Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы на рябине»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Потанина Татьяна Александровна

Авторская методическая разработка по использованию технологии мнемотехники в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potanina_ptitsy_na_ryabine.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Невского района Санкт – Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Птицы на рябине»

Воспитатель

Потанина Т.А.

Санкт – Петербург

      Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Птицы на рябине»

1-ч. Беседа о зимующих птицах с использованием приемов мнемотехники.

2-ч. Коллективная аппликация

Цель: Уточнить и конкретизировать  знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, особенностях поведения.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, воображение.
  3. Развивать произвольное внимание.
  4. Помочь детям преодолеть неуверенность в себе, реализовать свой потенциал.
  5. Упражнять детей в вырезывании кругов из квадратов и овалов из прямоугольников. Создавать из этих фигур изображение птиц, дополнять их деталями и наклеивать на дерево для создания общей композиции.
  6. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Материал

1. Демонстрационные слайды с изображением кочующих и зимующих птиц

 ( воробей, синица, дятел, снегирь, голубь, ворона, свиристель).

2. Аудиозапись с голосами птиц (синица, голубь, воробей, ворона, дятел).

3. Кроссворд в виде дерева.

4. Раздаточный материал:  лабиринт (лист размером

10х10), простой карандаш.

5. Квадраты и прямоугольники разного цвета для аппликации.  

6. Лист ватмана с веткой рябины (ягоды сделаны из ваты и раскрашены краской в совместной деятельности воспитателя с детьми)

Технологии

1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

2. Информационно – коммуникативные технологии.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. Игровые технологии.

5. Технология мнемотехники

1-часть 1. В.- Осень золото роняет,

                     Холод пташек угоняет.

                     До свиданья лес и луг,

                     Мы летим на теплый юг!

-О каких птицах говорится в этом стихотворении? ( о перелетных)

В.: - Отшумели стаи грачей и скворцов, других перелетных птиц. Покинули они наши края, подались на юг. На смену им прилетели гости с Севера – кочующие птицы – красногрудые снегири, суетливые чечетки, красавцы свиристели.  Лакомятся румяными ягодами рябины и боярышника. И наши городские птицы оставшиеся зимовать, мирно соседствуют с гостями.

 

1. Воспитатель  показывает слайд с изображением зимующих  птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, ворона, дятел, свиристель) и слайд с изображением ласточки.

В.: -Посмотрите на слайд и скажите, что это за птицы? (дети перечисляют птиц)

- Как одним словом можно назвать всех птиц, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)

 -Все ли это зимующие птицы? (Если дети не ответят, что ласточка лишняя, сказать что я могла ошибиться и показать не тот слайд)

2. Упражнение на развитие слухового внимания

 « Узнай по голосу» (Аудиозапись голосов птиц).

Дети называют  птиц, голоса  которых  они узнали (воробей, синица, голубь, ворона, дятел, свиристель).  

3. Упражнение «Кто спрятался». 

Воспитатель выставляет в ряд картинки с изображением зимующих птиц, предлагает детям запомнить по порядку птиц на картинках. Дети смотрят, затем воспитатель переворачивает карточки и  предлагает вспомнить, под какой карточкой какая птица, сначала по порядку,  потом вразброс (1-я, 4-я).

4. Разгадывание кроссворда

 В.: -Вы любите разгадывать кроссворды?  (Да)

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Он необычный  - в виде дерева, в ветках которого спрятались разные птицы. Когда мы разгадаем кроссворд, то узнаем, какие  птицы сидят на дереве.

5. Игра на внимание «Слушай»

В. -А теперь игра на внимание «Слушай». Я вам прочитаю небольшой рассказ о  синичке. Вы должны запомнить сколько раз слово «синичка» услышите в этом рассказе.

«Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. Возле окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату и стала клевать хлебные крошки. Наевшись, синичка улетела. А дети за окошком соорудили кормушку, и синичка каждый день прилетала поклевать крошек и зерен».

- Сколько раз слово синица встретилась в этом рассказе?

(5 раз)

- Кто оказался самым внимательным?

6. В. - А теперь, ребята,  вы будите фотографами.

Фотограф  должен быть очень, очень внимательным, и иметь хорошую память. Вы будете фотографировать картинки, на которых нарисованы птицы. ( воспитатель показывает слайд, на которых изображены зимующие птицы (воробьи и дятлы). Посмотрите внимательно на слайд и запомните  птиц.

 (Дети смотрят на слайд в течение 3-5 секунд,  затем воспитатель

убирает её)

-Какие птицы были изображены на слайде?  (воробьи, дятлы).

  - Кого больше?

  - Давайте проверим (6 воробьев и 4 дятла)

 Аналогичное задание проводится со слайдом на которой изображены синицы и снегири.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам летят птицы.

Как они сядут – тоже покажем – крылья сложили назад.  

  1. В. -А теперь, ребята,  возьмите листочки. Что нарисовано? (лабиринт)

Вам нужно нарисовать короткую дорогу, по которой синичка доберется до кормушки.

2- часть  В. -Сегодня мы с вами вспомнили разных зимующих птиц. А теперь, давайте,  всех их соберём  на ветки рябины (воспитатель показывает ветку рябины, нарисованную на ватмане).

- Вы должны выбрать, какую птицу будете вырезать,  и подобрать нужную по цвету бумагу. Давайте вспомним, какой формы должна быть голова и туловище? Что для этого нужно сделать? ( вырезать из квадрата круг для головы, а из прямоугольника овал для туловища).

-Хвостик длинный или короткий вы можете вырезать из прямоугольника, сложив его пополам, срезать наискосок полоску. (Показ)

Выполнение работы детьми (при необходимости индивидуальная помощь воспитателя ребёнку).

Дети соединяют вырезанные части птицы, затем самостоятельно приклеивают готовых птиц на ветку рябины.

В. – Ребята, посмотрите, какие птицы прилетели на эту рябину. Кто из вас расскажет, какая из птиц нравится больше и почему?

- А как мы сможем заботиться о птицах в городе?  (ответы детей)

      МНЕМОТЕХНИКА – это система искусственных приёмов для тренировки всех видов памяти.

    Мнемотехника представляет собой игровой тренинг, позволяющий в интересной и доступной форме развивать интеллект ребёнка.

      Использованием приёмов мнемотехники на занятиях, в совместной деятельности, в групповой и индивидуальной работе с детьми помогает решать следующие задачи:

  1. Развивает психические процессы: память (дети учатся быстро запоминать полученную информацию), внимание, логическое мышление, речь, воображение.
  2. Способствует формированию психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
  3. Помогает детям преодолеть неуверенность в себе, реализовать свой творческий потенциал, заложенный от природы.

В предложенных ниже конспектах занятий автор использовала приёмы пиктограммы, приём образных ассоциаций и рассматривание коллажей.

Коллаж – это «винегрет» из картинок, букв, геометрических фигур, цифр. Коллажи используется с целью развития у детей фотографической памяти, умения устанавливать логические связи между картинками, формирования понятий, обогащения словарного запаса, закрепления пройденного материала.

Пиктограммы – это схематичные рисунки, значки на каждое слово. Зарисовка пиктограмм позволяет запомнить и воспроизвести словесную информацию.

Приём образной ассоциации развивает слуховое внимание, память, фантазию. Суть приёма состоит в том, что к определенному звуку ребёнок придумывает слова – ассоциации.

Литература:

1. Л.В. Кривенко, А.А. Укарцева

Программа «В гостях у Мнемозины»

Авторское свидетельство Комитета по образованию С-Пб от 30.05.97г.

2. О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина

 Учим детей наблюдать и рассказывать.

Ярославль «Академия развития» 1998г

3. Бодрова И.В. Мнемотехника для детей. С-Пб, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золушкины помощники»

Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев ру...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Как беречь свое здоровье"

В авторской разработке рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий в процессе работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к здоровому образу жизни....

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой город»

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой город» Цель: Создать условия для получения детьми знаний о своём городе.Задачи :  Образовательные:...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ГОРОДА»

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Тема:  «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ГОРОДА»Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопри...

Конспект – сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказку»

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие мелкой моторики, ориенттировки на листе бумаги. Будет полезен для воспитателей ДОУ и родителей воспита...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Я- гражданин России».

Дааный сценарий образовательной деятельности  позволяет  в процессе совместной деятельности формировать у детей правовое сознание, в интересной игровой форме  дети знакомятся с понятиям...