возможности называя постельные принадлежности).
  4. Обыграть укладывание игрушек спать с использованием колыбельной: «Баю - бай, баю - бай, ты собачка не лай...» и «Заинька».
  5. В заключительной части поблагодарить детей за активное участие в занятии, послушать песенку «Спят усталые игрушки» или колыбельные песенки в исполнении воспитателя.

Тема: «Путешествие по групповой комнате. Остановки «Рисовальная», «Кукольная», «Строительная»

Цель. Формировать у детей позитивное отношение к зонированию группы. Знакомить с местом размещения игровых зон, правилами и требованиями, предъявляемыми к активным действиям в этих зонах. Закреплять у детей желание к совместной со взрослым деятельности и вызывать интерес к материалам и оборудованию игровой, проявлению инициативы к игровым действиям. Способствовать повышению эмоционального тонуса детей.                                 Примерный план занятия:

  1. Организационный момент. В гости к детям пришла «Совушка - сова» и просит детей рассказать о своей группе. Воспитатель предлагает детям показать где расположены игровые зоны и для чего они предназначены.
  2. Основная часть. Воспитатель последовательно подводит детей к определенной зоне, называя ее, просит детей элементарно рассказать, что это. Использовать игровые методы и приемы, побуждающие к активным действиям с изобразительным материалом, игрушками, конструкторами или строительным набором.
  3. Дидактическая игра «Выполни задание». (Дети по краткому описанию находят нужную зону: «В этом уголке есть карандаши, бумага, пластилин, что можно в этом уголке делать?» и т.д.
  4. Подводя итог занятия, воспитатель закрепляет, с какими зонами дети познакомили «Совушку - сову», особый акцент сделать на правила совместной деятельности детей и взрослых или с другими детьми, бережному отношению к игровому оборудованию. Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии.

Содержание работы по обогащению жизненного опыта детей

  1. Обсуждение действий санитарки при подготовке к завтраку, обеду, полднику (последовательность сервировки, правил подготовки к приему пищи и т.д.).
  2. Обсуждение действий санитарки при уборке группы после приема пищи.
  3. Обсуждение действий санитарки при мытье посуды.
  4. Обсуждение действий взрослых и детей при подготовке ко сну: умывание, полоскание рта, мытье рук, последовательность раздевания, расположение вещей на стульях, укладывание в кровать с ласковым обращением к детям, пение колыбельной песни.
  5. Обсуждение действий взрослых и детей при сборах на прогулку: поведение в раздевальной комнате (нельзя громко разговаривать, бегать); соблюдение последовательности одевания; оказание помощи друг другу; обращение за помощью к взрослым, умение выразить благодарность; уважительное отношение к взрослым, умение прийти к ним на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...