Перспективный план работы по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Представлен перспективный, тематический план работы с детьми средней группы по экологическому воспитанию на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
в средней группе
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ 1.Во саду ли, в огороде
2. В хороводе деревьев
3. "Зелёная аптека"
- | -Закреплять представления детей об овощах и фруктах; -Учить их классифицировать, правильно называть и различать; -Знать их место произрастания; -Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); -Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. - Накапливать впечатления о деревьях; -Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина); - Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; -Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев; - Воспитывать интерес к познанию. - Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником; - Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; - Воспитывать бережное отношение к растениям.
| Наблюдения: -Сбор урожая Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию" Беседа "Что нам осень принесла" Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" Чтение: Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук". Ю. Тувим "Овощи" Игра "Дорисуй овощ" Рассматривание картины "В поле осенью" Аппликация "Поспели яблоки в саду" Лепка "Овощи для магазина" Опыт "Тепло - холодно" Посадка чеснока на зиму -Наблюдения -Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев -Отгадывание загадок -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" -Дидактическое лото "С какого дерева листочек" -Рисование "Разноцветные листочки" -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой" -И. Токмакова "Сосны" -Беседа о лекарственных травах -Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями -Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" |
ОКТЯБРЬ 1.Путешест вие в страну «Осень»
2.Тайны грибного царства
3.Чудо- ягодка
4. Воздух | -Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; -Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Познакомить детей с грибами; -Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка); - Дать знания о полезных свойствах грибов. -Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) -Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды); - Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" -Игра "Какая сегодня погода" -Развлечение "Осень разноцветная" -Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка" -И.Бунин "Листопад"(отрывок) -И, Токмакова "Ветрено" -Песенка "Во поле рябинушка" -Рисование "Грустная осень", "Радостная осень" -Лепка "Как ёж готовится к зиме" -П/и "Перелёт птиц" -Кукольный театр "Лесная история" -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении -Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" -Рассматривание иллюстраций, муляжей -Отгадывание загадок -Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей |
НОЯБРЬ 1. Мир растений
2.Подводное царство
3.Волшебница вода
| -Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения; -Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями; - Воспитывать эстетические чувства.
- Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушко; -Учить выделять и называть части тела рыб, повадки; -Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
-Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; -Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; -Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием4 - Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение" -Рисование "Поляна цветов" -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" -Наблюдения за аквариумными рыбками -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. -Игра "Мы весёлые рыбки" -Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыбка" -Аппликация "Аквариум" (коллективная) -Рассказ Л. Берг "Рыбка"
-Беседа -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" -Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыт с водой - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" |
ДЕКАБРЬ 1.На бабушкином дворе
2.Лесные жители
3.Белый снег, пушистый | -Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде; - Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе; - Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают); - Прививать добрые чувства к животным.
- Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных); - Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; -Воспитывать любовь и заботу к животным.
-Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение; - Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт" -Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) -Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка -Чтение сказки "Как собака друга искала" -Драматизация сказки "Три поросёнка" -Аппликация "Кисонька-мурысынька" - Подвижная игра "Пастух и стадо" -Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Игра- имитация "Звериная зарядка" - Опыт "Как звери меняют шубку" -Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу" -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт" -Слайды "Времена года" -Театр на фланелеграфе "Маша и медведь" -Настольный театр "Снегурушка и лиса" -Рисование "животные в лесу" (трафарет) -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" -Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" -Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?" -Рассказ Н, Носов "Лисята" -Лепка "Заяц-длинные уши" -Подвижная игра "У медведя во бору" -Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" -Постройка горки с помощью взрослых |
ЯНВАРЬ 1. В гостях у птиц
2. Зимушка-зима
3. Песок, глина, камень, почва | -Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач); - Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
- Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; - Показать детям связь между живой и неживой природой; -Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
-Научить узнавать и называть песок, глину, камень; - Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства; - Дать представления о том, как образуется перегной. | -Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке -Дидактические игры: "Кто , где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) -Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" -Игра "Птички-невелички" -Устройство птичьей столовой -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу -Диафильм "Зима в лесу" -Рассматривание картины К. Коровин "Зима" -Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) -Рисование "Зимушка- зима" -Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) -Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима" -А.Барто "Ёлка" -Детские впечатления "Я был в зимнем лесу" -Игра "Жидкое- твёрдое" -Чтение пословиц, поговорок -Игры -забавы с санками -Подвижные игры "Берегись, заморожу" "Снежинки и ветер" -Опыт с песком, глиной -Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) -Рассмотреть песок, глину (сравнить) |
ФЕВРАЛЬ 1. Путешествие в царство комнатных растений
2. Обитатели уголка природы
3.Стекло и металл | -Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. - Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). - Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. - Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
- Познакомить детей с жителями уголка природы. -Развивать интерес, наблюдательность. -Учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. -Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. -Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями -Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" -Рассматривание картины "Цветущий кактус" -Лепка "Кактус" -Барельеф "Красивые цветы" -Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами" - Длительное наблюдение за черепахой, хомяком. -Беседа -Рассказ о обитателях уголка природы -Впечатления, высказывания детей -Игра "Расскажи и покажи" -Опыт со стеклом, металлом -Сравнение предметов -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов |
МАРТ 1. В гостях у Веснянки
2. Береги живое!
3.Резина и пластмасса | -Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. - Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; -Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. -Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. -Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). -Учить детей определять признаки и свойства материалов. -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники" -Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" - Где будут первые проталинки? -Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна? -Рисование "Волшебница весна" -Театр "Заюшкина избушка" -В. Берестов "Песенка весенних минут" -М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята" -Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" -П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" -Рассматривание Красной книги, беседа
-Рассматривание предметов из этих материалов -Сравнение резины и пластмассы -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Поделки из резины, пластмассы |
АПРЕЛЬ 1.Насекомые - наши помощники
2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения
3.Земля- мой дом | -Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); -На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. - Показать пользу насекомых. -Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. -Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). -Учить различать 2-3 дерева по цветкам. -Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). -Воспитывать эстетические чувства.
-Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. -Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. -Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") -Рисование "Божья коровка" -Лепка "Зелёная гусеница" -Наблюдения за цветением деревьев -Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны" -Дидактические игры "Раскрась предметы живой и неживой природы" "Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование "Яблоня в цвету" -Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл -Игра "Что , где зреет" -Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой" -Рассматривание картины "Цветущий сад" -Игра "Пчёлки" -Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря -Рассматривание картины "Семья дома" -Рассматривание семейных фотографий -Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо" |
МАЙ 1.Экологическая тропинка
2.Человек - живой организм
3. Бумага, древесина, ткань
| -Приблизить детей к природе; -Учить их общаться с ней, любить ее. - Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). -Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
-Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. -Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. -Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. -Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. -Уметь их сравнивать. -Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. -Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" -Целевая прогулка по экологической тропинке -Беседа Игра "Что ты сделал доброе для природы?" -Игра "Что будет, если:" -Дидактическая игра "Кто больше" -Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги" -Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" -Игра "Опиши, а мы отгадаем" -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека -Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Носария -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз -Изготовление поделок, построек -Оригами из бумаги -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов -Беседа -Опыт с бумагой, древесиной -Аппликация из ткани "Полянка цветов" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников
Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-26108-1368468132.jpg)
перспективный план работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективный план...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
Перспективный план работы по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-95782-1358184280.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553720-1419060534.jpg)
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565435-1421342472.jpg)
Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе....